Эдварда КУЗЬМИНА

Так жили поэты

Э. Кузьмина. Светя другим:
Полвека на службе книгам

    М.: ИД ╚Юность╩, 2006.
    Обложка Вадима Калинина
    (по мотивам М. К. Чюрлёниса)
    ISBN 5-88653-079-7
    С.222-223.
    /Раздел «И не только о книгах»/



            Сколько лет мы ходили в этот подвал на выставки авангардистов. И вот наконец выставочный зал на Малой Грузинской, в доме, где последние пять лет жил Владимир Высоцкий, где на стене впечатан его профиль и звон надтреснутого колокола, — этот зал по праву отдан выставке, устроенной Центром-музеем его имени.
            У входа нас словно окликают голоса — на стенде рядом строки Блока и Ахматовой, Гумилева и Высоцкого... «Так жили поэты...» Эта строка Блока обозначила тему выставки — дом поэта и бездомность поэзии. Здесь и фотографии тех домов, что давно стали местом паломничества — переделкинская дача Пастернака или Фонтанный дом Ахматовой, и «дом, который срыт», но живет в нашей памяти, как Шахматово Блока или «чердак-каюта» Цветаевой, и впечатанная в нашу культуру «улица Мандельштама»... Ахматовская «будка» в Комарове и дом в Слепневе. «Русские дома» в Париже — мастерская Шемякина, дававшая приют Высоцкому. Бродский с его гигантской параболой — от деревушки в Архангельской области до вручения Нобелевской... Кому-то монтаж сюжетов покажется смелым, кому-то — естественным. «Прекрасная Дама» Блока, Любовь Менделеева в венке Офелии — и рядом покорившая целое поколение семнадцатилетняя «Колдунья» Марина Влади. Блок в костюме Гамлета у ног своей Офелии — и рядом Гамлет-Высоцкий. Знаменитая «Башня» Вячеслава Иванова и неожиданно (не сразу сообразишь, почему) — братья Стругацкие. Но все это сплавляется воедино, звучит и дышит, когда нас ведет по залам автор сценария, душа музея — Людмила Владимировна Абрамова. (На одной маленькой фотографии мы увидим и ее — юную, изящную, какой и полюбил ее Высоцкий, видим ее сына — на руках у нее, на руках у Владимира.) Сколько души, темперамента вложено в эту выставку! Звучит вся гамма строк о Доме — от Цветаевой: «Дом, и не знающий, что мой / Как госпиталь или казарма», — до Иосифа Бродского: «Распадаются домы, обрывается нить...»
            Высоцкий, которого при жизни снисходительно похлопывали по плечу тогдашние «мэтры» Евтушенко и Вознесенский, теперь естественно вписался совсем в другой круг, рядом с Цветаевой и Ахматовой, в эту семью бездомных странников-поэтов, неприкаянных и тогда, когда кто-то из них обретает «трехкомнатную камеру свою». Художница выставки О. Косаржевская находит необычное решение: макет квартиры Высоцкого в этом доме мы видим сквозь решетку — сквозь прутья клетки, которой он накрыт. И клетка просвечена насквозь недреманным оком прожектора. Символ несвободы. Вспомним: «Ворон не ловят. Только соловьи / Поют по клеткам». Кое-где решетка прорвана, прутья сломаны — но какой ценой!
            А в книге отзывов среди подписей — учителя из Купавны, гости из Швейцарии и Томска, Финляндии и Приморского края... Все же есть оно, единое пространство культуры.


1993 год.



Сайт Эдварды Кузьминой «Светя другим:
Полвека на службе книгам»
Следующая статья


Copyright © 2006√2011 Эдварда Борисовна Кузьмина
E-mail: edvarda2010@mail.ru