1999
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
2000
|
30 октября 1999 г.
В Интернете открылся новый литературный конкурс. На первый взгляд эта новость не кажется столь существенной: пока имеющиеся сетевые конкурсы оставались фактом жизни сетевого же литературного сообщества, за пределами коего их миссия ограничивалась рекрутированием двух-трех новых авторов под знамена двух-трех (впрочем, вполне достойных) бумажных изданий (особняком стоят конкурс хайку в "Лягушатнике", а также последние "ТЕНЕТА", в которые, под новый состав жюри, пошли участвовать многие внесетевые по происхождению авторы и, разумеется, выиграли, но не потому, что члены жюри их лучше знали (лучшее знакомство с автором совсем не гарантирует лучшего отношения к нему, часто даже наоборот), а просто потому, что в большинстве своем были действительно сильнее). Но объявленный прозаиком Даном Марковичем (лауреатом, кстати, тех же "ТЕНЕТ") конкурс "Афоня" особый случай.
Проект Марковича почти демонстративно противостоит нездоровой гигантомании, которой страдают практически все сетевые конкурсные проекты, а уж "ТЕНЕТА" в особенности (при обсуждении "ТЕНЕТ-2000" звучали правда, потом как будто заглохли совсем уже фантасмагорические идеи номинаций и разделов конкурса, задача которых превратить его в конкурс всей и всяческой литературы, какая только может быть). Это конкурс короткого рассказа, причем неявно к жанровому ограничению добавлено стилистическое: премией объявлена картина художника-примитивиста, что, конечно, не может не оказывать влияния как на решение авторов участвовать (если, конечно, они мало-мальски культурно вменяемы), так и на угол зрения, под которым будет читать работы жюри (жаль, что состав его не объявлен, впрочем, быть может, Маркович намерен обойтись своими силами, что тоже разумно). Камерность конкурса усиленно подчеркивается в положении о нем, и это вызывает симпатию: литературный проект выступает здесь в столь же приватном обличье, сколь приватны, по нынешним временам, сами занятия литературой.
Первые поданные на конкурс работы на редкость родственны друг другу (разумею три рассказа трех женщин, не беря в расчет грамотную, но уж больно тривиальную притчу Александра Ромаданова). И "Письмо" Элины Свенцицкой победительницы прошлогоднего Фестиваля малой прозы в Москве, и "Рыбы" Натальи Кузьминой (известной, в основном, своими верлибрами), и "Салют Победы" абсолютно мне неведомой Людмилы Костромитиновой строятся как сугубо заземленный, бытовой эпизод в основе, аранжированный эмоциональной возгонкой до очень высоких градусов экспрессии и в результате выламывающийся в пространство метафизики, в круг последних истин бытия. В сущности, именно эта схема лежит в основе художественного примитивизма, и в этом смысле все три текста очень точно попадают по адресу в данном конкурсе (хоть и совершенно не будучи примитивистскими по письму, достаточно, у всех троих, изощренному).
Можно, конечно, предъявлять к проекту Марковича различные мелкие претензии (вплоть до совершенно невероятного готического шрифта в логотипе конкурса: как этот элемент, с позволения сказать, дизайна может сочетаться с поэтикой русского примитивизма полная загадка). Но жест в целом глубоко симпатичен.
Александр Привалов
|