Западная лирика

Перевод с английского и предисловие Дмитрия Кузьмина


      РИСК: Альманах.

        Вып. 4. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2002.
        ISBN 5-900506-98-3
        Обложка Вадима Калинина.
        С.149-158.

          Заказать эту книгу почтой



    ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

            Настоящая подборка англоязычной геевской и лесбийской поэзии носит довольно случайный характер - в особенности в своей мужской части: выбор американской лесбийской лирики сделан Маргаритой Меклиной, в гораздо большей степени владеющей материалом, чем переводчик, на свое усмотрение взявший несколько образцов гей-поэзии (к тому же из трех авторов-мужчин один - Лоуренс Шимел - природный американец, живущий в Испании, другой - Миодраг Коядинович - пишущий по-английски и по-сербски экс-югослав, третий - Джеймс Кёркап - англичанин, давным-давно переселившийся в Андорру; таким образом, это еще и разные национальные поэтические школы). Впрочем, иначе, вероятно, и быть не могло: слишком уж велик массив написанного по-английски на соответствующую тему - при том, что состав классиков и мэтров в этой области вряд ли можно считать устоявшимся. И, пожалуй, только один текст обязательно должен был попасть в подборку - это стихотворение Кёркапа, требующее отдельного рассказа.
            Джеймс Кёркап написал его в 1976 году. Название отсылает к привычному в англоязычном мире эвфемизму "любовь, которая не смеет назвать свое имя", восходящему к судебному процессу над Оскаром Уайлдом. Собственно сюжет стихотворения - любовь к Иисусу как гомоэротическое переживание - весьма характерен для геевского искусства; возможно, не является случайным совпадением тот факт, что в этом же году Дерек Джармен снял свой первый полнометражный фильм "Себастьян", трактующий в гомоэротическом ключе историю обращения и мученичества раннехристианского святого. В 1977 г. стихотворение Кёркапа было опубликовано английской газетой для геев "Gay News". Религиозная общественность возбудила против газеты и ее редактора судебный процесс, поскольку в британском законодательстве существует уголовное преследование за богохульство. В результате газета была оштрафована на тысячу фунтов, редактор Денис Лемон осужден на 9 месяцев тюрьмы (правда, условно), а стихотворение запрещено к публикации на территории Соединенного королевства. Суд, как видим, зарифмовал Кёркапа с Уайлдом куда сильнее, чем того хотел английский поэт (к слову, не Бог весть какой бунтарь, многолетний председатель Британского общества хайку). С тех пор вокруг запретного текста время от времени разгорались локальные скандалы - например, после того, как группа прогрессивно настроенных священников (!) опубликовала его в Интернете на сайте для геев-христиан. 11 июля 2002 года, в 25-ю годовщину судебного решения, группа британских общественных деятелей (писателей, ученых и даже одного члена парламента) выступила с публичным чтением стихотворения Кёркапа со ступеней церкви Святого Мартина в Полях, что на Трафальгарской площади (каждый участник акции читал по строфе), призвав тем самым к реабилитации запрещенных стихов: "Арестуйте нас - или отмените закон о богохульстве!" - заявили декламаторы. Арестов не последовало. Английская пресса отнеслась к ситуации не без иронии: в частности, обозреватель "Гардиан" Блэйк Моррисон заметил, что само стихотворение, достаточно скромное по своим поэтическим достоинствам, изначально написано как агитка, - наверно, в этом есть доля правды (публицистически заостренные тексты редко оказываются шедеврами, - вспомним, что и у Евгения Харитонова откровенно декларативная "Листовка" куда как уступает не столь лобовым вещам). В новостной ленте, которую я читаю, сообщение об акции на Трафальгар-сквер соседствовало с информацией о возбуждении в Москве уголовного дела против Владимира Сорокина, по обвинению в порнографии.

    Дмитрий Кузьмин                    


Джеймс КЁРКАП

    ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СМЕЕТ НАЗВАТЬ СВОЁ ИМЯ

    Когда Его снимали с креста,
    я, центурион, взял Его на руки -
    истощённое, но всё-таки тяжёлое
    тело уже не юноши,
    безбородого, бездыханного.

    Он был ещё тёплый.
    Пока готовили могилу,
    я охранял Его.
    Мать и Магдалина
    пошли за пелёнами,
    чтобы обернуть Его наготу.

    Я остался с Ним наедине.
    В последний раз
    я целовал Его в уста. Мой язык
    коснулся Его языка с горечью смерти на нём.
    Я лизнул одну из ран -
    кровь была горька.

    В последний раз
    мои губы сомкнулись вокруг
    этого великого члена, орудия
    нашего спасенья, вечной радости нашей.
    Он ещё дрожал, смоченный
    семенем последнего, смертного изверженья.

    Я знал, у Него это было с другими:
    со стражей Ирода, с Пилатом,
    с Иоанном Крестителем, с Павлом Тарсянином,
    с хитрым лисом Иудой, мастером целоваться,
    с остальными Двенадцатью - вместе и порознь.
    Он всех любил - тело, душу и дух. Даже меня.

    И тогда я сбросил своё облаченье и, голый,
    лёг с Ним, в Его великом одиночестве,
    лаская каждую малую тень Его холодеющей плоти,
    обнимая, пытаясь обратно вдохнуть в Него тепло жизни.
    Мало-помалу я почувствовал вновь огонь в Его бёдрах,
    распаляясь и сам от неземной этой любви.

    Ибо я не знал, как иначе назвать нашей любви гордое имя,
    как иначе сказать о моей долгой преданности, и страсти, и страхе,
    о которых мы прежде не говорили. Мой дрот, весь в Его крови,
    и самое милое, истерзанное тело с отверстыми ранами,
    и в рану спины Его, и живота Его, и рта Его -
    я входил, и входил, и входил, и кончал, и кончал, и кончал,

    каждый раз - как в последний раз.
    А потом нас объяло чудо.
    Я почуял, как Он в меня проникает, яростно изливая
    последнее семя духа Своего в мою душу, в мою дыру,
    толчок за толчком, до скончанья времён -
    так Себе сораспял Он меня в грядущем царствии Своём.

    Вот оно, распятие страстное и благословенное,
    его же приемлют однополые любовники с радостию и терпением,
    язвя друг друга с веселием и благоволением,
    пока не примут смерть от вожделенья и боли
    в грубом раю мужских объятий,
    обращая к небесам последний крик божественного освобождения.

    А затем лежат долго, сплетясь в покое, чая
    воскресенья - совсем как мы на этом дальнем зелёном холме.
    Но прежде чем мы восстали, они вернулись и Тебя у меня забрали.
    Они не знали, что было с нами, а если б и знали -
    не стыдом и гневом, но радостью и благословением
    встретили нас, как Он встречал, возлюбивший всех.

    И бродил я три бесконечных дня, долгих, как годы,
    по садам моей скорби, в безнадёжных поисках Того, Кто ушёл.
    И спустя три дня Он восстал от сна, на заре, и явился
    мне, прежде всех других. И к Себе восхи́тил

    с любовью, отныне дерзающей имя свое назвать.


Лоуренс ШИМЕЛ

    ЦАРЕВИЧ-ЛЯГУШКА

    Мальчик лежит, голый, поверх простыней (лето, жара),
    а его член скорчился внизу живота,
    словно лягушка, припавшая к земле
    в прибрежных зарослях чёрных волос.

    "Поцелуй меня, - шепчет, -
    и я вырасту в царевича."


    ПАЛИМПСЕСТ

    Чувствуешь ли ты, когда твои пальцы отплясывают
    по моей спине, следы, оставленные всеми
    мужчинами, касавшимися меня прежде?
    Их пальцы врезaлись в мою плоть
    во время занятий любовью или, как ты, месили
    глину моего тела, снимая массажем напряжение и стресс.
    Знаешь, даже самая нежная ласка
    оставляет рубцы, клеймит так же верно,
    как поцелуй кожаного ремня или хлыста.

    Что за хитроумный трюк ты проделываешь каждый раз -
    отчего твои пальцы дарят моему телу силу и свежесть?
    В чём тут фокус - ведь твои руки
    уже столько раз путешествовали этой тропой
    от лопаток вдоль позвоночника к ягодицам, -
    отчего опять и опять кажется, что это
    движение первопроходца по неизведанной земле?

    Я уверен, твои пальцы считывают отпечатки
    всех моих прежних страстей - потому-то
    они будят во мне столь сильное чувство. Я
    открываю рот, чтоб сказать тебе: я в твоих руках,
    обнажённый, податливый, ко всему готовый, -
    но ты с новой силой набрасываешься на
    мои мышцы - и я теряю остатки воли.


    РОДСТВО

    Я больше не уверен,
    что не похож на своего отца.
    Пуская воду в ванну, я вспоминаю,
    как он стоял по утрам

    с оранжевым шлангом в руках
    на кромке бассейна, построенного нами
    за лето, к его дню рожденья.
    Я кровь от крови его, а кровь,

    говорят, не вода - мутнее и гуще.
    Но в одной отзывается другая.
    Разве ушная раковина не принимает
    шум крови за рёв океана?

    Мой отец поглощён своими карпами кои,
    я привык гнаться за коитусом.
    Члены разных мужчин ныряют
    в глубину моего рта. Они бьются, как рыбы,

    выброшенные из воды: немые,
    задыхающиеся - сплошные жабры. Нет, не всегда
    немые (плевать, что подумают соседи).
    У нас с отцом никогда

    не было общей почвы, и все наши разговоры -
    вода, вода. Годами я стремился
    стать знаменитым океанологом,
    учился плавать, держал морских

    коньков в сорокалитровом аквариуме. Моя сестра
    занималась верховой ездой; было ли это соперничеством?
    Было ли это первым шагом к моей сексуальности -
    наблюдать, как самцы

    морского конька дают жизнь многочисленному потомству?
    Незаметно было, чтобы этих отцов мучила совесть,
    когда подплывшие слишком близко детки
    попадали к ним в пасть. Мой отец вечно грозился

    подарить мне одну из своих рыб. Теперь
    я мог бы ему ответить, что в моей ванне уже плавает карп,
    не говоря уже о раке - о саркоме Капоши,
    выступившей под левым коленом, на тыльной стороне икры, -

    я заметил ее, наклонясь над водой, чтобы спустить
    её из ванны в Plaza Athenae, куда
    один датчанин взял меня в ту пятницу после того,
    как мы вместе танцевали в клубе. Он собирался

    остановиться в Плаза-отеле, но его турагент
    не знал, что это совсем другое место.
    Сам он тоже сперва не понял, в чём дело,
    и всё зашло так далеко, что было поздно

    поворачивать назад. Я всё смотрел на проступившее на ноге
    пятно, сквозь которое целый мир выскальзывал
    в ничто, и чувствовал, как меня тоже неумолимо
    затягивает. Я ступил в ванну.

    Было поздно поворачивать назад, как будто воды
    не просто расступились, но снова отошли.
    Я хотел бы опустить голову под воду, почувствовать
    себя снова в материнской утробе, под защитой,

    в безопасности, чтобы потом встать и выйти из пены,
    как Венера Боттичелли, возрождённым, без единого пятнышка.
    Но я был слишком велик, чтобы заползти обратно в утробу,
    да и для того, чтобы удобно разместиться в ванне -

    тоже: всё время что-то торчало из воды - то плечи, то
    колени, то пальцы ног - в холодном воздухе. Я мог бы
    вскрыть себе вены острым осколком разбитой раковины.
    Отчего я медлил? В конце концов всё возвращается

    к крови. Признавая, наконец, ту близость, которую
    мы всегда пытаемся отрицать. Я протягиваю руку
    под водой, чтобы потрогать пятно на ноге. Теперь
    я могу сказать моему отцу, в чём всё дело:

    вода вытекает вон.


Миодраг КОЯДИНОВИЧ

    МАЛЬЧИКИ ОСТАЮТСЯ
    МАЛЬЧИКАМИ

    Посвящается Ненаду

    Эти узкие бёдра я забвению не отдам, эти тонкие - кожа да кости - руки: так нечасто держали они меня, и никогда не обхватывали с силой.

    Если я забуду тебя, сладкая клубника языка, освятившая каждый изгиб моего тела, - пускай тогда во всех дамбах откроются течи, и не хватит мальчиков, чьи пальцы могли бы остановить неизбежное, - если я не благословлю превыше всех земных благ свою малую долю в Симовом наследстве.

    С прохладцей глядели глаза, но как могли вспыхнуть! Поддаваясь вроде бы сонно и вяло, как умел ты повелевать, простираясь ниц в изнеможении - небрежно, словно весь экстаз не всерьёз.

    Никогда не служила кровать ложем нашей любви: в самых странных местах и на самый странный лад доводилось нам пробовать тело друг друга. Водопады желания низвергались с тигриным рёвом, колокол звал преклонить колени, тявкал койот в серебристой ночи. Напряжённой работой мышц и суставов страсть выпускала пар. Сладко ныло в горле, по самые гланды, и нежная боль просыпалась меж ягодиц.

    А потом так хотелось расстаться, омерзенье вползало в душу, и мы не могли с ним справиться - ведь всякая тварь после соитья...

    И не думал я, что когда-нибудь мне это будет важно, да и тебе, казалось, плевать...

    И вот, наконец, мы стоим на пороге зрелости. Вся ненависть (неужто была?) растаяла навсегда. Но... Что если я однажды проснусь, а тебя нет? Как смогу я с этим смириться? Как сумею вернуть предметам их ценность и смысл? Не кощунство ли - горевать об утрате бесценной жемчужины, если ты её продал, взяв за неё с другого всё, что у него было?

    Что ж, мой мальчик, мальчики остаются мальчиками, я знаю. И эту хрупкую, сладкую грацию я забвению не отдам.


Соня ФРАНЕТА

    ВЫХОДЯ ИЗ ЦЕРКВИ В ЮГОСЛАВИИ

    Они очень бедные, сказала мне тётя,
    Эти две словенки.
    Встретили друг друга в концлагере
    Во время войны
    И до сих пор вместе.
    Обе нездоровы - одна дышит
    С трудом, другая
    Не может ходить в туалет.
    Живут во имя Господа,
    А то бы убили себя.
    Они нашли друг друга
    В лагере и вот
    Вместе до сих пор.
    Говорят, что одной немцы
    Давали гормоны.
    Она теперь носит штаны.
    Они живут наверху на холме, сказала она,
    Они очень бедные,
    Всегда вместе и очень заботятся
    Друг о друге
    С самого концлагеря
    До сих пор.


Джун ДЖОРДАН

    12:01 НОЧИ
    для Харуко

    I

    Пенным потоком
    несётся к обрыву
    к скалам-убийцам
    кровь времени
    неуправляемая
    и сякнет впустую
    сохнет отмеряя
    потери и порывы
    но ты её можешь очистить
    единым кончиком пальца
    касаясь моего лица

    II

    Дождь не капает как время
    не капает как дождь

    III

    Я проснулась
    с мыслью о шоколаде
    попробовала шевельнуться
    но ты так держала меня
    что соски и молоко
    таинства оживили уста
    моих фантазий

    IV

    К чёрту простуду
    К чёрту болезнь и здоровье
    то и сё
    Временами
    тонкокожая плоть
    твоей голой ноги
    моим странствующим губам
    предстаёт нежным столпом
    разбухшим от сока
    моего нового
    предназначения

    V

    И как же мне тогда
    влачить свой век
    без благословения наших
    переплетённых
    тел
    как в самом деле?

    VI

    А кто-то ведь подумает что я
    про эпидерму, ткани, клетки
    Но значимы они лишь в осязаемом единстве
    и только

    VII

    Я - это моя душа без руля и ветрил
    мне в целом небе ночном ни огонька
    без тебя


Габриэла ГЛЭНСИ

    E-MAIL В МОСКВУ

        Маше

    Как будто вздох на чужом языке,
    одетый твоим произношеньем,
    беззвучно взлетающий по волнам эфира
    до самой высокой ноты, дрожащей
    в разделяющей нас смоле ночи,
    я пригубливаю из стакана с вином.
    И вот тут-то соединение рвётся.
    Нехитрый образ (я ведь лишь слегка
    пьяна, хоть и на взводе) - и нельзя
    его пощупать, как и всякий символ.
    Другие знаки - эти, например,
    цветные блики - прекрасны, но
    не поддаются расшифровке. Ночи звук
    всё выше. К Юпитеру летит комета -
    по времени твоей страны она его достигнет
    одиннадцатью часами раньше,
    чем это будет здесь, где я в такую поздноту
    не сплю, срываюсь в сон, как во внезапную молитву,
    и сердце вспыхнуло, пульсируя, как курсор
    (в ответ на твоё послание, замерцавшее на мониторе),
    как мысль дотронуться до тебя сквозь экран.
    Вино - восхитительная случайность, веришь? -
    поцелуем он-лайн через световые годы ударяет мне в голову.
    Осколок мира, большего, чем Земля?
    Как говорят в России, даже ежу
    понятно, когда звезда дрожит в наэлектризованном теле ночи:
    Я с ума схожу от любви.


Элана ДАЙКВОМОН

    * * *

    Если б ты была моим домом
    я бы стала твоим садом

    Если бы я была твоим садом        я бы хотела
    чтобы ты возделывала меня и хранила
    удаляла вредителей пожинала плоды
    а я - как обещано          я бы тебя кормила

    ты конечно можешь польститься и на дичок-самосейку
    или приложиться к запасам из чужих закромов
    но слаще всего на свете      вкус женщины
    за которой ты ухаживала изо дня в день


    ДАЖЕ ГЛАЗА МОИ СТАНОВЯТСЯ РТАМИ

    Я забываю кто я есть
    едва увижу влажный твой живот
    едва ты появляешься из душа
    я положу тебе ладони на бока
    заставлю лечь и под моим нажимом
    ты наконец раскроешься
    гранат и смоква не сравнятся с этим
    и я тогда вожмусь лицом
    в твои пылающие недра
    и даже глаза мои
    становятся ртами
    чтобы пить твою влагу


    ЗАКОН ФИЗИКИ
    Суббота, 25 марта, 1911

    Вес тела в свободном падении равняется его массе,
    умноженной на длину падения.
    То же справедливо для двух тел, но
    если они держатся за руки,
    их вес возрастает.

    Возьмём следующий пример:
    Две девушки на карнизе.
    Здание в огне.
    Внизу растянута сетка.
    Девушки юные и, по условиям
    данной задачи,
    худые и перепуганные.
    Восемь этажей до земли.
    Сетка выдерживает 40, 50, 60 килограммов,
    умноженных на длину падения, но,
    держась за руки,
    они превращаются в 5 тонн при ударе о землю.
    Сетка рвётся.
    Невозможно рассчитать
    вес взаимной поддержки,
    то, как сильно они любили друг друга
    и как надеялись, прыгнув,
    не выжить и не погибнуть,
    а просто лететь
    свободными
    от ткацкой фабрики "Треугольник".

    (146 работниц, почти все - еврейки и итальянки, погибли за 18 минут при пожаре на фабрике "Треугольник". Большое количество жертв было вызвано тем, что на фабрике не следовали правилам безопасности - в частности, пожарные выходы были закрыты, чтобы работницы не выбегали украдкой. Похороны превратились в 120-тысячную демонстрацию. После трагедии профсоюзное движение в текстильной промышленности получило наконец серьезное развитие.)


    ПЛЕМЯННИЦЕ, КОТОРОЙ У МЕНЯ НЕТ

    Сперва они скажут тебе что у тебя есть тётя в Калифорнии
    я буду посылать тебе подарки
    плюшевых зверушек    и конструктор
    Потом они скажут    твоя тётка толстая
    она писательница        думали будет самой толковой в семье
    а она так и не заработала приличных денег
    Я пошлю тебе фотографию    я уже буду почти
    совсем седая      и ты поклянёшься что никогда
    не видела таких больших женщин        с улыбкой
    а они скажут    она никогда не была замужем
    А когда ты ещё подрастёшь
    они скажут    нет скорее кузина шепнёт
    когда соберётесь на чью-то бармицву
    а твоя тётя из Калифорнии - лесбиянка
    и это будет так таинственно и боязно и интересно
    и привет из античности и как будто рассказ из книжки
    только взрослые знают чем кончится но не говорят
    Тогда я напишу тебе
    Я скажу - это правда        я - толстая лесбиянка
    и я могу рассказать тебе о множестве женщин
    об их таинственной жизни в дюжине разных стран
    а ты расскажи о своей

    Приезжай ко мне в гости


"РИСК", вып.4:              
Следующий материал              


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"РИСК", вып.4

Copyright © 2002 Дмитрий Кузьмин - предисловие и перевод
Copyright © 2002 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru