И о другом

Тимур НОВИКОВ

ЛЮДВИГ II И ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО


        РИСК: Альманах.

          Вып. 3. - М.: АРГО-РИСК, 1998.
          Обложка: фотография Виктории Урман-Куслик и Павла Белозерцева, дизайн Олега Пащенко.
          С.99-102.

            Заказать эту книгу почтой


            Лебединое озеро, о котором пойдет речь, расположено в Баварии, в районе гор Альгау в Альпах. В средние века баварские менестрели воспевали подвиги "Лебединых рыцарей", совершенные в этих краях во имя Святого Грааля. Вольфрам фон Эшенбах в своем "Парцифале" рассказывает о лебедином рыцаре - шванриттере - Лоэнгрине, посланце Парсифаля, рыцаря Святого Грааля. Лоэнгрин приплывает на лодке, влекомой Белым Лебедем по лебединому озеру, на помощь Эльзе, герцогине фон Брабант. Он спасает ее, но должен скрывать свое имя. Его имя - Лоэнгрин - открывается, и он должен вернуться к Святому Граалю.
            Замок Хохеншвангау был построен шванриттерами в XII веке между двух горных озер - Шванзее (Лебединое озеро) и Альпензее (Альпийское озеро). Высокие горы окружали озера с юга, дремучие леса с севера. Лебединый замок стал центром миннезингеров. Рыцари Швангау владели замком несколько столетий. Первый, чье имя дошло до нас, - Хильтпольд Швангау - известен по "Хайдельбергской книге песен". В этом замке жил и последний Штауфен, принц Конрадин, обезглавленный в возрасте 16 лет в Неаполе, в 1268 году. В XVI веке рыцари Швангау покинули берега Лебединого озера. Хохеншвангау постепенно разрушался, особенно пострадав во время наполеоновских войн 1800-1809 годов.
            Романтически настроенный принц Максимилиан из королевского баварского рода Виттельсбах купил руины в 1832-36 годах и устроил в замке свою резиденцию, жемчужину немецкого романтизма. В эти годы художники-романтики Мориц фон Швинд, Доминик Куаглио и другие, вдохновляясь средневековыми легендами, создали прекрасные росписи замка. В зале Лебединого Рыцаря Кристиан Рубен, Михаэль Неер и Лоренц Куаглио в 1835 году создали росписи, посвященные Лоэнгрину. Вскоре наследный принц Максимилиан женился на принцессе Марии из прусского королевского рода Гогенцоллернов. 25 августа 1845 года во дворце Нимфенбург в Мюнхене у них родился сын, Отто Фридрих Вильгельм Людвиг. В 1848 году принц Максимилиан становится баварским королем Максимилианом II. В замке Хохеншвангау на берегах Лебединого озера растет принц Людвиг, с детства окруженный легендами и лебедями...
            А в это время Европа охвачена революциями. Революции во Франции, Германии, Австрии, Венгрии. Русский композитор Глинка пишет своего "Камаринского", а немецкий композитор-романтик Рихард Вагнер заканчивает оперу "Лоэнгрин", и все это в 1848 году, когда Людвиг стал наследным принцем, а Маркс выпустил призрак коммунизма бродить по Европе. Но в горах Альгау все спокойно. Принц изучает поэзию, живопись, музыку и архитектуру. И 2 февраля 1861 года впервые в мюнхенской опере присутствует на представлении "Лоэнгрина" Рихарда Вагнера. Это становится самым значительным событием его юности. Он понимает, что Вагнер послан ему, лебединому принцу, свыше.
            10 марта 1864 года умер король Максимилиан II. Принц Людвиг становится королем Людвигом II Баварским восемнадцати лет от роду. 4 мая 1864 года он впервые встречается с Рихардом Вагнером и становится его покровителем. Долгие годы Его королевское величество ставит оперы Вагнера, устраивая такие постановки, что никакой голливудско-бродвейский постановщик двадцатого века не мог бы даже помечтать. Для вагнеровских опер он строит огромные театры, оборудованные по последнему слову техники. Но главное для Людвига II не то, что он делает для народа. Главное - другое. В 1868 году он завершает первый план строительства своего главного детища - замка Нойеншванштейн - нового центра для ордена Лебединых рыцарей, хранителей Святого Грааля, гроссмейстером которого он был. Нойеншванштейн - Новый лебединый камень - замок в горах с видом на Лебединое озеро и Хохеншвангау строится все долгие годы правления Людвига II и не закончен до сих пор. Но незадолго до смерти в 1884 году Людвиг II поселился в Нойеншванштейне. Он прожил в нем 172 дня. Рихард Вагнер не смог посетить новый замок. Он умер 13 февраля 1883 года в Венеции. Но Вагнер постоянно посещал Людвига на берегах Лебединого озера в старом замке, где играл свои сочинения, не предназначенные для публики, - написанные специально для Людвига. Людвиг II любил одиночество, грезы, искусство, историю и арабские курительные. Музыка Вагнера окружала его с детства, но она была лишь музыкой для великого магистра...
            Но вернемся в Россию. 25 апреля 1840 года родился Петр Ильич Чайковский. В 1861 году, когда Людвиг впервые услышал "Лоэнгрина", Чайковский поступает в классы Русского музыкального общества, и начинается его музыкальная карьера. Тогда же на концертах Русского музыкального общества он впервые слышит вагнеровского "Лоэнгрина". Весной 1863 года Вагнер приезжает с концертами в Россию и дает шесть концертов в Петербурге. Чайковский, тогда уже студент консерватории, испытывает сильное влияние Вагнера. Тогда же он создает свои первые музыкальные сочинения... В 1866 году Чайковский переезжает в Москву, где начинает преподавать в Московской консерватории. Там он знакомится с профессором Карлом Клиндвортом, другом Рихарда Вагнера. Именно Клиндворт через десять лет организует историческую встречу в Байрейте.
            В 1875 году уже известный композитор Чайковский получает заказ от заведующего репертуаром императорских театров Москвы В.П.Бегичева написать романтический балет. Это должен быть первый русский национальный балет на симфоническую музыку. Петр Ильич принял самое живое участие в создании либретто нового балета, требуя, чтобы сюжет был обязательно средневековый и фантастический. Вспоминая "Лоэнгрина" Вагнера и слышанные от Клиндворта истории о сказочном "лебедином" короле Людвиге (да и не только от Клиндворта - вся Европа тогда говорила о Людвиге II Баварском), Петра Ильич решил назвать новое сочинение "Озеро лебедей". Но воспеть Лебединое озеро, не побывав там, Чайковский не мог, и вот в 1876 году он едет в Баварию. 1876 год - год основания организации "Земля и воля", в этом году Чайковский познакомился с Львом Толстым, но, конечно, премьера "Кольца Нибелунгов" в Байрейте несомненно была главным событием года. И не только для Чайковского. Для спектакля Людвигом был построен не только театр, но и железная дорога, по которой зрители могли прибывать на премьеру. "Кольцо Нибелунгов" поражало своим размахом. Опера шла четыре дня - сам Людвиг вместе с Вагнером слушал и смотрел ее без публики с 6 по 9 августа. Петр Ильич приехал накануне первого публичного представления - 12 августа. Его встретил старый друг Карл Клиндворт. Он организовал через несколько дней встречу Чайковского и Вагнера. Встреча прошла в доме Вагнера, в глубине сада. На фасаде дома Чайковский прочитал: "Здесь, где покой нашли мои мечты, мечты покой я назову тебя, мой дом..."
            Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, во время наполеоновских войн, потрясших Европу. Во время Байрейтского фестиваля ему было уже за шестьдесят. Петру Ильичу было только тридцать шесть. Королю Людвигу II именно в это время исполнился тридцать один год. Оперы Вагнера были подарком к его ДНЮ РОЖДЕНИЯ. Сам король уехал до премьеры и появился снова в Байрейте только после своего дня рождения, который он встретил в одиночестве...
            Место, где пересеклись пути трех наших героев, - вагнеровский театр, - было чудом театральной техники и архитектуры того времени. Огромное здание высотой 48 метров стояло за городом на холме. Оно вмещало 2000 зрителей. Публика на открытие театра съехалась со всей Европы. В маленьком городке можно было встретить многих интересных людей. Чайковский посетил и Ференца Листа, к тому времени уже родственника Вагнера - Вагнер был женат на его дочери Козиме. Обо всем этом сам Чайковский поведал в своих репортажах из Байрейта в газете "Русские ведомости" 13 мая, 3, 4, 14 и 18 августа 1876 года. В 1891 году в своей статье "Вагнер и его музыка" Чайковский напишет: "Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно," - и добавит: "Восхищаясь композитором, я питаю мало симпатии к тому, что является культом вагнеровских теорий". Но тогда, в 1876 он писал: "Перстень Нибелунгов произвел подавляющее впечатление не столько своими музыкальными красотами, которые, может быть, слишком щедрою рукою в нем рассыпаны, сколько своею продолжительностью, своими исполинскими размерами, и породил желание продолжать изучение этой сложнейшей из всех когда-либо написанных музык".
            Вернувшись в Россию, Петр Ильич с удвоенной силой принялся за работу. Балет был написан, и нужно было его поставить. Партитура "Лебединого озера" оказалась настолько необычной и новой, что поставила в тупик деятелей балета. Да и средств у дирекции московских императорских театров было меньше, чем у Вагнера. Декорации и костюмы использовались от других спектаклей. Небогат был и сам Петр Ильич. Но тут в его жизни произошло странное событие: в конце 1876 года некая дама решила оказывать материальную поддержку композитору. Она писала письма Петру Ильичу, давала деньги, но отказывалась показываться на глаза. Они переписывались 13 лет. Ее звали Надежда Филаретовна фон Мекк. А весной 1877 года он получил еще одно письмо. Это было вскоре после премьеры "Лебединого озера", которая состоялась 20 февраля 1877 года. Письмо было от Антонины Ивановны Милюковой, выпускницы консерватории. Она страстно признавалась ему в любви...
            Близкий друг Петра Ильича Н.Д.Кашкин писал: "Нужно было очень хорошо знать Чайковского, чтобы понять ту тесную связь, какая у него устанавливалась между его собственным существованием и жизнью героев тех произведений, над которыми он работал". Оскар Уайльд писал о таинственном влиянии искусства на жизнь. Чайковский повторил ошибку Зигфрида. Он перепутал Одетту и Одиллию. 20 мая они встретились, 6 июля Антонина Ивановна Милюкова стала Антониной Ивановной Чайковской. Уже вскоре после свадьбы он пишет своей невидимой покровительнице: "Мне показалось, что я, или, по крайней мере, лучшая часть моего я, т.е. музыкальная, - погибла безвозвратно". И чтобы до конца следовать сценарию своего балета, Чайковский решается уйти из жизни. В конце сентября 1877 года он ищет гибели в волнах Лебединого озера - но озера нет поблизости, и Петр Ильич пытается погибнуть в Москва-реке. "Я вошел в воду с твердой уверенностью, что мне не миновать смерти..." - но силы судьбы были рядом, и "ледяная ванна прошла для меня без всяких последствий," - рассказывал он позже другу Кашкину. Вслед за чудесным спасением его постигло нервное расстройство. Петра Ильича увезли в Петербург, а оттуда - за границу...
            Время шло своим чередом. В 1883 году умер Вагнер. Король Людвиг II одиноко проводил время в своих арабских курительных среди грез. Замки, которые он строил для себя, ему даже некому было показать. Политические враги с помощью интриг в 1886 году добились отстранения короля, ареста и заточения в замке Берг на берегу Штанбергского озера. 13 июня 1886 года, на следующий день после ареста, тело короля Людвига II было найдено в водах Штанбергского озера. Недалеко от тела короля было обнаружено тело единственного свидетеля этого загадочного политического убийства - это был профессор Гудден.
            Узнав о смерти короля-лебедя в водах озера через десять лет после их тайной встречи, Чайковский погрузился в глубокие раздумия. Не являлся ли он причиной гибели героя реального, как до этого стал автором гибели героя балетного? Или он лишь пророчески предвидел? Так или иначе, но Петр Ильич обратился к Мариусу Петипа с предложением поставить "Лебединое озеро" в новой редакции в Петербурге на сцене Мариинского театра. Петипа с радостью согласился. Но осуществить постановку смог только после смерти Петра Ильича в ночь с 24 на 25 октября 1893 года. По официальной версии, Чайковский умер от стакана сырой воды...


            Впервые опубликовано в качестве каталога к одноименной выставке Тимура Новикова в галерее "XL", Москва, открыта 9 октября 1996 года.


    "РИСК", вып.3:                      
    Следующий материал                     


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"РИСК", вып.3

Copyright © 2000 Тимур Новиков
Copyright © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru