Коротко

О НОВЫХ КНИГАХ

2001


О к т я б р ь

    Быкова Зинаида. Незримые птицы: [Стихи].
    Дрогобыч: Коло, 2000.

      Первая книга немолодого автора из глубокой украинской провинции, в последнее время замеченного московскими "толстыми журналами". Короткие верлибры, пейзажные по преимуществу, тяготеют к традиции "русского хайку" (там, где не заражены декларативностью), более пространные - к житейским зарисовкам, неожиданно сближающимся с объективистской традицией. Книга, невесть зачем, снабжена вполне бессодержательным предисловием известного критика-"патриота" Михаила Лобанова, из которого явствует, что профессор Литературного института не знает, чем свободный стих отличается от белого.

С е н т я б р ь

    Кручик Игорь. Звуковое письмо: Стихи.
    СПб.: Геликон плюс, 2000.

      Не то четвертая, не то пятая книга киевского поэта. Умеренно традиционные, подчас слегка ироничные тексты, иногда, увы, выдающие удивительную глухоту автора (например, равнодушие героя к ужасам войны передается следующей формулой: "Член человека и коня // равно не трогают меня"). В ряде стихотворений возникает редкая в России (и, по понятным причинам, не столь редкая у русских поэтов Украины, начиная с Чичибабина) тема распада СССР, поданная без напрашивающегося пафоса и надрыва, порой даже в элегических тонах, но достигающая - особенно в масштабном стихотворении "Корабль-призрак" - исключительной выразительности. Второй раздел книги составляют переводы с украинского, среди которых выделяются три текста выдающегося западноукраинского поэта Богдана-Игоря Антонича (1909-1937); современники представлены обширно, но бессистемно. И о качестве издания: хоть в выходных данных и указано: "Корректура авторская", - однако счесть шуткой написание в первом же стихотворении "massage" вместо "message" никак (по смыслу текста) не получается.

М а й

    Костылева Елена. Легко досталось: [Стихи].
    Тверь: KOLONNA Publications, 2001. - [Издание "Митиного журнала"]

      Первая книга 24-летнего автора, живущего в последнее время в Праге. В сборник частично вошли стихи, опубликованные в 7-м выпуске альманаха "Вавилон" (и принесшие Костылевой попадание в шорт-лист премии "Дебют" 2000 года), однако основу его составляют более поздние тексты, эволюционирующие в сторону еще большей жесткости высказывания (условно говоря, от Станислава Львовского к Ярославу Могутину).

    Ландо Сергей. Записки на ходу.
    СПб.: Северо-Запад, [2000].

      Странное издание журнального формата, без титульного листа, зато с предваряющей тексты вклейкой с тремя десятками фотографий на полосу каждая, - как можно понять из текста книги (само по себе это нигде не указано), выполненных автором. Проза Ландо, кажется, не публиковавшаяся нигде, кроме журнала "Постскриптум", отличается, с одной стороны, фрагментарностью (в самом деле своего рода записки: никакого сюжета, отрывки объединяются в текст по общности времени или места действия, что не мешает автору при возникновении тематической или образной ассоциации переместиться на другой конец земного шара и в другое десятилетие; при этом начало и конец большинства текстов сугубо произвольны, возникают из интуитивного авторского ощущения), с другой - почти набоковской иногда изысканностью и насыщенностью языка.

Ф е в р а л ь

    Голынко-Вольфсон Дмитрий. Директория: Стихи.
    М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2001. - Серия "Тридцатилетние", вып.6.

      В манере Голынко-Вольфсона плотно набивать текст экзотической лексикой (призванной обозначать как сословную принадлежность персонажей, предающихся "красивой жизни", так и фантасмагорический хронотоп) есть нечто северянинское, а тяготение к сюжетности, жанровости и изрядной длине текста роднит его с Тимуром Кибировым. Барочная избыточность делает его наименее петербургским из всех петербургских поэтов (что не мешает, а может, и помогает ему являться параллельно одним из ведущих организаторов петербургской литературной жизни). Любопытно, что из шести авторов, изданных в серии, трое представляют Петербург и лишь один - Москву (что, похоже, отражает реальный вес поколения в локальном литературном процессе).

    Кузьмин Дмитрий. Стихотворения Германа Лукомникова: Осень 2000.
    М.: А и Б; Изд. квартира А.Белашкина, 2001.

      Аутентичный сборник стихов Лукомникова за сезон, с обычным подразделением на "Избранное" и "Забракованное", превращен в книгу-акцию за счет акта присвоения оного Кузьминым, пародирующего достаточно широкое (хотя и распространяющееся, чаще всего, на короткие фрагменты чужих текстов) использование практики присвоения самим Лукомниковым (кажется, Лукомников остается единственным, кто, после нескольких ярких акций Вагрича Бахчаняна 70-х гг., работает в литературе с этой концептуалистской методикой). Некоторые из вошедших в книгу текстов в результате появления у них мерцающего авторства приобрели новые забавные обертона (например, двустишие "вавилон // est bon ton").





Вернуться
на страницу "Литературная жизнь Москвы"
Коротко о книгах - 2002
Коротко о книгах - 2000
Вернуться
к списку отрецензированных книг

Copyright © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования