С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


Октябрь
  Сентябрь 20025   24   28   31Ноябрь 2002 

Дмитрий Кузьмин   Написать автору

        Недавно в Москве открылся новый магазин некоммерческой литературы. Он называется "Фаланстер", и это название изящно дисгармонирует с окружающей обстановкой Патриарших прудов. До популярности "Проекта О.Г.И." или пионеров интеллектуальной книготорговли былых времен - "19 Октября" на Полянке или "Гилеи" на Знаменке - новому заведению покамест далеко, но весь законный ассортимент подобных магазинчиков в нем уже представлен, потянется вскорости и народ, потому что уж больно расположение удачное. Приятно, что первой публичной акцией на новом месте станет 12 октября вторая часть презентации нового выпуска "Вавилона". Но занятнее всего не это, а первая реакция прессы (для которой, по идее, открытие в центре Москвы маленького книжного магазина не должно быть таким уж выигрышным информационным поводом). Вот уже несколько публикаций, однако, появились, и в них звучит одна и та же нота, четче всего озвученная "Известиями", написавшими, что, дескать, появился в столице новый Дом политической книги. Мотивы газеты понятны: у руля в "Фаланстере" группа молодых людей, среди которых известный писатель и публицист леворадикального направления Алексей Цветков-младший. Но ассортимент "Фаланстера" в весьма незначительной степени отвечает придуманной журналистами специализации: небольшой стенд с анархистскими полусамиздатскими газетами да затесавшаяся в политологический раздел последняя книжка Зюганова...
        Газета схватила важную и вполне объективную потребность московского книжного рынка в специализации. Вернее сказать, потребность такая есть не у рынка, а у потребителя: приходя в определенное место, знать, что там он найдет все, что только возможно, по определенной теме, из определенного сегмента печатной продукции. Удовлетворять диверсифицированный спрос можно двумя способами: за счет специализации и за счет универсализации. Второй путь - создание гигантских супермаркетов (книжных, применительно к данному случаю); опыт, однако, показывает, что имеющиеся крупные книжные (будь то Дом книги на Новом Арбате, "Библио-Глобус" или "Москва") не готовы работать с малыми партиями книг ограниченного спроса, предпочитая делать выручку не за счет полноты ассортимента, а за счет вала (и за счет сдачи части площадей под сопутствующие и вовсе непрофильные товары), а новые магазины не могут себе позволить больших торговых площадей в принципе. Однако и по пути специализации новые книжные двинуться не готовы. В близкой временнОй перспективе гораздо надежнее выглядит работа с базовым набором литературы по достаточно широкому кругу направлений: один покупатель возьмет книгу по истории, другой - по философии, третий - Борхеса или Коэльо, четвертый, глядишь, и того и другого помаленьку... При этом спрос потребителя, специально интересующегося тем или иным разделом - будь то философия, история или поэзия, - заведомо остается недоудовлетворенным, но зато какое-никакое предложение найдется на каждый спрос. Специализированный магазин исторической, или философской, или поэтической книги может полностью удовлетворять спрос соответствующей группы потребителей, но ничего не дает всем остальным, - следовательно, такой магазин требует устойчивой и достаточно многочисленной группы постоянных покупателей, которая формируется не за один день, - и то не факт, что этого будет достаточно для финансовой успешности предприятия.
        Кажется, что здесь тупик: и путь универсализации, и путь специализации книжной торговли не срабатывают. Нужно, тем не менее, искать выход - это необходимо не только потребителю (определенного типа: ищущего не "что-нибудь почитать", а вполне определенные издания), но и новичкам на книготорговом рынке, заинтересованным в том, чтобы приобрести "лица необщее выраженье". И выход этот, по-видимому, в новых формах организации дела, сопровождаемых специализированными дополнительными услугами.
        Я хотел бы предложить одну из таких форм - в качестве модели, которую может использовать, вообще говоря, любой желающий. Это книжный магазин с тематическими днями. Торговый зал делится на две части. В одной представлен нормального объема ассортимент по всем типам книги, с которыми работает данное заведение. Другая часть представляет тот или иной раздел в расширенном, максимально полном виде: сегодня это книги по истории, завтра - по философии, послезавтра - издания поэзии. За каждым разделом закреплен день недели. И если в понедельник широко экспонируются книги по истории - то, стало быть, в этот день в магазине работает продавец-консультант, компетентный именно в этой области, проводятся презентации соответствующих книг и встречи с авторами... В конце рабочего дня сменная экспозиция сворачивается, а в начале следующего рабочего дня на ее место ставится расширенная экспозиция другого раздела. Разумеется, покупатель книг по истории может прийти и не в свой день, спросить нужную ему книгу, и продавец из "общего" отдела ему эту книгу найдет; но если покупатель придет в такой магазин в "свой" день - его будут ждать не самые известные и не самые доступные издания, чреватые неожиданностями, причем ждать в удобном виде, а не на складе или в углу на самой верхней полке, куда не достать без стремянки, а плюс к этим изданиям - возможность получить нужную информацию у консультанта, встретить коллег, интересующихся сходным кругом вопросов, посетить "профильные" мероприятия.
        Такая система сопряжена с дополнительными затратами труда (на постоянную смену экспозиции) и значительными сложностями с подбором кадров (грамотные консультанты по направлениям), а сама ее непростота делает ее утопической. Но и гипотетический выигрыш от реализации данной схемы был бы велик: для целого ряда референтных групп определенная книготорговая точка приобретает повышенную привлекательность, обрастает свойствами клуба - а в "своем" месте и деньги потратить приятней. И потом - чем хороша специализация с консультациями? Тем (помимо прочего), что консультант, видя, какую книгу выбирает клиент (а со временем - и просто зная этого клиента в лицо), понимает, какие другие книги, смежные с этой по тематике или методу, следует клиенту предложить. Этот механизм, кстати, был опробован когда-то Германом Лукомниковым в бытность его сотрудником "Гилеи" на Знаменке: поскольку все книги поэтического раздела были им в самом деле прочитаны, каждому покупателю, выбиравшему хоть одну из них, он был готов предложить двух-трех авторов близкого направления, - и сплошь да рядом покупатель в итоге добавлял к первоначальной покупке еще одну...
        Наверняка можно придумать и другие модели. Ясно одно: самим фактом появления нового книжного теперь никого не удивишь - надо искать свое лицо. Иначе прогоришь. Кстати, магазин "Специальный книжный центр", открытый сотрудниками бывшей "Гилеи" у метро "Аэропорт", на днях закрывается.



Вернуться на страницу
"Авторские проекты"
Индекс
"Литературного дневника"
Подписаться на рассылку
информации об обновлении страницы

Copyright © 1999-2002 "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Яндекс цитирования
Баннер Баннер ╚Литературного дневника╩ - не хотите поставить?