План эссе-клуба возник в журнале "Новая Юность", для которого внимание к этому роду литературы носит программный характер. К составлению этого плана причастны Василий Голованов, Гела Гринева, Виталий Пуханов, Сергей Олюнин. Своим названием клуб обязан Николаю Малинину. Руслан Элинин оценил проект как перспективный.
Эссе-клуб открылся 2 октября 1996 года как авторский кружок журнала. Клуб, однако, задумывался как матрица цеховой организации эссеистов, где бы объединились мэтры и молодые авторы. В реальности расширение клуба пошло третьим путем - он открыт для всех пишущих, и не только пишущих. Во многом благодаря поддержке Круглого стола литературных салонов и клубов Москвы, эссе-клуб может рассчитывать занять на литературной карте города место интеллектуального ристалища.
Важная черта эссе-клуба - многоголосие. Беседующие располагаются при этом вокруг стола с чаепитием. Некоторые заседания проходили в квартире Дениса Савенка: там рождалась атмосфера домашности и товарищества.
Однако уже к концу 1996 года постоянным местом заседаний стал Российский институт культурологии. Красота и древность здания Института и его местоположение, несомненно, сказываются на характере заседаний и впечатлении, ими оставляемом.
Спикером клуба в первые полгода его существования был Рустам Рахматуллин, затем - Леонид Костюков. Можно сказать, что взаимодействию двух ведущих соответствует равновесие "литературостремительных" и "литературобежных" тем в программе клуба.
Вечера в эссе-клубе бывают нескольких типов. Лекции или импровизации с обсуждением предложили клубу Владимир Микушевич, Михаил Алленов, Кирилл Разлогов. "Лабораторные работы" были посвящены препарированию журналов ("Новая Юность", "Постскриптум", "Место Печати") и газет ("Ex Libris НГ"). Вечер салонного типа был отдан Андрею Кнышеву, другой - юбилею Москвы, когда выступили с текстами не менее десятка авторов. "Мозговые штурмы" касались тем барокко, мира чистых форм, геопоэтики, насилия в поэзии, критериев художественности, массовой культуры, Интернета и, конечно, определения эссеистики.
Однако лучшим способом времяпровождения в клубе кажется мне такой, при котором присутствующие чувствуют себя авторами вечера в максимально возможной степени: например, "вечер импровизационных тем", когда половина времени уходит на аннотирование, обсуждение и выбор самой темы.