Александра ПЕТРОВА

Из книги "ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ"


      Митин журнал.

          Вып. 51 (весна 1994).
          Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович.
          С.27-34.



    WINDFUTTERN

    I

      Борису Понизовскому

    Это так: одиноко. Молчит телефон.
    Вот и славно - отсутствие учит.
    Щелкнет птички февральской пистон,
    как гаданье на случай.

    Сквозь стекло померещится луг заливной.
    Жизне-символов лепет.
    Механических ангелов строй
    зренье цветом залепит.

    Слишком ластилось слово к предмету. Теперь
    немота отчуждения. Скоро
    ты услышишь лишь ветер потерь,
    и привычное вспыхнет как порох.

        февраль 1993

    II

    Белые зрачки Иерусалима.
    Ящерицы зноя пробегут.
    Все сгорит, что было непалимо:
    письма, дерево и память. Рут

    сказала: "Я пойду с тобою,
    где умрешь - там я умру.
    Я сама себя оставлю за стеною
    брошенного дома поутру".

    Морок отречения и жажды.
    Тверди раскаленный зев.
    Так и я очнусь однажды
    под чужим наречьем нараспев.

        июнь 1993

    III

    Молчанье дерева поет:
    "Лес занялся огнем".
    Я с ним запеть не мог от слез
    неречием своим.
    Я, как портняжка братьев Гримм,
    к его стволу прирос
    (а чтобы ветер не унес -
    утюг держал в руке).

    "Казалось, память тяжелей
    литого чугуна.
    Но память - слепок, мерка, вещь,
    а ты уже не тот.
    Огонь и ветер взял сполна,
    что было всех милей.
    Песок и пепел дал взамен".

    Так дерево поет.

        июнь 93


    * * *

    Не для меня эти холмы раскроют объятья.
    Охра выжженной зелени прячет в тени минареты.
    Ночью они вырастают сквозь рупор и тянут проклятья
    против неверных, но исчезают, конечно, до света.

    Пустошь. Пыльный край мира. Идей вавилоны -
    здесь, в Иудее, - даже в костюмах из черного твида.
    Но для таких, для бастардов, мир смутен, напрасны поклоны,
    и раздвоился лирический голос Давидов.

    Город, чьи вести в безветрии сгущены,
    на вертелах всех наречий тебя провернет и оставит.
    Веки домов и прохожих плотно опущены:
    то, что подвижно, прозрачно - здесь уподобится лаве.

    Жажду усилит сухой известняк, брошенный морем.
    Город - белильня. Прачка, поди ж ты, и нас застирает.
    Но мы успели, оставили знаки о рае -
    паром на свитках случайного, в разговоре.

        июль 1993


    * * *

    Здесь, где мы оказались, знакомые звуки бесправны.
    Надрываются зазывалы, подростки галдят у сельпо,
    но нет привычного гомона, сора: "Марь Иванна,
    есть разливное?" - и ответа, летящего не a propos.

    Гортань востока слово мешает с халвой.
    Нёбо втягивает "к" и "х", как летняя пыль иголки.
    Но на слух мне близок сегодня только
    голубь, что давится немотой.

    В поисках отражения телефонную кнопку "ноль-ноль"
    нажимаешь и, пока различаешь лишь шум приглушенной картечи,
    вдруг нащупаешь в мясе разорванной речи:
    "Аз, Люди, Мыслете, Слово, Глаголь, Глаголь".

        июль 1993


    НА ЧУЖОЙ МОТИВ

    На краю мира, вдыхая пыль,
    вглядываясь в холмы, что как бабочка махаона
    желто-коричневыми пятнами раскинули крыль
    я здесь торопливей, чем круче вираж наклона.

    Наша скупая беседа - кустарник на этой сухой земле -
    все же пытается уцепиться,
    быть столь же странной как глаз на крыле
    бабочки для устрашения птицы.

    Звуки закидываем, думаем заморочить даль,
    но лишь пелену пустоты колеблем.
    В ней слишком четко видится то, после чего едва ль
    чем-нибудь будем, кроме как: глиной, песком, стеблем.

        август 1993


    * * *

    Кто лежал со мной в гробу фанерном,
    знает, как земля вязка.
    В этом доме этажи безмерны
    и чернее впалого виска.

    На одной из лестничных площадок
    мы смотрели действо позднего Арто:
    с мокрых городских лещадок
    вниз катился в скорлупе никто.

    Если я за край земли увез все тени,
    тех которые, которых я, -
    станет ли светлей им с теми
    вместо или просто без меня?

    Был всегда со мной сурок: тот сумрак
    дня, хребет гремящего моста,
    улиц подпаленный сурик
    на дыханьи водного холста.

    Нет теперь того, что я. Обличье стерто.
    Но пока светлеют памяти лучи
    в междумирьи подмастерьем корта
    буду подбирать мячи.

        июль 1993


    * * *

    1

    теперь так тесно в комнате джованни
    но вышиваешь сон,
    как на руках алкоголички-няни
    ты был взращен.

    и в летний сад тебя гулять водили,
    на лебедя смотреть.
    и шили платье воробьи из пыли
    для мраморных, что не надеть.

    а под деревьями, где прислонялась няня,
    ты желуди искал,
    пока задумчивость не нарушали сани,
    финифтяный зимы накал.

    2

    невы державное теченье,
    а также детское печенье
    "мария" тоже он любил.

    поедем в сиверскую, няня!
    и выйдем красными из бани
    без сил.

        октябрь 1993


    * * *

    Нет, даже в зайчике и в ливне,
    и в угасаньи дня
    ты, фокусник, хоть не ленивый,
    не выловишь меня.

    Нет имени улыбке, жесту,
    домашнему вину,
    что у заборчика с невестой
    тянул.

    Закату, что сквозь щели ставень
    блестел.
    Вот и слова хрустящий пламень
    пожрет, как груды тел.

    Толкаешь день, как жук навозный,
    перед собой,
    чтоб дни, сбиваясь в клети звездной,
    вновь стали твердью голубой.

        октябрь 1993


    "Митин журнал", вып.51:                      
    Следующий материал                     





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Митин журнал", вып.51

Copyright © 1998 Александра Петрова
Copyright © 1998 "Митин журнал"
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru