1999
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2000
|
27 октября 1999 г.
Казалось бы, эпоха не благоприятствует литературным мистификациям: слишком разобщено литературное сообщество, так что эффект разоблачения (если не изобрести что-то совершенно уж запредельное) заведомо невелик. Но это если исходить из предположения, что всякая мистификация ориентирована на последующее разоблачение, предположение правдоподобное, но не абсолютное. Предоставляю читателям судить, распространяется ли оно на описываемый случай.
В 9-м выпуске "Знамени" за этот год мое внимание привлекла удивительная справка об авторе: "Ивану Павловичу Раине 28 лет. Он окончил восьмилетнюю школу и ПТУ, работает трактористом в колхозе "Жовтень", заочно учится в Харьковском зооветеринарном институте. В письме, сопровождавшем рукопись, пришедшую в редакцию, автор пишет: "Родился, живу и помру в сёлышке Козы Краснокутского района, Харьковской области... Досуг скрашивают книги, пчеловодство, рок-музыка, компьютер и стихи"... Не публиковался. Связаться с Иваном Раиной можно через e-mail: pact@ticom.kharkov.ua". Честно говоря, я позволил себе усомниться в существовании тракториста с электронным адресом, но на мой умеренный интерес к стихам это никак не повлияло. Однако затем одно стихотворение показалось мне смутно знакомым. И даже не так чтобы уж очень смутно: я собственноручно, в качестве главного редактора, опубликовал его в 6-м выпуске альманаха "Вавилон", за подписью Вадим Волков; приехало это стихотворение, в самом деле, из Харькова, стараниями Николая Винника.
Я попросил прокомментировать эту ситуацию харьковского поэта и прозаика Юрия Цаплина, который навел справки и оказалось вот что. В 1997 г. в Харькове вышел альманах "Северо-Восток" местами любопытный, но производящий неприятное впечатление провинциальными амбициями (в частности, апологетическими справками об авторах); среди участников был и Вадим Волков.
Альманах попался на глаза Татьяне Бек, которая и опубликовала на него в "Знамени" (1998, #8) разгромную рецензию охарактеризовав, в частности, стихи Волкова (без имени автора) как "синтез обессоленной рок-поэзии с бодринкой комсомольского припева" (что бы это ни значило). Волков обиделся. "Казалось бы, на этом все могло и закончиться, пишет Цаплин, однако знай наших! Обиженный Вадик переписывает от руки с десяток не вошедших в "Северо-Восток" стихотворений, едет в деревню к бабушке и оттуда, присовокупив к подборке трогательное письмо с ходу выдуманного тракториста-самородка (нет, но каков расчет! какова жертвенность!), отправляет подборку в "Знамя". И ведь сработало же!" И далее Цаплин замечает: "Я, конечно, понимаю, что отдел критики и отдел поэзии вещи разные, но в то же время есть у меня внятное подозрение, что, приди эти стихи от имени Вадима Волкова, хрен бы они их напечатали, а так, купившись на низкопробную социальщину..."
Я, признаться, не готов опровергнуть подозрения Цаплина (равно как, впрочем, и присоединиться к ним): "самотека" в "Знамени" печатают довольно много, но ощутительный интерес к внелитературным факторам (профессии, местожительству, особенностям биографии) в тех же справках об авторах хорошо заметен. Со своей стороны я могу лишь подивиться всей этой истории и посоветовать редакционным сотрудникам журнала "Знамя" (и других аналогичных изданий) внимательнее читать альманах молодых литераторов "Вавилон": оно и вообще не вредно, но, оказывается, еще и помогает от мистификаций.
Дмитрий Кузьмин
|