Леон БОГДАНОВ

Публикация Вл.Эрля


    Поэзия и критика. Вып.1. Весна 1994 г.
    Редактор Василий Кондратьев.

        СПб.: Изд.дом "Новая Луна", 1994.
        ISBN 5-85263-006-3
        C.11-15.



    Тр-р тр-р

    Из жизни

            Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий оглянулся, ведь ничего такого раньше не было; он попятился. Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий, довольно равномерно подталкиваемый полицейским автомобилем, двигался по улице. Тысячи машин, влекомые фрейдовскими комплексами, ему показалось, были вокруг, но он мечтал оседлать один из них. К унижению от такого способа транспортировки примешивалось тягостное предчувствие предстоящего допроса. "Фамилия?", а он, казалось, так привык в разговорах разъяснять по частям свою диковинную фамилию, из этого состояла жизнь. Но полицейская машина вдруг оставила его, он инстинктивно подался к тротуару. Тут ему впервые удалось заглянуть внутрь, в темную нутрь машины: она была полна полицейских, с напряженным вниманием следивших не за ним; он отвернулся, уже не предчувствуя подвоха. "Вот так расписание, – подумал Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий, внутренне взбудораженный свободой. – Чего бы совершить?" Он решил идти, уже надо было уходить. Навстречу шел Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов. Тут необходимо разъяснить, почему им было легко в обществе друг друга: они остановились поговорить. Только с собой они могли отвлеченно пообщаться, отбросив порядком-таки надоевшие обоим подробности фамилий: позабыть. В дальнейшем, возможно, будет применяться сокращенная форма написаний их фамилий – Сидоров и        . Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий, да, пожалуй, и Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов, не ожидали, что теперь полицейская машина займется Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - овым, Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов все-таки не мог этого предчувствовать. "Ему сейчас так же неприятно, – подумал Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий, поспешно удаляясь от этого места; это сделало Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ова как бы еще ближе. – Буду за ними следить с той, противоположной этой, стороны". Откуда-то взялось сознание другой стороны, ведь ничего подобного раньше он не замечал. Он вспомнил Левия Матвея из романа Булгакова и пошел далеко обходить по переходу, почти не надеясь не потерять из вида Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ова и полицейский автомобиль. Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов быстро понял, как избавиться от ненавистного подталкивания, и стал сваливаться с плоского передка к тротуару: "Хоть бы кто-нибудь улицу сейчас перебежал, они бы отвлеклись", – он-то хорошо успел разглядеть автомобиль и что у него внутри. Да, метрах в ста отсюда, впереди, кто-то принялся перебегать улицу в недозволенном месте. Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов с болью в сердце (с внезапной болью в сердце) узнал Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкого. Автомобиль ринулся за ним, тем более, что Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов уже успел освободить дорогу и замешаться в толпе. Не ожидая автомобиля с полицией, Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий резко, с бега, повернулся и размеренным шагом отправился к тому тротуару, который покинул. Тут уж нечего было сказать, да и они ведь его уже маленько, со спины знали. Сидоров и встретились в толпе. – А у меня уж в уме составилась фраза: "Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий все не приезжал", – сказал        . – Бежим, – ответил Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий. И они ушли. Не было ничего, только тр-р тр-р полицейского автомобиля.

            "Одна из машин поспешно отъехала".
            – Не правда ли, я ученик Достоевского по одному уже тому, что моя фамилия кончается на ский, – сказал Сидоров.


    Разговор Ивана Карамазова с чертом Карамазовым, вступительный случай

            Он вошел и сказал, что люди на улице скачут, а некоторые спешиваются или пробираются сюда пешком. Здесь можно передохнуть, и что все это молитва дьяволу. Открылся, говорят, в Сан-Франциско храм сатаны: придурковатый Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - берг, очевидно, в качестве председателя своего общества, ездил в Индию, изучать действие тамошних наркотиков. Все мы курим; есть ли еще где те краснокожие, что придумали табак? Они как бы только для того и существовали, чтобы навязать нам это зелье. Накурившись, представляюсь себе краснорожим и краснокожим демоном табака, да таковым в действительности и являюсь. А эти табачные свечки не в чей краснокожий рот обратно засунуть. Spiritus тоже грязный, но немного повыше, повыше. Я вот ведь теперь водки не пью. Ем вишни или ничего, или, – говорит или виноград, – он же добавляет. Как стало свободно; встречаемся ночью. Пусто. По пути попался один, далеко не пуруша, – Кстати, – говорит        , – начало йоги в Упанишадах совсем Беккетовские ситуации.
            – Кстати,– говорит Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий и начинает погружаться в йогический экстаз, ему все легко дается. И вот по мере того, как он то уходит в себя, то выныривает на поверхность, что, вообще говоря, тянется годами,         начинает в своей психике находить, обнаруживать последствия йогических состояний. Может, он прошел путь йогина во сне.         вспоминает, что в последнее время, три-четыре эти года, ему ничего уже не снилось, параллельно он утратил способность пребывать в мифах, но ему кажется, что это временная утрата, потому что было высоко, когда начинал мифотворчество, доходя до рифм. Вероятно, это повторится, шаманская болезнь часто повторяется, вызывает всякие последствия и осложнения. Не может быть, чтобы ничего этого у         не было. И потом ведь кровь; я в мать; что такое карел; спросите у средневекового, каковыми и являемся, он скажет; ни слова больше. Он не наступит на землю, пока не убедится, что на ней нет ничего интересного.
            Он не я, нет, далеко не я; не я.
            Ох, нет, нет, не я.


    * * *

            Зен-буддизм (от санскр. дхиана – сосредоточение; кит. чань, япон. дзэн) – одна из школ махаянистского буддизма, проповедующая "мгновенное просветление". Согласно буддийской традиции, Зен-буддизм был основан Бодхидхармой, индийским монахом, прибывшим в Китай в 520 г. В последний период династии Тан (9-10 вв.н.э.) Зен стал господствующей формой буддизма в Китае и достиг расцвета в 12 веке. В этот период Зен проникает в Японию и с 16-17 вв. оказывает большое влияние на философию, религию, иск-во и языки японского народа.
            Согласно Зен-буддизму, состояние "свободы" достигается... "непосредственно" путем "мгновенного просветлепия" (сатори)... "Как рыба плавает в воде, не думая о воде...", так и зен-буддист живет, "не поднимая волн, когда нет ветра"...
            З.-б. отрицает реальность Будды, реальность самой религии, необходимость религиозных обрядов... Церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что "каждый человек есть Будда". Каждое действие человека (хождение, сидение, лежание, стояние) выполняется в храме как реализация существа Будды.

            Тулси Дас. Рамаяна, или Рамачаритаманаса. Море подвигов Рамы. М.-Л., 1948. Все эти наши унижения и каждодневные крушения являются морем подвигов Рамы, так это место называется в этой географии (не Утопии, скорее астральной планеты). Там он Ов. Он почти хотел бы быть Овым и здесь, но, к сожалению, здесь он – Козлов.

            "Бобров Евг. Александрович (1867-1933) – рус. философ-идеалист. Ученик и последователь лейбницианца Тейхмюллера, сторонник "панпсихизма" Козлова.
            В 6 выпусках "Философии в России" (вып. 1-6, 1899-1902 гг.)... подбором отрывков из работ русских философов... свести историю рус.философии к истории идеализма".
            "Немецкий ученый Г.Узенер в работе "Имена богов" (H. Usener, Gotternamen, 1896 г.) утверждал, что образы богов были вначале непосредственными олицетворениями единичных действий ("мгновенные боги"), потом ограниченных явлений ("особые боги"), а когда стали забываться нарицательные значения имен богов, они превратились в их чисто личные имена, и тогда начали возникать образы великих богов".

            "В качестве главных богов в Буддизме почитаются будда Шакья-Муни, грядущий будда – Майтреи, будда Амутабу – "глава рая" – будда беспредельного света".

            Мыльные пузыри.

            "Наука бесполезна, если от нее человек не делается лучше. Профессор мудрости – сумасшедший, если он действует глупо. Осел, нагруженный книгами, никогда не будет ученым. Он не знает даже, что несет книги, может быть, они кажутся ему дровами".

    Саади – А.Разин

            "Маркс учил Тзи-бао и долго жил при дворе отца. Раз король присылает за ним и спрашивает, слышал ли он важную новость. М. отвечает, что нет; тогда король объявляет ему, что русские завоевали Индию... Маркс наивно уверен, что он, подкапываясь под буддизм, готовит почву христианству. "Я не миссионер, – говорит он, – моя работа подземная".

    И.П.Минаев

            "Pancasila – перечень пяти заветов морального поведения... Заветы его следующие; воздержание: 1) от убийства, 2) от воровства, 3) от нечестности, 4) от лжи, 5) от употребления опьяняющих напитков и наркотиков"

    он

            "Некоторые из цилиндров достигают огромных размеров и содержат в себе целые монастырские библиотеки. В некоторых местах (например, западные Гималаи) цилиндры приводятся в движение водой".

    он

    1967 (?)


                Публикуемый текст – одна из тетрадей (в данном случае – ученическая, в 12 листов) Л.Богданова – сохранился в архиве Алексея Хвостенко, которого я сердечно благодарю за присланную из Парижа ксерокопию рукописи и письмо с пояснениями.
                В тетрадь вложен листок – окончание (?) неизвестного и, скорее всего, более позднего текста:


            Успехов, простоты душевной; не бояться быть властелином. Или даже центром мироздания. Миропроявление осуществляется для моего освобождения, и я это вижу. Притоки Самсары – страхи. Лоция моря путаниц сути. Знал вчера. А всего надо было отодвинуть занавеску.

            Правильнее говорить не русская литература, а литература на русском языке.

            "готовый, образный арсенал, для полного овладения которым требовалась огромная начитанность".

            Плакат. Не христианин ли ты? Не ждешь ли Майтреи?


                Первую, большую часть тетради занимает рассказ приключений Ю.Галецкого (в тексте – Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - цкий и Сидоров) и самого автора (соответственно Б - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ов и               ).
               
        Придурковатый Г - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - берг – очевидно, поэт Аллен Гинзберг. Я в мать... карел... – Антонина Васильевна Богданова (1913-1990) значилась по паспорту карелкой; с другой стороны, сама ока назвала себя однажды (в разговоре со мной) финкой: "Я, будучи урожденной финкой..." Он не я... и т.д. – Ср. выше: Беккетовские ситуации и более раннее: ...вспомнил из Беккета и подумал о себе в третьем лице.
                Завершается тетрадь выписками (иногда не академически точными – сокращенными и, может быть, слегка "отредактированными"). Первая группа выписок сделана из 1 (1960) и 2 (1962) томов Философской энциклопедии – из статей "Зен-буддизм" (т.2, с. 168), "Бобров" (т.1, с. 175), "Бог" (там же) и "Буддизм" (т.1, с.197). Три заключительные выписки сделаны из книги: Минаев И.П. Дневники путешествий в Индию и Бирму... М., 1955 (страницы 188, 228 и 246). Источник цитаты из. Саади (вероятно, приведенной Разиным в переводе с французского?) установить не удалось.
                Датируется текст достаточно условно – по фабричной дате изготовления тетради (II квартал 1967 г.).


Следующий материал               
в журнале "Поэзия и критика"               





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Поэзия и критика"

Copyright © 2005 Леон Богданов (наследники)
Copyright © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru