С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 –    )


(12.X.99 – 15.III.00)


2000
Январь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31

Март
Февраль


1999

  6 января 2000 г. 


      PET SHOP BOYS

        Илья Кутик написал новую книгу, "Смерть трагедии", "вторая часть которой выходит как первая". Главным её персонажем является голубой персидский кот, который мотался с автором (вслед за автором?) по разным материкам и странам, пока весь не вышел. Умер, то есть. Таким образом, мы имеем дело с растянутым на девять десятков страниц реквиемом. Который постепенно, к концу жизни, оборачивается едва ли не самоэпитафией: налицо полное отождествление поэта с котом, слияние одинокого человека со своим домашним животным (про близкое существо и говорить-то так, животное, как-то не очень ловко).
        Книга разворачивается как единый текст. Даже не сборник, но цикл, связка текстов, проложенных едиными мотивами и лейтмотивами, темами и их вариациями. Как в компьютерной графике, усатая мордашка Котика постепенно превращается... постепенно превращается в Кутика. Поэт сам выбирает судьбу, и понятно, что поэта далеко заводит речь (Бродский возникает в контексте разговора о книге Кутика вполне закономерно: "Смерть трагедии", может, из одного его известного фотопортрета и вышла). Однако же именно пример существа, которое, как известно, ходит только само по себе – приоритетен и формообразующ. Бытие кота самостоятельно и малопонятно – как эстетика Кутика сотоварищи, меньше всего озабоченных "быть понятными".
        Почему "Смерть трагедии"? А потому что большая история, большой стиль закончились, остались только маленькие трагедии маленьких людей. Такие, как смерть кота, скажем. Кому-то это покажется чудачеством, странным преувеличением, и только обречённый на одиночество скажет: "И я бы мог, как шут..."
        Илья Кутик написал лучшую свою книгу. Более того, скажу: для кризисного российского стихосложения "Смерть трагедии" – пример редкой убедительности и красоты преодоления – кризиса, трагедии, пригова. И если книга эта, надеюсь, выйдет в свет, мы получим действительно значительное явление конца-начала.
        Вот ещё что важно. После длительного молчания, как подснежники из под немотствующего снега, снова прорезаются метафористы. В прошлом году появились брошюрки с несколькими циклами Владимира Аристова. Только что вышла книга Сергея Соловьева. Алексей Парщиков написал "Нефть". Школа, некогда казавшаяся самой перспективной, снова набирает обороты. Тексты становятся всё более изощрёнными и герметичными, книги – всё более изящными и редкими. Меняются и читатели.

      А, может быть, – подумал я, – из них
      Слепить себе котяру, новый голем?..

Дмитрий Бавильский




Вернуться на страницу "Авторские проекты"                К текущему дневнику


Copyright © 1999-2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru