1999
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2000
|
17 октября 1999 г.
Подрядившись заведовать литературным разделом в новом проекте Марата Гельмана "Культурные герои XXI века", я в очередной раз столкнулся с сакраментальной проблемой литературной регионалистики. Отчего в одних городах складываются сильные поэтические школы, в других дело ограничивается яркими одиночками, а в третьих вообще особенно никого не видать?
Вопрос этот возникал прежде применительно, главным образом, к экс-советским республикам: звездный состав русской литературы Латвии Левкин, Ивлев, Золотов, Гондельман, Морейно, Тимофеев (а были ведь еще и авторы предыдущего поколения скажем, меньше известная за пределами Прибалтики Николаева-Батурова) не имел никаких аналогов в соседних балтийских странах, где все исчерпывалось парой-тройкой заметных фигур; точно так же ферганская школа в Узбекистане существовала на фоне гораздо более скромных достижений русских писателей Киргизии или Таджикистана. Правда, в обоих случаях можно было сослаться на появление среди литераторов определенного круга яркого лидера идеолога и организатора (впрочем, на рубеже 80-90-х потенциал левкинского "Родника" едва ли существенно превышал возможности таллинской "Радуги", не обогатившей, однако, общероссийскую литературную карту ничем, кроме совершенно отдельно стоящих Веллера и Семененко).
С собственно российскими городами ясности еще меньше. Соблазнительно было бы списать высокий "рейтинг" литературного Саратова на местонахождение в нем журнала "Волга" (а прежде еще и самиздатского "Контрапункта"), а возрастающую известность ряда самарских авторов на уникальный феномен газеты "Цирк "Олимп"". Но рядом на наших глазах занимает не менее значительное место на литературной карте Воронеж, отмеченный и снискавшими уже определенную известность Еленой Фанайловой и Александром Анашевичем, и совсем молодыми Константином Рубахиным и Романом Карнизовым. В то же время литературные ресурсы Казани или Волгограда в той мере, в какой мы можем о них судить по публикациям, доходящим оттуда, по центральным изданиям, по Интернету, носят на порядок более скромный характер. Сходным образом Иваново это небольшой, но литературный центр, определяющийся фигурами Игоря Жукова, Дмитрия Бушуева, Дмитрия Шукурова, тогда как больший по размерам и более близкий к столице Ярославль может похвастать, кажется, лишь одиноким Александром Беляковым.
Ясно, что судить из столицы о причинах такой картины вряд ли возможно: надо разбираться на месте. Но, вероятно, стоит наметить некоторые параметры, возможно, играющие здесь известную роль. Помимо очевидного наличия местных печатных изданий с традицией, уходящей хотя бы на пять-семь лет (т.е. не однодневок), надо отметить характер местного университета, местного литературного музея, местной центральной библиотеки как естественных источников кристаллизации литературной среды, наличие устойчивых связей с определенными литературными кругами в обеих столицах; можно предположить, что на литературную ситуацию может влиять ситуация в местном изобразительном, музыкальном (особенно роковом), театральном мире, хотя непосредственные подтверждения значимости такой взаимосвязи, как ни странно, привести сложно. Особого внимания заслуживают ситуации локальной конкуренции, обостряющей культурную жизнь: соперничество между Пермью, Челябинском и Екатеринбургом за неформальный статус культурной и литературной столицы Урала, взаимное притяжение и отталкивание между Самарой и Тольятти, и т.п.
Словом, есть еще над чем поразмыслить.
Дмитрий Кузьмин
|