Александр АНАШЕВИЧ

ДЕВУШКИ

        РИСК: Альманах.

          Вып. 1. - М.: АРГО-РИСК, 1995.
          Обложка Ильи Васильева: Жан Клод ван Дамм (слева) и Лукас ван дер Лейден.
          C.34-44.


Декорации и перемещения Девушек во время всего спектакля могут быть самыми разнообразными. Обязательно присутствие на сцене огромной скамьи из грубого материала по всему периметру сцены. Во втором действии в центре устанавливается стол.

Действие первое

Картина первая

Анастасия в глубине сцены. По всей видимости, что-то около полудня. На сцену выходит Молодая особа, но еще не девушка. Она явно нервничает. Через некоторое время замечает, что за ней наблюдает Анастасия.

Анастасия
Ах, милая, ведь здесь столько много Девушек. И у каждой свой необычный характер. Я сейчас нахожусь как раз в том зрелом возрасте, когда созерцание переключается с отражения в зеркале на окружающих людей. Я поняла, что люди безумно интересны. А эти милые Девушки, которых ты обязательно увидишь сегодня, настолько очаровательны, что, будь у меня гора алмазов, я осыпала бы их алмазами.

Молодая особа
Но где же они все?

Анастасия
Имей терпение, деточка. Посмотри на меня. Я простая русская баба, но как я хороша. И хороша я именно своим терпением, своим умением ждать, своим желанием хорошенько сосредоточиться. Ты молода, и поэтому я прощаю тебе многое. Но никогда не забывай, что молодость очень быстро уходит. А зрелой девушке нельзя быть встрепанной и нетерпеливой. Ты ведь не хочешь, чтобы тебя все считали истеричкой.

Молодая особа
Нет, мне не хотелось бы этого.

Анастасия
Боже, какая непосредственность, какая чистота и ясность ума! А я ведь сейчас говорю такие вещи, которые я никогда раньше не говорила. И сама я удивляюсь себе. Но ты не удивляешься ничему и понимаешь меня с полуслова. Я верю, что ты будешь прилежной ученицей и очень быстро всему научишься. А сейчас ступай. Мне нужно отдохнуть.

Молодая особа уходит. Анастасия открывает шкаф и достает из него маленькое красное платье. По ходу следующего монолога она должна надеть его и сделать все, что делают девушки, готовясь к приему гостей или выходу в свет.

Анастасия
Где оно, мое милое платьице? Ох, боже, оно все в каких-то ниточках. Я совсем забыла, где лазила в нем в прошлый раз. Но нет. Помню, помню. Я все помню. Но никто не узнает об этом. И если бы Любочка не влезла, то все было бы замечательно. Но эта Любка - крыса. Удавила бы ее на месте. Эту хитрую крысу. Вот ведь бог сотворил ошибку, эту змею, а я ее пригрела на своей груди. Я ведь добрая и теперь расплачиваюсь за свою доброту. Но так хочется праздника. Девушки придут сегодня нарядные-нарядные, красивые-красивые. Правда, многие из них так молоды, что я сразу вспоминаю о том, что сама старуха. Эта мысль о возрасте не покидает меня уже года три, как минимум.

Входит Белоснежка.

Милая, стучаться надо. Что ты молчишь? Ну скажи, что тебе надо? Может, ты есть хочешь?

Белоснежка
Нет, я сегодня уже ела сало с булкой.

Анастасия
Ну иди-иди, милая, отсюда. Не мешай мне.

Белоснежка достает томик "Униженные и оскорбленные".
Читает.

Я, женщина преклонного возраста, должна ругаться с тобой. Вот ты мне нужна. Сиди-сиди, досидишься.

Белоснежка заплакала и запела что-то жалобное.

Ну вот, заскулила. Шла бы ты, матушка, пока я здорова. Не порть мне нервы своим пением. Была бы ты умная, я бы тебе ничего не сделала, а раз ты такая дура, то я тебе сейчас руки заломаю и вытолкаю отсюда.

Анастасия пытается схватить Белоснежку, но та загораживается и отмахивается руками. Входит Катерина в черном платье с ниткой фальшивого жемчуга на шее.

Катерина
Здравствуйте, Девушки!

Анастасия (запыхавшись от борьбы).
Здравствуй, здравствуй. Видишь, радость в дом черт принес. Сидит и сидит. Потом запела.

Катерина
Что, Белоснежка, гнезда вьешь?

Белоснежка
Что она ко мне пристала? Я ее не трогала. Она, может быть, мне противна. А мне приходится с ней в одной комнате сидеть.

Анастасия
Ах, ты какая сука! Я с тобой по-хорошему, а ты за пазухой камень спрятала. Никогда тебе этого не прощу.

Катерина
Настя, что ты привязалась к больному человеку?

Анастасия
Если бы она была только больная, я бы ее и не трогала. Но ведь она к тому же еще и наглая. Хитрая и наглая.

Белоснежка
Я не наглая.

Анастасия
Наглая! Если бы не была наглой, то сидела бы и молчала. А то начала мне мешать своими песнями. Певица хуева.

Катерина
Настя, да не обращай ты на нее внимания. Пусть себе сидит. Сегодня праздник, а ты нервничаешь.

Анастасия
И то правда. А ведь как ждала это дня. Весь год думала о нем. И вот он наступил, а я не рада. Сегодня все девушки соберутся вместе. И Вика, и Анфиса, и Соня с Мариной, и Андреевна, все-все.

Катерина
Что же ты тогда грустишь?

Анастасия
Не знаю. Что-то мешает мне радоваться. Я и сама себя спрашивала не раз: "Что ты грустишь, Настя? Что мешает твоему веселью вырваться наружу?" И отвечаю: "Не знаю, что грущу я. Не знаю, что мешает вырваться моему веселью". Я всегда была в душе софисткой. Ты же знаешь.

Катерина
Конечно, знаю. Но не женское это дело - философия.

Анастасия
Я порой забываю о том, что я женщина. Да и женщина ли я?

Катерина
Может, выпьем, дорогая?

Анастасия
Давай. Чего ждать.

Занавес.


Картина вторая.

Декорации не меняются. Все время слышно, что где-то бьется вода так, как будто бы она бьется о дно ванны. Белоснежка в комнате одна. Она просыпается и поеживается от холода.

Белоснежка (кричит).
Холодно! Как холодно. Помогите мне, иначе я умру от холода. Помогите же мне.

Вбегает Вика.

Вика
Белоснежка, это ты тут кричишь?

Белоснежка
Я.

Вика
Зачем ты кричишь? Так громко кричать нельзя.

Белоснежка
Я замерзла. Мне холодно.

Вика
А ты покройся, и будет тебе теплей. (Наливает в стакан вина.) На́ вот - выпей.

Белоснежка
А куда все ушли?

Вика
А кто куда, сегодня же праздник. Вот все и готовятся.

Белоснежка
Праздник? Я не знала, что сегодня праздник.

Вика
Ну как же, конечно, праздник.

Белоснежка
Я не знала.

Вика
Не знала, не знала, а теперь узнала.

Белоснежка
Я хоть и не знала, что сегодня праздник, а все равно к нему готова. Я утром себе побрила и тут, и тут, и подмышками. И волосы покрасила. Меня все-все будут любить.

Вика
Конечно, все тебя будут любить. Никто в этом не сомневается. Ты у нас красавица. Ума бы тебе еще немного, и цены бы тебе не было.

Белоснежка
А разве я не умная?

Вика
Умная-то ты, конечно, умная. Но дури в тебе много.

Белоснежка
Я королева. Но никто об этом не знает. Я королева и дочь короля.

Вика
Где-то я это уже слышала.

Белоснежка
Но это правда. Я никогда никому об этом не говорила.

Вика
А мне-то зачем рассказала?

Белоснежка
Потому что ты добрая и меня понимаешь. Но ты тоже никому не говори. Иначе меня обязательно убьют. Я ведь и жива еще до сих пор только потому, что очень крепко держу язык за зубами. За мной следят уже третий год. Мне приходится скрываться и менять имена. Когда я была маленькой, отец брал меня на руки и, покачивая, говорил: "Дочь моя, когда ты вырастешь, я подарю тебе красивый замок и куплю перстень с алмазом. С огромным-огромным алмазом. У тебя на каждом пальце будет по перстню". А я спрашивала: "А купишь ли ты мне красивое черное платье, такое же, как у Катерины?" Он говорил: "Да, конечно, я куплю тебе такое платье. Почему не купить платье, которое нравится?" А когда мне исполнилось тринадцать лет, он отвез меня к морю. Я вышла на берег в розовом купальнике с сиреневыми разводами. Ветер обдувал мое еще не развившееся тело, и волны касались моих ног. Над головой кружили чайки. Я сказала: "Папа, я хочу, чтобы мой замок был именно здесь, на берегу этого моря". Он ответил: "Конечно, твой замок будет именно здесь."

У Белоснежки начинается припадок. Она сползает на пол и бьется в конвульсиях.
Вика разувается и, взяв левую руку Белоснежки, становится правой ногой на ее мизинец. Через несколько секунд Белоснежка успокаивается.

Вика
Несчастная эпилепсичка. Жалко мне тебя, но уж лучше бы ты умерла.

Белоснежка
Ты веришь, что я королева?

Вика
Верю, куда же мне деваться.

Белоснежка
Когда я стану королевой, то замок я возьму себе, а перстень с алмазом обязательно отдам тебе.

Вика
Хорошо, хорошо.

Занавес.


Картина третья.

В комнате Анастасия, Матильда, Дарья Петровна, Молодая Особа. Все нижеследующие диалоги произносятся очень спокойно. Никаких эмоций.

Молодая особа
Мне очень хочется иметь красивое платье. А то я совсем как нищенка. У меня, конечно, нету и хороших, красивых туфлей. Но без туфлей можно как-нибудь и обойтись. Ведь у меня очень красивые ноги.

Мотильда
Я хочу такие ноги.

Дарья Петровна (Моте)
Какая же ты дура!

Анастасия
Будет тебе и платье, и туфли. Вот как только я умру, все тебе достанется. Потерпи.

Молодая особа
Да как же вы, тетенька, помрете.

Анастасия
А как все умирают, так и я умру.

Молодая особа
Вы же такая молодая, и грудь у вас такая красивая. Мне о такой груди даже мечтать не приходится. Я только однажды во сне видела такую же. Но это было очень давно.

Мотильда
У меня тоже неплохая грудь. Посмотрите. (Показывает свою грудь.)

Дарья Петровна
Ну и дура же ты! Какая же ты дура.

Мотильда
Ты мне, Дарья, завидуешь.

Анастасия
Ты не грусти. Я подарю тебе красивый бант. И сегодня вечером ты будешь сидеть за столом с огромным красивым бантом. Конечно, он тебе не заменит красивую грудь, но хоть что-то, чем ничего.

Мотильда
У меня тоже есть бант. Он огромный-огромный. Когда я его одеваю, то не могу ездить в общественном транспорте. Потому что ездить в общественном транспорте с таким бантом просто невозможно.

Дарья Петровна
Тебе и без банта ездить в транспорте нельзя. Потому что ты дура, какую поискать.

Мотильда
Твоя правда, сестра. Когда я выхожу на улицу, то уже становлюсь истеричкой. А когда еду в общественном транспорте, то у меня просто начинается припадок.

Молодая особа
Почему?

Анастасия
А ты их не слушай. Слушай только меня. Сейчас иди купаться, а потом я повяжу тебе бант.

Молодая особа уходит.

Дарья Петровна
Зачем ты ее прогнала. Пусть привыкает.

Анастасия
Успеет еще все узнать, всему научиться. Не торопите ее. Она такая молодая, как бутон.

Входит Сара.

Мотильда
О, Сара пришла.

Сара
Я не Сара, я Юля.

Мотильда
Какая же ты Юля, когда все знают, что ты Сара Пяточиха.

Сара
А ты Мотя.

Мотильда
А ты Сара Пяточиха.

Сара плюет в Мотю, Мотя плюет в Сару.

Анастасия
Успокойся, милая, подойди ко мне и поцелуй свою сестрицу.

Сара и Анастасия целуются.

Расскажи мне, где ты сегодня была.

Сара
Спроси лучше, где я сегодня не была. Была в парикмахерской, потом на базаре купила целую охапку роз. Купила свежих помидоров. Потратила кучу денег.

Дарья Петровна
Какая же ты дура, Пяточиха!

Сара
Почему это я дура.

Дарья Петровна
Я, может, тоже дура, но не такая дура, как ты. А ты дура и врунья.

Сара
Я сегодня не соврала ни одним словом.

Дарья Петровна
Соврала. И даже тем, что ты сказала "не соврала", ты еще раз соврала.

Сара
Может, я и врунья, но я, в отличие от тебя, красавица.

Дарья Петровна
Что же, я, по-твоему, жаба?

Сара
Ты не просто жаба. Ты жирная жаба. Необъемная старая жаба.

Мотильда
Как она тебя, Дарья! Мне понравилось.

Анастасия
Да ладно вам. Не ссорьтесь.

Занавес.


Картина четвертая

Хоть этого и не видно, но все понимают, что уже скоро вечер. Очень скромно сидят Карла и Катерина. Чуть поодаль, делая вид, что не замечает их, сидит Фатима. Еще чуть дальше Скильда. Фатима все время посматривает на часики, видно, что она здесь просто кого-то ждет и очень занята этим ожиданием. Мимо проходят Марина и Софья. Здороваются со всеми только наклоном головы. Уходят.

Карла
Смотреть противно.

Катерина
Даже в праздник не могут вести себя прилично.

Карла
Я сегодня в церкви была. Поставила свечку и помолилась Богу.

Катерина
Давно тебе, сестра, надо было сходить туда.

Карла
Вот я и сходила. А то грехи мои давно уже висят на мне и не дают мне спокойно жить. А в церкви так хорошо-хорошо. Свечки везде горят. Старушки такие милые. Я там просто отдохнула душой и телом. Если хочешь, то в следующий раз мы можем сходить туда вместе.

Катерина
Да нет, уж лучше ты одна туда ходи. Это у тебя грехов море. А у меня их по пальцам перечесть. Я лучше здесь лишний раз посижу.

Карла
Какая же ты, Катерина, глупая. Ты же просто баба.

Катерина
Ты, можно подумать, девочка. То, что я баба, я уже давно знаю и без тебя.

Карла
Лучше я тебе чего-нибудь другое расскажу. Я так много работаю последнее время. Я же натура творческая. Я очень люблю свежий воздух и ходить по свежему воздуху. Но дела и заботы не дают мне полной грудью вдохнуть в себя все ароматы жизни.

Катерина
Сегодня праздник, и все вечером собираются вместе.

Карла
Я не приду.

Катерина
Как быстро стало темнеть.

Занавес.

Конец первого действия.


Действие второе

Как уже говорилось, в центре сцены устанавливается огромный стол. За этим столом сидят все Девушки.

Анастасия
Да, мы все ждали этого дня. Вот он и подошел, мы собрались все вместе. Может быть, конечно, кого-то это и не радует. Но лично мне это доставляет определенное удовольствие.

Анфиса
Мы тоже все рады.

Анастасия
Видите, какое на мне сегодня красивое платье.

Кнопка
По-моему, ему уже лет сто.

Анастасия
Я одевала его всего три раза. Это платье - мой талисман. Когда я чувствую его на своем теле, у меня под кожей бегут мурашки. Но это не все. В этом платье я нашла свое счастье.

Вика
Дай поносить. Ты же знаешь, как я несчастна.

Анастасия
Хорошо, я дам тебе его поносить послезавтра.

Фруза
Ми-ми-ми. До-до.

Дарья Петровна
Какая же ты, Фруза, дура.

Изольда
Даша, никогда не укоряй другого человека. Не суди и не судима будешь. Так сказал наш Господь.

Дарья Петровна
Какая же ты, Изольда, дура. Ты ведь дура из дур. И лезешь меня поучать.

Изольда
Я не обижаюсь на тебя, Дарья, потому что вижу, что ты немного больна. Думаю, что тебе следует не расстраиваться по этому поводу. Тебе надо попробовать есть пророщенную пшеницу. И провести несколько сеансов массажа шейно-затылочного отдела. Запомни мои слова.

Анастасия
А теперь я скажу самое главное. Все вы помните, что уже прошло ровно три года, как Зоя покинула нас. Рядом с нами теперь нет самой очаровательной девушки. И хотя она не сидит здесь, в этой комнате, я надеюсь, что она присутствует у каждой из нас в сердце. Весь год я писала поэму, посвященную Зое.

Молодая особа
А кто эта Зоя? Кем она была.

Анастасия (не слушая М.О.)
Я сейчас буду читать свою поэму, и это чтение будет данью, жертвой, которую мы принесем все вместе нашей незабвенной подруге...

Далее Анастасия очень особенно читает поэму.

Зоя идет красивая, умная в песцовой шубе, пуховом платке.
Долго-долго красила губы, подводила глаза.
Зоя, посмотри - все оглядываются на тебя, показывают рукой.
А ты письма пишешь. Свердловск. Барнаул.
Помнишь, ты и мне посылала приветы, прикладывала волосок.
Твои волоски разлетелись по всей стране.
Ты говорила мне:
"Рождественский ангел все время трубит и трубит.
Это меня погубит, скрутит, сотрет.
Видишь, где я храню беллин маленький самолет?
Он в горячих руках моих изгибается и хрипит.
Демоны приходят, снуют, заглядывают в глаза.
Трахни-трахни меня под водой.
Жаль, что я не могу тебе рассказать,
Как в мои легкие проникает вода."
Бедная Зоя во гробике ночью лежит.
Шевелит Зоя губами, несчастная Зоя дрожит.
Зоя-Зоя, наступит и твой черед.
Слушай свое сердце, Зоя. Сердце твое не соврет.

Анастасия замолчала, переводя дыхание.

Рая
Не помню, чтобы эта Зоя была какой-то особенной звездой.

Дарья Петровна
По-моему, она была дурой, какую еще надо поискать.

Рая
Не знаю, была ли она дурой, но ума ей явно не хватало. Помню, как однажды она разделась догола и ходила так, не обращая ни на кого внимания.

Изольда
Ходить голой - это еще не значит быть дурой. Я думаю, что за это вы не вправе осуждать Зою. В отличие от вас, она была христианкой, а это уже создает вокруг нее ореол уважения.

Фруза
А мне кажется, что Настя слишком уж ее восхваляет. Я понимаю, что Зоя была ее подругой, но это не причина мучать нас своими поэмами.

Анастасия
Замолчите! Есть ли в вас хоть что-то святое. Я понимаю, что не всем присутствующим здесь приятно слушать хорошие слова о другом человеке, но тем не менее я продолжаю.

Стыдно-стыдно ничего не уметь, не хотеть научиться.
Казалось бы, взрослая уже, умная такая.
Помнишь Зою, несчастную королеву, мертвую королеву?
Помнишь, она говорила, курила, лгала:
"Возьмите меня в стаю, возьмите меня.
Смотрите, читайте, - я дочь короля.
Я умею по-королевски думать, по-королевски говорить.
И в этом облике, и в этой кутерьме,
в бесстыдном обмороке, в облаке, в тюрьме и
в самом центре маленькой страны,
что не страна совсем, а так -
кусок луны, обломок никакой величины,
где в каждом кратере космическая грязь,
я изменяюсь, исчезая и дымясь."
Я сама стану мертвой.
Во гробике холодно, во гробике не будет тебя.

Катерина
Ну, хватит! Надоело.

Фруза
Правда, Настя, сколько ты еще будешь мучать нас своими сказками о бедной Зое.

Анастасия
Слушайте, что я вам говорю. Зоя была святая. И все, что я сейчас произношу, чистейшая правда.

Любочка
Мы все уходим. Нам надоело слушать твой бред.

Любочка встает и быстро уходит. Все следуют ее примеру. Кто-то нерешительно, кто-то слишком уж активно, но через некоторое время никого, кроме Насти, в комнате не остается.

Анастасия
Идите-идите. И не смейте возвращаться. (Она пытается открыть дверь и крикнуть все, что она думает, но оказывается, что кто-то из Девушек запер дверь.) Противные, гадкие. Как они смели так поступить со мной. Я все эти годы заботилась о них, старалась, чтобы все было хорошо, чтобы никто из них не чувствовал себя лишней и нелюбимой, а он отплатили мне за все мое сделанное добро своей ненавистью. Я никогда не прощу им. И не прощу себе то, что я была такой невыносимой дурой. Доверчивой дурой. Видите ли, Зоя помешала им жить. Да она была святой. Она была в десять раз лучше вас всех. А вы все дуры и суки. Как я ненавижу вас.

Белоснежка
Холодно! Ой, как холодно.

Анастасия
Белоснежка? Ты откуда взялась.

Белоснежка
Я спала.

Анастасия
Спала? Где же ты спала.

Белоснежка
Здесь и спала. Где еще я могла спать. Мне снился очень приятный сон. А сейчас я хочу есть.

Анастасия
Спала? Я с радостью бы тебя покормила, но я не могу. Нас с тобой заперли. А здесь ничего нету из еды. Потерпи, пока кто-нибудь не придет и не выпустит нас.

Белоснежка
Я, конечно, потерплю. А где Вика?

Анастасия
Вика тоже ушла. Все-все ушли.

Белоснежка
Почему все ушли?

Анастасия
Потому что все гадкие и противные. Я им стала рассказывать про Зою, но никто не захотел слушать. Они жестокосердные и себялюбивые. А Зоя была святой.

Белоснежка
Да, я помню. Она была очень доброй. Она мне подарила одну замечательную книгу.

Анастасия
Ну вот видишь! А они совсем не знали ее и не захотели узнать. А я помню, как мы сидели вместе с Зоей в этой комнате. Друг напротив друга. Мы сидели весь вечер и молчали, а над Зоиной головой светился нимб. (Анастасия, увлеченная рассказом о Зое, поднимает глаза и видит, что над головой Белоснежки обозначилось голубое сияние.)

Анастасия
Что с тобой, Белоснежка? Ты в порядке?

Белоснежка молчит, но через несколько мгновений неестественно опрокидывается на спину. У нее вновь начинается приступ. Она хрипит и бьется в конвульсиях.
Эта сцена продолжается достаточно долго. Настя мечется по комнате и пытается чем-нибудь помочь. Отчаявшись, Анастасия начинает колотить в запертую дверь.

Анастасия
Откройте же! Откройте, дуры! Белоснежке плохо. Откройте, я ничего не могу сделать.

Белоснежка в этот момент затихает и лежит неподвижно.

Откройте. Кто-нибудь!

Анастасия сползает на пол и рыдает. Потом встает и подходит к Белоснежке. Поднимает ее руку, но рука Белоснежки безвольно падает.

Что с тобой, Белоснежка? Прости меня.

Анастасия некоторое время сидит неподвижно, потом подходит к шкафу, достает, а потом медленно одевает МУЖСКОЕ ПЛАТЬЕ.

О, хищница, о, божество,
свою тележечку кати, тяни, вези.
Помнишь Зою? Была Зоя, умерла Зоя.
Вечером смеялась, курила, лгала, мяла сигаретку,
рассказывала, сколько написала писем,
сколько собирается написать.
Потом легла в постель. Так и осталась лежать.
Она ведь и мне посылала длинные письма,
вкладывала волоски, трафареты ладоней,
какие-то смешные картинки, аппликации.
Если бы она могла, поднялась на скалу, камни кидала,
взлетала, парила, мчалась, обгоняя Икара и Дедала,
плавясь, как парафиновый самолетик, загоревшийся изнутри.
Спи, утопленница, пленница Зоя.
Во сне тебе хорошо. Он отличный антиприпадок.
Как в русской пословице -
не надо тебе ни мужчины, ни припарок.
Жизнь преподнесла тебе самый дорогой подарок и ушла,
даже не скрипнув рассохшейся половицей.
Знаешь, Зоя стала птицей, стала запахом,
измельченной корицей.
И хотя Зоя была прилежной ученицей,
обернулась кукольным трупиком, пластмассовой гробницей.

Анастасия стоит посредине сцены в мужском платье. Всем понятно, что она пребывает в великом блаженстве. Дверь распахивается и мимо Насти проносится стая белых птиц.

Занавес.


    Несколько уточнений и просьб для постановщика,
    но не для зрителя или читателя

            Как видно из текста пьесы, диалоги достаточно монотонны и скучны. Стоит заметить, что в пьесе ни под каким видом не упоминаются лица мужского пола. Тем не менее, происходящее на сцене не должно превращаться в зарисовки из женского монастыря, но и не должно переходить в фарс. При этом не следует спекулировать намеками на лесбийские отношения между героинями. Жесты, мимика, движения - все достаточно прозрачно. Добиться задуманной атмосферы можно только реально представив себе мир, где размножение происходит с помощью почкования.
            Пьеса может быть представлена в трех вариантах, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельное действо. Первая версия, на мой взгляд, самая удачная, заключается в том, что все роли исполняются актерами-женщинами. В этом случае явная травестия возникает только в финале, когда Анастасия одевает мужское платье. Этот вариант я назову условно "классическим".
            Вторая версия, осуществление которой потребует много усилий. Здесь все роли исполняют актеры-мужчины, одетые в мужские одежды. И под "красным платьем" подразумевается что-то из мужского гардероба. В финале Анастасия возникает в женском вечернем туалете, который и есть мужское платье. Этот вариант я назову "абсурдным". При этом он является, как это ни покажется многим очень странным, самым жизненным вариантом.
            И, наконец, последняя версия, где все роли также исполняют актеры-мужчины, но одетые в женские костюмы. В этом случае действие лишено каких-либо путаниц и аналогично по сути первой версии и отличается тем, что пропорции травестии меняются местами. Необычен здесь именно сам финал, когда Анастасия надевает мужское платье, и зрителю предстает мужчина в мужском костюме. В этот момент становится ясно, что спектакль завершился еще в момент, когда Анастасия расстегнула замочек на своем вечернем туалете. Этот вариант, по-моему, самый неудачный, но, тем не менее, и он заслуживает внимания. Я назову его "травестийным".
            "Травестийная" версия плоха тем, что теряется замысел и целостность всего действия. При этом она гораздо зрелищней остальных, так как происходящий на сцене маскарад несомненно вызовет интерес у публики.

    АВТОР                


"РИСК", вып.1:
Следующий материал


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"РИСК", вып.1 Александр Анашевич

Copyright © 2000 Александр Анашевич
Copyright © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru