Григорий ДАШЕВСКИЙ

ДУМА ИВАН-ЧАЯ

    Стихи 1983-1999.

      / Предисловие Е.Фанайловой.
      М.: Новое литературное обозрение, 2001.
      Обложка Дмитрия Черногаева.
      ISBN 5-86793-151-X
      Серия "Премия Андрея Белого"
      С.11-13.

    Купить эту книгу в магазине ╚Озон╩



От автора

            Стихи первого раздела – лирические, то есть написаны от имени некоего идола – от имени невинного и особенного "я". Невинность и особенность поэта остались от времени, когда он был служитель высшего или иного, то есть когда эти свойства были свойствами сана, роли, – но служение, утратив свой прежний предмет, обращается в идолопоклонство – и идол обычно похож на ризы прежних служителей.
            Служение этому идолу почти всегда невольно и бессознательно; в него включаешься, начиная писать "просто стихи".
            "Я" стоит за спиной пишущего и присваивает себе то, что он пишет; сам же он может думать, что пишет "просто стихи", что пишет их от собственного имени (что на самом деле – очень трудно и потому редко) или по-прежнему от имени какой-то высшей силы ("язык" и пр.). Примерно так: выходит дама и объявляет: "Петр! Ильич! Чайковской! Ария Гремина! Исполняет имярек". – И все, что после этого будет сказано или спето, хочет того имярек или нет, слышал он это объявление или нет, будет арией Гремина – в нашем случае арией "я". "Человеческое я" участвует здесь как во всяком исполнительстве – внешностью, тембром, манерой; не отменяя сюжета оперы, программы концерта.
            Лирическая иллюзия собственной невинности и особенности поддерживается и внепоэтически – во-первых, фарисейством любого самосознания; во-вторых (в русском языке), тем, что про себя как целое, как страну люди здесь думают – "мы особенные и невинные; хуже, чем себе, мы никому не сделали". В этом смысле можно сказать, что здесь любые лирические стихи – одновременно и гражданские.
            Все "я", взятые изнутри и поодиночке, невинны и особенны, а взятые извне и скопом – виноваты и одинаковы. Естественно, само это сознание своей невинности и особенности – необходимый результат действия тупого и жестокого механизма, в который как детали эти "я" включены и который из них только и состоит. Твердые винтики и должны считать себя незаслуженно страдающими цветочками (механизм же имеется уже там, где есть хотя бы двое – а двое есть всегда). Лучшее, что можно сделать, – от этого идола просто отойти. (Но при этом есть риск, что "я" окажется в зоне священного умолчания; так происходит при искусственном конструировании говорящего персонажа – лиричность витает около любых масок, только уже не в многословии, а в благоговейной тишине.) Но отойти может тот, кто не считается с правилами. А правила здесь – такие же, как с икотой: сойди на Федота, с Федота на Якова, с Якова – на всякого.
            Соответственно, второй раздел – это переход от отдельного и внутреннего к совместному и внешнему. Но это переход от иллюзии не к правде, а к "правде", то есть к трезвому рабству у той же иллюзии, п.ч. все содержание по-прежнему порождается только ею – у "правдивого взгляда" нет другого предмета, а кроме предыдущего тумана. Здесь говорится не: "за этим туманом вот что на самом деле", – а: "это всего лишь туман, он плотный, редкий, серый, розовый и пр., и вот почему на нем мерещатся картинки". То есть по-прежнему изображается только видимость, но теперь как видимость, а не как реальность.
            Образцом здесь служат одномерные слова и фразы вроде "здравствуйте" или "спасибо" – но именно образцом, а не предметом обыгрывания или разоблачения, поскольку обыгрывать или разоблачать здесь нечего – все и так видно. Они же – общие слова, то есть те, которые заведомо принадлежат всем и которые поэтому одинаково смешно и ставить в кавычки и считать своими собственными. Их лучше всех знают дети, у которых взрослые спрашивают: "Что сейчас надо сказать?" или "Как это называется?". И эти же слова – то немногое правильное, которое уже есть у каждого и которое поэтому можно не придумывать и не искать.


    Начало книги Григория Дашевского




Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Серия "Премия Андрея Белого" Григорий Дашевский "Дума Иван-чая"


Copyright © 2003 Григорий Дашевский
Публикация в Интернете © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru