Игорь ПОМЕРАНЦЕВ

Без ветки персика

        По шкале Бофорта:

            [Эссе.]
            Urbi: Литературный альманах. Выпуск десятый.
            СПб.: Атос, 1997.
            ISBN 5-7183-0134-4
            С.92-93.


            В лондонском метро, ожидая поезда, я обычно разглядываю рекламы. Меняют их раз в неделю. Клеят прямо на стенах. Других таких реклам в Западной Европе не найдешь. За Ла-Маншем к рекламе, как и положено, относятся как к самому массовому из всех искусств массовой культуры. А в Англии реклама если не элитарна, то, скажем, изысканна. Сколько фантазии, блестящих каламбуров, мрачноватого юмора!
            Под землей ждет тебя телефонная трубка в виде берцовой кости на черепе. Наберите номер, и вам помогут ужаснуться. Рядом речушка, луг, холмы в тумане - сразу так и тянет на лоно природы. А приглядишься и видишь: лоно это сделано из твида, самой что ни на есть английской материи. Ага, значит, текстильная реклама. Или вот такой образ: большущие неповоротливые улитки сплошь запрудили дорогу. Догадываетесь? Улитки - это романтичные лондонские кэбы-такси. А реклама советует не связываться с улитками-кэбами и ездить в метро. Такие рекламы, скорее, ближе к поэзии, чем к коммерции. Правда, в поэзии на визуальной лихости далеко не уедешь, а в рекламе - хоть на край света.
            И еще об одной черте английских реклам. Их любимцы - уроды и калеки. Благотворительные фонды с помощью реклам собирают деньги на исследование и лечение болезней. Изможденные лица больных СПИДом упрекают тебя в бессердечии. Ошалевшие от страдания женщины вопрошают: "Мужчины, а что вы сделали для борьбы с раком груди?" Почему-то самый излюбленный недуг - болезнь Паркинсона. Может быть, потому, что дрожь или скованность мышц визуально впечатляют. Засилье калек и уродов в английской рекламе я объясняю так: если ты хорош собой, то образ урода только напоминает о твоих достоинствах. Если же ты сам урод, то твои двойники, размноженные в десятках тысяч экземпляров, свидетельствуют: уродство - это норма жизни. Быть уродом - нормально.
            В Италии, во Франции, даже в Германии реклама так или иначе связана с эротикой. В английской рекламе, да и не только в рекламе, днем с огнем эротику, может, и сыщешь, но ночью - черта с два. Всё же одну рекламу припоминаю: бутылка ирландского виски "Джеймсон" в фирменном целлофановом мешке на фоне идеальных женских ног. Но это уже не английское. Ирландское. С чем-чем, а с эротикой у ирландцев полный порядок.
            Воздух же Лондона веткой персика не пахнет. Скорее, пахнет табаком и пивом. В пабе "Принц Альфред", рядом с моим домом, до сих пор сохранилась отгороженная каморка, где еще во вполне запамятные времена обслуживали исключительно клиенток. Теперь там уединяются замурзанные бродяги из породы утренних алкоголиков. В клубах, куда меня приглашали - по этому случаю даже пришлось купить галстук, - женщин я почти не встречал. Должно быть, в клубной мужской компании они чувствовали бы себя неуютно. Национальные спортивные игры - гольф и крикет - тоже не для слабого пола. С клюшкой для гольфа или с крикетной битой в юбочке не побегаешь, если ты, конечно, не шотландец. Нет, англичанки не избалованы. Прояви хоть чуточку внимания - и уже благодарны. Боюсь, великий Дон Жуан в Лондоне быстро дисквалифицировался бы.

Продолжение книги "По шкале Бофорта"                     



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Urbi" Игорь Померанцев

Copyright © 1998 Игорь Померанцев
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru