ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЖИЗНИ

Декабрь 1996 г. - декабрь 2002 г.



2002


2001


2000


1999


1998


1997


1996

Несколько соображений, которыми мы руководствуемся в работе над этой хроникой, - возможно, пользователю будет полезно их знать.

Прежде всего, о нашем материале. Во-первых, при всей условности и неоднозначности этих разграничений - мы не учитываем литературу массовую (как-то: детектив, боевик, фэнтези, дамский роман etc.). Не вдаваясь в споры о качестве подобных текстов: они существуют в рамках других социокультурных структур и механизмов. Во-вторых, мы исключаем из рассмотрения литературу, которая представляется нам заведомо проигрышной, художественно неактуальной, - то есть практически все, что имеет отношение к "официальной" литературе, литературе Союза Советских Писателей (безразлично - "патриотического", "демократического" или как там они еще подразделяются).

Теперь - о методе. Хроника - это не критика: в том смысле, что мы, по большей части, не стремимся давать оценки. Наша задача - рассказать о событии, проявить его особенности, попытаться передать атмосферу. Конечно, о полной беспристрастности говорить не приходится - но тем не менее.

Хроника наша - не литературного процесса, а литературной жизни, причем не всей, а только устных ее форм: вечеров, фестивалей и т.д. Что это значит? Самый достойный автор, чьи сочинения заслуживают всяческого почтения, может не попасть в хронику, если он со своими произведениями не выступает, да и вообще предпочитает сидеть дома; может занять в ней довольно незначительное место, если выступает, но каждый раз читает одно и то же более или менее одинаковым образом. Особое внимание уделяется специфике устной формы: манере чтения, композиции выступления, взаимодействию с аудиторией, - если, конечно, таковую специфику удается усмотреть (а если не удается - от большого вечера в хронике может остаться две строчки). Сами исполняемые произведения, творчество автора в целом разбираются именно в связи с тем, как они представлены здесь и сейчас.

С другой стороны литературную жизнь мы пытаемся отграничить от литературного быта - частного общения литераторов, так или иначе связанного с литературой. Граница здесь не такая уж определенная, да к тому же еще Тынянов показал, что в определенные эпохи литературный быт (или, как мы бы теперь сказали, "тусовка") оказывает на литературу огромное влияние (возможно, что и наша эпоха - из таких). Однако это дело довольно щепетильное, а потому мы более или менее твердо руководствуемся правилом: по нашему ведомству - только те выступления и иные эстетические жесты, которые заведомо публичны. Более подробно эти и другие особенности нашего проекта обсуждались 11.02.98 на круглом столе в Крымском клубе - в отчете об этом мероприятии можно почерпнуть дополнительную информацию.

Из всего вышесказанного, наверное, ясно: раздел хроники адресован более или менее "посвященным" - тем, кто достаточно хорошо ориентируется в современной литературе, кому что-то говорит большинство встречающихся здесь имен... Так что начинать знакомство с миром серьезной литературы надо не отсюда, а с чтения текстов - либо, при возможности, с посещения какого-нибудь близкого по времени мероприятия...



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу "Литературная жизнь Москвы"

Copyright © 1999-2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования