В моей жизни. Сетевой журнал литературных эссе.
страница выпуска / страница автора

Деревья в моей жизни / 7.03.2007

  • Алла Горбунова
    Под деревом

    Я сел под дерево.

    Принц сел под дерево.

    Любите ли вы лес так, как люблю его я?

    Кто он? Бог дерева? Конечно, он бог дерева. Косец Свастика дал ему восемь пригоршней травы, и он сидит на них.

    ...Я вырос в лесу. В лесу моём много деревьев. Была война — теперь тишина. Стрёкот на просеке. Я рос в хижине болотной ведьмы на Чёрных озёрах, а вокруг стреляли. На линии Маннергейма в траве я находил пули. Зимней ночью замёрзла целая дивизия — это место теперь называют долиной смерти. Потом пришла весна, Марьяна-весна, в погонах. Она ходила по лесу, и побежали ручьи, тогда меня расстреляли, я не помню. Нас было пятеро магов: Санька, Юрка, две Надюхи и я. Мне было тринадцать, конечно, тринадцать. Мы все погибли.

    Властелин мира пришёл к принцу и сказал: живи и делай добро.

    ...На даче за старой границей — тройная берёза у дома. В девяти озёрах я утопился: в Чёртовом, Большом и Малом Борковских, Осиновском, Ветреном, Радужном, Чёрных озёрах и в том безымянном, к которому через лес ведёт старая конская дорога. На девяти деревьях я себя распял: на сосне, и ели, и осине — три по три. Ты, чёрный ворон, собери мои слёзы. Уточка, уточка, собери со дна озера мои слёзы, и я одену тебя в платье из пёстрых перьев.

    Принц ответил: я обладаю всеми достоинствами. У меня есть вера, героизм и мудрость. Что ты просишь у меня о жизни?

    ...Призрачные метаморфозы лунного бала. Хвоя и вино у стен крепости. Сюда приехали кельтские танцоры на бал майского дерева, в полнолуние. Играют волынки. Юноши в килтах и девушки с развевающимися волосами. Я знаю их по именам: Виона, Гвэн, Талина, Ролд, Лил-Аллуа. Танцуют рилы и джиги, конский бранль, ирландерку. Королева бала в венке из папоротника, лучшая танцовщица. Сон в летнюю ночь. Дриады, блондинки, блуждающие эльфы, Гермия и Елена вышли присоединиться к танцующим.

    Властелин мира оставил принца, написав тростинкой на земле: «Принц-отшельник спасётся из моего царства». Принц достиг первого сосредоточения и продолжил раздумье.

    ...Странный народец прячется за деревьями. Древний, ненавидящий людей народец выглядывает из темноты ночного леса. Изгнанные боги выходят на свет: бог с оленьими рогами, змей с головой барана. В сельской Галлии на кобылице скачет покровительница крестьян Эпона. В ночном лесу мы играем в киберпанк. Я — помощник шерифа. Мы играем в принцев Амбера. Я — одна из принцесс хаоса. Мы играем в Новгородскую Русь. Я — уличная юродивая. Люди в масках диковинных животных сидят у костра. И все, кого ты встретишь на пути, будут только тени.

    Принц прекратил раздумье и достиг второго сосредоточения.

    ...Дерево любви: ребёнок влюбляется в мальчика-подростка невероятной красоты, сироту из запущенного серо-голубого дома. Летним вечером, отломив ветку малины, этот мальчик признаётся ребёнку в любви на глазах у компании подростков. Мне восемь лет, это злая шутка, спор, я не знаю. Утром пришла взрослая девочка, измазавшая мне губы черникой, и спросила о моих чувствах к нему. Я ответил: «Он недостаточно красив». Я не видел никого красивее. Я любил его ещё много лет. Вот — он стоит на перекрёстке, напротив солнца. Я прохожу мимо, держась за забор, ноги не слушаются. Он на меня смотрит. Злая шутка? правда? — я не узнаю.

    Пребывая невозмутимым и внимательным, принц достиг третьего сосредоточения.

    ...Большие деревья, куколки из травы, гнёзда птенцов в песчаной яме, аллеи и шиповник. Цветы шиповника шли в корм гусеницам. Изабелла, покойница, берёт меня с собой за цветами к старухе из дома в конце улицы. Старуха срезает цветы для неё, а потом и для меня. Окна из утреннего солнца, жасмин, спирея. Мать на клеверной лужайке показывает фотографии Франции. Мы гуляем по сельским дорожкам: мы с мамой, тётя Лена и Наташа. Мы гуляем в грозу в дождевых накидках под переливающимся небом. В лесу мы ищем лягушек, дороги и деревья пахнут ливнем. Крёстная, покойница, зовёт нас на Отрадное озеро, мы едем в кузове грузовика по пыльной сельской дороге. В дожди мы сидим на веранде, играем в карты, лото, перебираем пшено.

    Отказавшись от удовольствия и от боли, принц достиг четвёртого сосредоточения. Он вспомнил сотню тысяч причинно предшествующих ему существований, циклы распада и развёртывания вселенной.

    ...Мы идём туда с девочкой с длинными белыми волосами, — в дом у гнилого дерева. Мадам — пусть её будут звать Матильдой — заставляет девушек делать уборку. Их зовут: Аманда, Жасмин, Вика, К***. Они убираются и ругаются между собой, как базарные бабы. Мадам читает интеллектуальный роман. Девочку с длинными белыми волосами зовут Сонечка Мармеладова. Меня назвали Марией. Я — «повелитель молчания», отстранённый исследователь боли, отважный экспериментатор, дерзновенный художник. Два безобразных подростка выбирают Сонечку. Среди ночи приходит чеченец. Всё остальное заслуживает бесконечных слёз Мадонны и небольшого денежного вознаграждения.

    Принц увидел рождение и смерть всех существ во Вселенной, и все мгновения жизни всех живших, живущих и будущих жить существ слились для него в единый единственный миг. Каждый миг существования Вселенной и каждого ростка, все миры, вся бесконечность, заключённая в каждой пылинке в каждое мгновение, одновременно открылись сознанию принца. Он увидел связь всех вещей, умирающие солнца и потопы. Он видел, как дымится каждая сигарета в кофейнях, слышал каждую мелодию на танцевальных площадках и во дворцах султанов. Он видел, как первыми на брошенной земле появились папоротники и травы, потом цветы, кузнечики, гусеницы, шмели, бабочки, стрекозы. Выросли деревья и кустарники. Европа покрылась лесами. Появились лиственные леса с дубом, клёном, берёзой, грабом, буком, лещиной, орехом. Прилетели певчие дрозды и дятлы, пришли лани, белки, землеройки. Выросли хвойные леса с елью, сосной, пихтой, тисом, можжевельником и кедром. Клёст-еловик принялся вышелушивать семена из шишек, пришли волки, лоси и бурундуки. Как красиво! — и люди стали селиться у рек.

    ...Редкая штучка, изумрудное зёрнышко под мизинцем, дерево в огне, купина. Что говорят поэту о призвании: иди туда не знаю куда, принеси то не знаю что. И то, что ты принёс, не знают, как назвать, ведь принёс ты то не знаю что, а вот. Впрочем, чего только не бывает: сатира, эпиграммы, стихи на случай. Прекрасные формы, поэзия позднего средневековья и Ренессанса: канцоны, баллады, вилланели, рондо, триолеты, терцины, секстины. Катрены, тонические стихи, непонятно какие стихи, любовные, разные — обо всём, что было и не было, о царстве молчания, — детские ночные сидения у настольной лампы: такое небо ранней весною, / когда летят в вышине журавли, / и этот южный далёкий город, / где были мы на краю земли и т.д... Или: и как хранит древесная кора / берёзы сок на привкусе изнанки...и т.д... Или:

    Как растёт трава?
    Тихо-тихо:
    мышиный неслышимый шаг
    в полуночном пыльном подполье;
    скрылась под кровать
    паучиха...
    Так ветер поёт в камышах,
    и суслики рыскают в поле.
    Как растёт трава?
    Только ночью,
    когда застывает всё молча,
    в зелёном чаду в чистом поле —
    пьяный пряный вар.
    В лунных корчах
    волшебною трелью звоночки
    поют о таинственной воле
    ... и т.д...

    Принц сказал: «это боль»; «это причина боли»; «это конец боли»; «это путь к концу боли». На рассвете принц произнёс: «Строитель, сломаны твои стропила, и конёк крыши разрушен. Части сознания моего разлетелись, достигнут предел стремлений». Принц сказал богам: «Путь отрезан, и нет возврата. Это действительно называется концом боли». Принц встал из-под дерева. Теперь его звали Будда, Татхагата, Бхагаван, Сугата, Джина, Локаджьештха (Пробуждённый, Так Ушедший, Блаженный, Правильно Идущий, Победитель, Почитаемый миром). Принц победил мир и стал свободен.

    Раненый сосновыми иголками в бору на необыкновенно мягком солнце, я заснул и проснулся.

  © 2007 «Вавилон» | e-mail: info@vavilon.ru