1999
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2000
|
26 октября 1999 г.
Объявлен шорт-лист премии Андрея Белого за 1999 год. По семь номинантов будут состязаться в разделах поэзии и прозы, шесть - в соединенном отделе критики и литературоведения.
Происшедшее в прошлом году обновление оргкомитета премии дает свои плоды. После эффектных, но слабо просчитанных в отношении политики премии решений 1997 года и закономерных, но несколько ностальгических итогов 1998-го перед нами список, в котором легко усмотреть позитивную программу. Он исходит из разумных пропорций представительства обеих столиц, провинции (не автаркичной, а ориентированной на диалог со столичными контекстами, - в этом смысле характерно акцентирование воронежской школы в противовес, гипотетически, более "сепаратистским" пермской или самарской) и диаспоры. Он целенаправленно уравнивает в правах весомых авторов средне-старших поколений (старшие из них - Айзенберг, Аристов, Стратановский - лишь случайно не стали лауреатами премии в предыдущую, позднесоветскую эпоху) с восходящими звездами младшего поколения, прямо продолжающими традиции неподцензурной словесности. Он, наконец, ясно определяет общие эстетические и поэтические приоритеты премии. В поэзии это - слабо пока отрефлектированное пространство между "новым мэйнстримом" (соединяющим так или иначе линию Бродского с петербургской стороны и линию "Московского времени"), неоавангардом (в самом широком его понимании: от Айги до Некрасова) и поставангардом (от Кибирова до Пригова). В прозе - сложная концептуализация и перенос центра тяжести с повествовательного начала на языковое и рефлексивное. В критико-литературоведческом разделе - построение различных путей отказа от решения классической дилеммы "критика или литературоведение", в диапазоне от эссе с фельетонными обертонами (Рубинштейн) до внефилологической научности, чтоб не сказать - постнаучности (Недель).
Несколько обстоятельств хотелось бы отметить особо. Прежде всего появление Михаила Гаспарова в номинации "Проза": это не просто жест признания в адрес уникального сочинения Гаспарова (забегая вперед, скажу, что в скором времени ожидается другой аналогичный жест: выдвижение гаспаровских "Записей и выписок" на Малого Букера-2000, - об этом поговорим отдельно), но и фиксация важного культурного процесса: к литературному творчеству обращаются, во всеоружии специфических знаний, умений и пониманий, светила отечественной гуманитарной науки (начало этому положил Александр Жолковский, за ним последовали Гаспаров и Александр Пятигорский). Ключевой фигурой параллельного процесса - рекрутирования литераторов из мира изобразительного и перформативного искусства - является другой номинант премии Белого, Юрий Лейдерман. И еще: характерно появление в шорт-листе сорокинского "Голубого сала". Но не тем, что Букер Сорокина отверг, а тут его пригрели. Дело в том, что именно здесь, рядом с Лейдерманом, Пепперштейном и Волчеком, проза Сорокина наконец получает адекватный контекст, позволяющий разбираться в ее структурах и стратегиях, а не в ее рыночных свойствах (навязшая в зубах параллель с Пелевиным может быть продуктивна только при размышлениях на эту последнюю тему).
Любопытно, кого предпочтет жюри, состав которого по традиции не оглашается. Подозреваю, что в отделе поэзии судьи - представители петербургской неподцензурной культурной традиции - не смогут обойти Сергея Стратановского, плоть от плоти именно этой традиции. А вот в двух других разделах фавориты совершенно не просматриваются. Тем интереснее, - подождем.
Дмитрий Кузьмин
|