Дарья ВАРДЕНБУРГ

Москва



      Вавилон: Вестник молодой литературы.

        Вып. 10 (26). - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2003. - 316 c.
        Редакторы Дмитрий Кузьмин и Данила Давыдов
        при участии Ксении Маренниковой и Сергея Соколовского.
        Обложка Вадима Калинина.
        ISBN 5-94128-081-5
        С.277-283.
        /раздел "Кампус"/

          Заказать эту книгу почтой



    КОЗЛОВСКИЙ

            Из дверей выходили студенты, Сычев поймал одного за рукав.
            – У тебя Козловского лекция была?
            Студент кивнул.
            – Свободен.
            Он отвернулся и начал спускаться по ступеням. Мимо проскочили две в вязаных шапках, наверное, первокурсницы.
            – Эй! – крикнул Сычев.
            Студент резко обернулся.
            – А Сычева знаешь?
            – Он у нас не вел, – студент натянул на голову капюшон и зашагал по дорожке к воротам.
            Сычев спустился вниз и подошел к скамейке, которая стояла напротив входа в институт. Сел на спинку, поставив ноги на сиденье, и закурил. Рядом стояли первокурсницы. Левая, в белой шапке, что-то рассказывала, широко открывая глаза и притоптывая ногами. Правая, в розовой шапке с глупым помпоном, слушала левую и улыбалась краем рта.
            – Здрасте! – хором сказали студентки.
            Мимо прошел человек с портфелем, в пальто и без шапки. Он кивнул в ответ, переложил портфель в другую руку и зашагал дальше. Сычев бросил окурок в снег, спрыгнул со скамьи и быстро пошел за ним.
            Человек вышел за ворота. Сычев шел сзади, глядя на сутулую спину. На углу они свернули направо в переулок и пошли вдоль железной ограды. Сычев оглянулся, людей близко не было.
            – Ты Козловский?
            Человек остановился и, обернувшись, кивнул. Сычев подошел ближе.
            – Я вас знаю, – сказал человек. – Вы его сын.
            Сычев сделал движение руками, чтобы снять перчатки, но передумал.
            – Примите соболезнования, – Козловский смотрел ему в лицо. – Я звонил вашей матери...
            – Замолчи.
            Козловский сделал шаг назад и дернул губами.
            – Ты взял деньги, – сказал Сычев. – И не отдал.
            – Не понимаю.
            – Ты даже не собирался отдавать.
            – Не понимаю.
            – Ты его обманул.
            Козловский тяжело дышал, изо рта шел пар. Губы были сухие и потрескавшиеся. Сычев перевел взгляд на переносицу.
            – Он мне сам сказал.
            От удара Козловский упал.
            – Встань, – сказал Сычев.
            Тот помотал головой. Сычев нагнулся, схватил его за воротник пальто и попробовал поднять. Козловский не шевелился, из носа капала кровь. Какая-то женщина крикнула "А вот милицию!". Сычев выругался, и Козловский закрыл глаза.
            – Черт с тобой!
            Он разжал руки и быстро зашагал прочь. Свернул в какой-то двор, прошел его, оказался в следующем и, увидев открытую дверь, вошел в подъезд. Дом был пятиэтажный, Сычев пешком поднялся на последний этаж и, сев на лестнице, укусил себя за руку. На площадку вышла женщина с помойным ведром. У нее были ярко-рыжие кудрявые волосы и тонкие ноги.
            – Ты чей, солдат? – спросила она и рассмеялась, открывая красный рот.
            Сычев встал и, вытирая лицо, пошел вниз. Выйдя из подъезда, он свернул влево и оказался на улице. Рядом был вход в метро, кричали продавцы еловых веток, выл одноногий у таксофона. Люди толкались и скользили по льду, их было слишком много. "Мама, дай руку!" – крикнул рядом мальчик в белой вязаной шапке. Сычев развернулся и побежал вниз по улице. Сначала он задыхался, но потом стал считать шаги – раз, два, вдох, раз, два, выдох, – и все прошло.


    ЗЕЛЕНЫЙ ЛИФТ

            Она ковырнула ложечкой творожную массу.
            – Мне нужно, чтоб это был ваш всплеск.
            Мармот поежился и сказал:
            – Мы бы хотели сначала прочесть сценарий.
            – Сценария нет. Все у меня в голове.
            Она отправила в рот порцию массы.
            – Это воспоминания женщины. Однажды к ней заходит погреться мужчина, у них происходит странная история, которая, однако, ничем не кончается. И девушка начинает петь джаз.
            Она отхлебнула из стакана.
            – Слов в пьесе нет.
            Она отодвинула коробочку с массой.
            – Это выход эмоций. Спектакль ни на что не претендует. У меня не хватило драматургического дара придумать конец. Вы как драматурги...
            Мармот под столом наступил мне на ногу.
            – Вы можете ее переделать всю. Внести новое звучание.
            Женщина замолчала и посмотрела на меня. Я посмотрела на Мармота. Мармот посмотрел на грача за окном и сказал, что для нас это сложно: ни слов, ни сценария, нам пора идти, приятно было познакомиться.
            – Дурацкая идея – представиться драматургами, – пробурчал Мармот, когда мы вошли в зеркальный лифт с зелеными дверьми.
            – Твоя идея, – ответила я.
            – Надо было свалить, как только она сказала, что денег нет.
            – Как-то невежливо.
            Мармот махнул рукой. Загорелась цифра "один", двери раскрылись, и мы оказались лицом к лицу с Наседкой. Наседка закудахтала.
            – Куда? Вас ищет Вячеслав Петрович!
            – Кто?
            – Вячеслав Петрович Кучинский. Ему нужны драматурги, и поскорее.
            Она запихнула нас обратно в лифт и нажала пятый этаж.
            – Комната 541, – кудахтнула Наседка на прощание.
            Мы высадились на пятом и стукнули в 541. Оттуда высунулась жующая борода.
            – Молодые драматурги? Очень хорошо. Посидите в креслах.
            Борода скрылась. Мы бухнулись в черные кресла и вытянули ноги.
            – Может, денег хочет дать? – сказал Мармот.
            – Тебя кто-нибудь когда-нибудь искал, чтобы дать денег?
            Мармот вздохнул.
            – Что это они все едят?
            – Голодные.
            Дверь комнаты 541 открылась, и появился Кучинский. Он подсел к нам и наклонился к мармотовой голове.
            – Приятно видеть культурных людей.
            – Угу, – согласился Мармот.
            – У нас тут литературные гостиные проходят, – продолжил Кучинский. – Собираемся, обсуждаем. Под виолончель. Чай пьем, задушевная атмосфера, сами понимаете.
            Мармот кивнул. Я тоже кивнула.
            – Вы, как драматурги, могли бы поучаствовать. Сегодня разговор о мейстерзингерах.
            – О швейных машинках? – переспросила я.
            Кучинский моргнул.
            – Начало через 20 минут. В актовом зале. Будут гости из литераторов.
            Кучинский встал, развел руки и сказал "добро пожаловать".
            – Да, – ответили мы, встали и пошли к зеленому лифту.
            – Не даст денег, – сказал Мармот.
            Мы вошли в лифт, посмотрели на наше отражение, и Мармот нажал "стоп".

            – Эй, вы застряли?
            – Ты кто? – спросил Мармот.
            – Ответственный по лифтам, – ответил голос из стены.
            – И много у тебя лифтов?
            – Побольше твоего. А ты кто?
            – Мармот.
            – Застрял?
            – Нет, отдыхаю.
            – Закругляйся, главному на третий надо.
            – Пусть пешком ходит. Полезно.
            – По мне – хоть летает. Только я на работе. Так что выметайся – и ты, и твоя мармотиха.

            Мы идем по мраморному полу, открываем белые двери и выходим на улицу. Над нами пролетает грач.
            – Не вышло, – говорит Мармот.
            Я вытаскиваю из кармана листок в клетку, карандаш и начинаю писать.
            – Молодые поэты?


    СЕМЬ ШТУК КАКТУСОВ

            Если мне приходилось возвращаться домой поздно, я шла длинной дорогой, мимо двадцатого дома. В этом доме на третьем этаже, в окне с рыжей занавеской торчали семь штук кактусов. Толстые приземистые и длинные изогнутые, они торчали весело в ряд, и я каждый раз радовалась, когда проходила мимо в темноте. Наверняка там жили неплохие люди, с такими кактусами.
            Однажды под этим окном ко мне подошли двое и попросили сумку.
            – Я сестра такого-то, – сказала я, потому что в нашем районе боялись брата.
            Они взялись за ремень и потянули сумку к себе. Возможно, они пришли с запада, где стояла академия и торговали героином. Или с севера, из бывшей комсомольской школы, где торговали травой. В любом случае им было наплевать – они не знали брата.
            Тот, что повыше, начал рыться в сумке.
            – Идиот, там ничего нет, – сказала я.
            Он негромко выругался, но все равно забрал сумку с собой. Уходя, они толкнули меня так, что я села на асфальт. Я слышала, как они смеялись.

            – Ты же девушка, – сказал тренер.
            – Ну и что.
            Он определил меня в группу начинающих, хотя я предупредила, что занималась карате в пятом классе. В группе боксировали десять школьников и один милиционер Рыбаков, которого направили сюда для приобретения боевых навыков. Рыбаков был толстый, с тонкими ногами, быстро потел и в бою вел себя как пугливый сурок: втягивал голову в плечи, жмурил глаза и лягался левой ногой. Лягаться было запрещено, и в наказание милиционер отжимался.
            На первой тренировке меня поставили в пару с Тимохой, самым старшим из школьников. Ему было двенадцать лет, но он здорово бился, и уже через тридцать секунд я сидела на полу и не могла выговорить ни слова
            – В диафрагму, – довольно отметил тренер. – На сегодня хватит, иди к зеркалу и по пятьдесят раз прямые с каждой руки.
            Я отдышалась, пожала Тимохе руку и пошла к зеркалу. В это время в зал вошли бывшие ученики тренера в кожаных куртках. Они опустились на скамейку и начали говорить с тренером, разглядывая нас, как лошадей в загоне. Я оказалась к ним ближе всех, потому что скамейка стояла точно под зеркалом. И чем дольше я думала о своей грязной майке и потной роже, тем хуже я работала, и тогда один из них встал и показал мне, как надо. От него пахло одеколоном, но не сильно, а в самый раз.

            После тренировки я пошла к брату – он возился в гараже с серебристой японской машиной. Подняв капот и согнувшись пополам, брат ковырялся с какими-то проводами.
            – Я красивая?
            Он выпрямился, вытер руки тряпкой и отвел мне волосы назад. Прищурился и, отойдя, вынул деньги.
            – Сходи в парикмахерскую.


    АТОМНАЯ БОМБА

            После девятого класса всем, кто не сдал математику на пять, пришлось уйти. Из нашей школы делали гимназию. Надо было искать новое место. Я принесла в вечернюю школу аттестат, написала заявление и меня сразу приняли. До этого я была в двух обычных школах, но там хватало своих троечников.
            Первого сентября занятия начинались в четыре, но я пришла в половину, потому что волновалась и не хотела опоздать. В коридорах никого не было, в кабинетах пусто, я поднялась на третий этаж и только там обнаружила живых людей. Ребята лет двенадцати сидели у стены на корточках и курили. Я посмотрела на пол – линолеум был весь в черных пятнах от окурков.
            Курильщики о чем-то заспорили, матерясь и крича друг на друга. Из дальнего кабинета выглянул парень с толстыми щеками и крикнул, чтобы они, уголовники чертовы, замолчали. Они замолчали, но когда он скрылся за дверью, дружно показали средние пальцы и загоготали. На двери висела табличка "Русский язык и литература".
            Я спустилась на второй, чтобы узнать у директора, в каком я классе и что у меня сейчас будет. Дверь в кабинет была открыта, я увидела стол, за столом пятерых женщин и директрису. Они сидели, закрыв глаза и положив ладони на стол, а директриса медленно повторяла:
            – Мы спокойны и доброжелательны. Мы не помним ничего плохого. Они наши ученики, мы их учителя. Мы не помним ничего плохого.

            Мать хотела, чтобы я училась в университете и получила диплом. Я выбрала исторический. История меня не особо интересовала, но в вечерней школе была хорошая учительница – к ней на уроки приходили даже те, кто появлялся только чтобы получить четвертные оценки. Она умела рассказывать и говорила о Гитлере или атомной бомбе так, будто ничего важнее в нашей жизни нет. Она даже о Миттеране так говорила.
            И когда нам выдавали аттестаты – выдавал учитель литературы, тот, с жирным лицом, – и она пришла с нами попрощаться, я сказала, что пойду на истфак. Кажется, ей было приятно.
            На экзамене университетские тетки меня вконец запутали, а потом спросили, в какой это школе я, интересно, училась. В это время мать ждала в коридоре. Я вышла с двойкой, и она тут же потащила меня в кабинет к усатым мужикам. Они сидели с чашками в руках, на столе у них лежали открытые коробки шоколадных конфет, и они не встали, когда вошла моя мать.
            – Напишите бумагу на имя ректора, – посоветовали усачи.
            И мать ушла писать бумагу, а меня оставила слоняться по коридору, набитому такими же неудачниками и их родителями.
            – Это борьба, – разводил руками коротконогий отец, пока его длинный сын горбился у окна, вытирая щеки.
            Ничего у нас не вышло.


    СНЕЖНАЯ СОБАКА

            На стекле помадой написано: "Сырков дурак". Идет дождь, по карнизу стучат капли. Открываю окно, высовываю голову на улицу и глубоко вдыхаю.
            Скрипит кровать, я поворачиваюсь. Сырков трет лицо и потягивается.
            – Башка трещит. Ты как?
            – Нормально, – говорю я.
            – Чай будешь?
            Он встает, надевает шорты и выходит из комнаты. Шаркает по коридору, хлопает дверью, включает воду. Я начинаю одеваться.

            Вчера вечером играла группа "Скалка". Полина пела про человека в цветных трусах, который упал с шестого этажа и – "дело швах!" На басу играл Сырков, на ударных Иваныч, на гитаре носатый К.Б.Неврубель.
            В перерыве я зашла в гримерку.
            – Как жизнь? – спросил хмурый Сырков. Он уже выпил и хотел спать.
            – Леночка пришла, – икнул откуда-то из угла Неврубель.
            Иваныч кивнул мне и накрыл Неврубеля курткой.
            – Она своего Рыбака ищет, – сказала Полина, разглядывая себя в зеркале.
            Я сунула руки в карманы и спросила:
            – Ну, и где он?
            – А я знаю, – Полина подкрасила губы. – Нужен он мне.
            – Он уже уехал, – сказал Иваныч.
            – А, – сказала я.
            Неврубель смотрел на меня из-под куртки.
            – Поехали с нами, – предложил Иваныч. – Пивка попьем.
            Дома никто не ждал, и я согласилась. Сначала пили у Неврубеля, потом перебрались курить к Сыркову. Понемногу все разошлись, остались я и Сырков.
            – У меня только одна кровать, – сказал он и снял свитер.
            "Ну и пусть", – подумала я.

            Громко свистит чайник. Иду на кухню и снимаю его с плиты. Из ванной выходит Сырков.
            – Я заварю. Мыться пойдешь?
            Моюсь и наблюдаю за двумя деловитыми тараканами. Тараканы бегают по желтой кафельной стене и шевелят усами.
            Выключаю воду, трогаю полотенце и решаю, что высохну и так. Потом иду пить чай.
            Сырков сидит, скрючившись, на табуретке. Он худой и незагорелый. В общем, ничего. Но с ним неинтересно.
            – Тебе сколько лет? – спрашивает Сырков.
            – Восемнадцать.
            – А я думал – двадцать.
            Он берет со стола маленький пакет.
            – Держи. Тут еще осталось. Покуришь как-нибудь. Бери, бери!
            Сырков перегибается через стол и сует пакет в карман моей рубашки.
            – Я тебя провожу до метро. Мне молока надо купить.
            Мы выходим на улицу. Дождь кончился. На асфальте валяются толстые дождевые червяки.
            – Терпеть не могу, – Сырков аккуратно через них переступает. – Что им в земле не сидится? Обязательно надо на дорожку выползти.
            У входа в метро Сырков спрашивает мой телефон, я говорю, и он повторяет.
            – Запомнил. Я позвоню. Ну, пока, – он целует меня куда-то в ухо и идет к магазину "Продукты".

            Я подхожу к своему дому и еще от гаражей замечаю машину Рыбака. Она стоит у моего подъезда.
            Однажды зимой мы катались по какому-то полю за Кольцевой. Колесо попало в яму, мы чуть не перевернулись. Час пытались вытолкнуть машину, а потом залезли в салон греться. Пришли два мужика в тулупах и с большой собакой, стучали по крыше, но мы не вышли.
            Мы смотрели на собаку.
            Собака была белая, только нос и глаза черные. Сидела на снегу и молчала.


"Вавилон", вып.10:                      
Следующий материал                     


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Вавилон", вып.10

Copyright © 2003 Дарья Варденбург
Copyright © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru