Полина БАРСКОВАБеркли - Санкт-Петербург |
|
Два текста из пяти вошли в книгу "Эвридей и Орфика".
Вечер в Царском Селе
Ахматова с Недоброво
Гуляют в сумерках по парку,
Который просится в ремарку
(Допустим: "Парк. Сентябрь."). Его
Волнуют сплетни, вести с фронта,
Его последняя статья.
Её волнует горизонта
Косая линия, скамья,
Приросшая к больному дубу,
Неразрешённая строка.
Он говорит: "Я завтра буду
В "Собаке". Ты со мной?" Пока
Он ждёт ответа, Анна смотрит
На стекленеющую тень
Свою и чётко произносит:
"Сегодня был ненужный день."
Его волнует, даст ли Анна.
Она-то знает, что не даст.
Куски тяжёлого тумана
Бросает небо, как балласт
Бросает гибнущий воздушный,
Коварно непослушный, шар.
Недоброво срывает душный,
Колючий, неуместный шарф.
Он хочет знать! Она - не хочет.
Она уже полубормочет
Решенье той смешной строки
И вдруг, о Господи! - хохочет...
А ночь им лижет башмаки.
Я пишу сочинения
по русской литературе
по сто долларов за штуку
Едет Пушкин на коне,
приближается ко мне:
"Ты зачем меня тревожишь?
Я погибши на войне
и спешу к своей жене
рассказать о страшном сне:
Лермонтов лежит в снегу.
Ты зачем меня врагу
выдаёшь? Сожмись, замолкни -
ни полслова, ни гу-гу!
Мы не то что аз да ять,
мы - глаголы пить и спать,
мы - глагол смотреть-на-волны-
и-с-приятелем-гулять.
Ты тяжёлым языком
прижимаешь к горлу ком
затхлой праздности, ты в раны
наши тычешь кулаком..."
"О, послушайте меня...
Нет у Пушкина коня,
нет у Лермонтова снега,
нету ночи, нету дня...
Только ручка, как солдат,
под бомбёжкой букв и дат
жалко мечется и воет:
О, послушайте меня!
Вы не знаете, что вы
написали. Вы - мертвы.
Дневники живут иною
жизнью в шкафчике вдовы
написавшего. Увы?
Я вас стану изучать,
новой жизнию прельщать,
ноги мыть и чистить ногти,
тёмным пивом угощать."
"Нет, не надо," - говорят.
"Всё неправда, - говорят. -
Ты неправда. Мы неправда."
"Прочь от ада," - говорят...
Молитва II
Господи, снизойди до меня своею печалью
В этот блестящий полдень, этой прозрачной ночью,
А то я уже забыла, как это бывает.
Как мы с моею любимой девочкой, уходя в молчанье,
Скребли по банке сгущёнки фамильной ложкой,
А на Литейном ширился гром трамвая.
Как мы потеплей одевались и направлялись к Саду,
Покрикивая на сумасшедшую улыбчивую собаку,
Подстерегавшую утку и караван утят.
Как, выходя к каналу, огибали ограду.
Как наощупь двигались по осеннему мраку.
Как жизнь моя мне казалась
Списанной с тебя, написанной для тебя.
Как мы беспощадно шутили о наших любовниках,
Лица их еле помнили, путали имена.
И точно так же шутили о наших покойниках,
Легкомысленно нас покинувших, оставивших нас на...
Долго ставили чайник, резали сыр и булку,
Открывали Поплавского на самом длинном стихе.
Собака блаженно жмурилась, вспоминая прогулку,
Волны на воспалённой наводненьем реке.
Una furtiva lacrima,
или 26 января 1996 года
Кошка, облитая кислотой, дует на снег.
(Химик коварный её прикормил - вот результат.)
Было явление мне нынче во сне,
Будто в каком-то условном году - память назад! -
Жил император, алхимик, знаток
Милых чудес.
Днём он ходил на каток
И держал локоток
Спутника, а по ночам...
А потом он исчез.
Спутник, стекая рыданьем, кричал: "Колобок!
И от меня и от Луция Афра убёг,
И от Корнелии, и от Коринны, стервец!
Плесень ползёт во дворец!"
Рядом лежавший проснулся, услышав меня.
Слёзы мои торопливо пила простыня.
Как-то картинно дрожала моя голова,
В руку лежащего рядом дышала слова:
"Не уходи, император, алхимик,
Флегматик с фальшивым лицом,
Кончивший прямо в могилу,
В агонии ставший отцом,
Бывший отцом этой братии -
Тусклой, губастой, рябой.
Не уходи, или лучше,
Значительно лучше -
Возьми нас с собой.
Нету тебя без тебя
Философский твой камень - фигня
Ты совратил, когда было одиннадцать мне,
А теперь - без меня?!
Ты совратил меня буквой своей
С козырьком и пузцом,
Питерских чёрных аллей
Летаврическим чудо-дворцом,
Миром, воспетым тобой,
Ты ноги раскрыл, как сердца.
Я, как известный кузнечик,
Ждала ли такого конца?
Я - Магдалина, Мария,
Я - Пётр, я - злосчастный петух,
Трижды смущавший евреев
Разборчивый слух.
Сны-предсказанья-стихи-похорон-беготня.
Я ненавижу тебя без меня и себя без меня."
Чёрный ход
Кто о чём говорит.
Кто ни о чём говорит.
А я говорю о том,
Что горит, горит
сердце моё в
направленьи тебя,
словно шнур бикфордов,
тлеет, словно июль торфяных болот
... сей сантимент не старится, но живёт...
В той комнатушке в Гарлеме было черным-черно
или (напишем маме) сине и бронзовато.
Там деликатно было закопчено окно,
а из матрасов нагло торчала вата.
Там было две кровати,
необъяснимый факт:
вряд ли такое место знает о целибате.
Комната, город, вечер - всё вызывало страх.
Страх и желанье. Ибо, в конечном счёте,
Страх и желанье - вот что такое мы.
Всё остальное тратится на дневное
прозябанье. Мы - части тела, выступающие из тьмы,
Давящие то на сладкое, то на больное.
Люди были печальны, а пружина бодра.
Даже спинка кровати постанывала и сипла,
И когда я тебя растолкала в половине восьмого утра
Ты сказал: "Примерно так бедняжки под слоем пепла
Просыпались в Помпеях, и только взглянув в окно,
Понимали, что всё - попали, пропали, влипли."
Гарлем - рай крематориев. Там как бы слегка темно
Даже утром, и кажется, будто в пепле,
Дёгте, трауре, саже и прохожие и дома
В духе Новой Голландии, в смысле - кирпич и трубы...
Аборигены оборачиваются на тебя так, что и я сама
Оборачиваюсь на тебя - и облизываю каменеющие губы.
"Вавилон", вып.7:
Следующий материал
Вернуться на главную страницу | Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." |
"Вавилон", вып.7 | Полина Барскова |
Copyright © 2000 Полина Барскова Copyright © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон" E-mail: info@vavilon.ru |