Вавилон: Вестник молодой литературы.

        Вып. 7 (23). - М.: АРГО-РИСК, 2000. - 220 c.
        Редакторы Дмитрий Кузьмин и Данила Давыдов.
        Обложка Дженни Курпен.
        ISBN 5-900506-99-1

          Заказать эту книгу почтой


ОТ РЕДАКТОРА

            Вступая вместе с новым выпуском "Вавилона" во второе десятилетие проекта, мы оказались перед необходимостью заново сформулировать его основы. Для чего мы собираем под одной обложкой чем далее, тем, пожалуй, более разнородных авторов? Что понимать под "молодой литературой", вестником коей титулует себя наше издание?
            Поколение как единица литературного процесса - идея для русского культурного сознания не слишком привычная, и в обозримом прошлом разговор о тех или иных поколенческих общностях в текущей литературе быстро захлебывался. Возможно, отчасти потому, что поколение, в отличие от литературного течения или группы, не обязано провозглашать себя, предъявляя манифест и списочный состав, его лидеры не берутся проделывать за критиков и исследователей их работу по поиску определений и очерчиванию границ. И потому еще, что поколенческая общность едва ли может выражаться в сходной манере письма, - думая и говоря об этой общности, приходится апеллировать к более общим и в то же время более тонким материям: культурная и литературная ситуация выдвигает определенный набор проблем, к которым новое поколение, вступающее на культурное поле, обязано тем или иным способом отнестись. "Вавилон" не брал на себя (что жаль) анализ этой ситуации, этого набора и этих способов: в нашу задачу всегда входило собирание и предъявление материала, делающего возможным такой анализ (и последние попытки такого анализа, предпринятые Олегом Дарком и Александром Улановым, таки проводились по преимуществу на нашем материале).
            На заре существования "Вавилона" эмпирически была нащупана граница поколений: в начале 90-х была очень заметна разница между 22-25-летними - и 28-30-летними, не только и не столько в поэтике, сколько в самоидентификации, в восприятии литературной действительности и поведении в культурном пространстве. Предполагалось, что со временем в "Вавилоне" будет происходить своего рода ротация: более старшие авторы с нашей стартовой площадки постепенно уйдут в свободный полет, их место заступят новые 20-летние... Со временем стало ясно, что такая механическая схема не отвечает задаче репрезентации поколения. Авторы взрослели и развивались, а граница, отделявшая их от непосредственных предшественников, никуда не исчезала - и в конце концов была осознана как граница между теми, кто успел сформироваться как автор и как фигурант литературной жизни в начале-середине 80-х (в ситуации противостояния раздробленного, но проявляющего волю к воссоединению и структурированию, пространства неподцензурной литературы - и сколь разветвленно, столь и бессодержательно институционализированного официоза), - и теми, кто делал первые шаги по самоопределению в мире литературы на рубеже 80-90-х, на фоне радикальной ломки иерархий и грандиозной реструктуризации культурного пространства. Во второй половине 90-х снова и снова приходили новые авторы - и успешно встраивались в формируемый "Вавилоном" контекст, манифестируя свою принадлежность к тому же поколению, несмотря на вполне уже ощутимый, в 8-10 лет, возрастной разрыв (обуславливавший подчас сложные взаимодействия между более младшими и более старшими авторами внутри "вавилонского" поколения, только подчеркивающие его внутреннюю целостность). Чем яснее становилось, что поколенческое единство, отражаемое "Вавилоном", не произвольно, а нечто означает, - тем напряженнее становилось ожидание нового поворотного пункта, нового рубежа поколений, группы 18-20-летних авторов, предъявляющих какие-то новые способы культурного и профессионального самоопределения. Это ожидание, в конечном счете, привело к удвоению числа редакторов альманаха, один из коих, 1968 г.р., принадлежит к тем, с кого начиналось "вавилонское" поколение, а другой, 1977 г.р., - к тем, на ком оно должно было бы завершиться: подразумевается, что таким путем будет обеспечиваться некоторая стереоскопичность взгляда. Ну, а поскольку таковая стереоскопичность неизбежно вызывает сложности фокусировки - постольку внутренняя композиция выпуска будет строиться теперь в значительной степени на расхождениях в видении соредакторов: с авторами, отобранными для публикации солидарным решением, будут чередоваться те, кого представляет один из соредакторов. Выкристаллизуется ли в такой конкуренции подходов более подробная и отчетливая картина "вавилонского" поколения, и поможет ли это оперативно заметить чаемый новый перелом, - время покажет...

    Дмитрий Кузьмин (ДК)
    Данила Давыдов (ДД)


СОДЕРЖАНИЕ


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу "Журналы, альманахи..." "Вавилон"

Copyright © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования