1999
Ноябрь
Октябрь
Декабрь
2000
|
7 ноября 1999 г.
Есть еще такая категория литераторов обиженные. Пострадавшие от власти. Правды ради, естественно. После этого они уж могут писать что угодно: дело сделано. Ведь власть разве будет гнать безвинно какого-нибудь графомана? Раз она, власть, преследует художника за его искусство значит, уж наверняка это значительный художник. При этом, правда, выходит, что та самая власть, которой этот художник и его пламенные почитатели так сурово противостояли, оказывается верховным авторитетом в определении художественной состоятельности художника, но этого уже никто не замечает.
Один из главных обиженных поэтов современной России Владимир Корнилов. Всякая его публикация непременно предваряется фразой типа: "Человек подлинного гражданского мужества, В.Корнилов был отлучен от литературных публикаций почти на целое десятилетие". Пишет это, разумеется, какая-нибудь Римма Казакова, ровно в то же десятилетие получавшая от той же власти свой законный орден Трудового Красного Знамени, легко себе представить, как она примеряет на себя немыслимые тяготы творческой судьбы поэта Корнилова, и ужасается, и покаянно (ну конечно!) отдает "одному из лучших современных поэтов страны" полосу в каком-нибудь "Книжном обозрении" (#41 за этот год).
И вот что имеет поведать читателю "человек подлинного гражданского мужества":
Опять немилосердно
Британия и США
Бомбят упрямых сербов,
И вся в слезах душа.
Как жизнь несправедлива!..
Но ей иной не быть...
Пора косить крапиву
И яблони рубить.
И вновь душе неймется,
И злости через край...
Но все равно придется
Приняться за сарай.
(В стихотворении еще 24 строки ровно то же самое.)
Какое мужество! Какая подлинная гражданская позиция! Какая рифма "США душа"! Но вслушайтесь ничего не напоминает? Помните, была еще наделенная недюжинным гражданским мужеством поэтесса в бессмертной детской книжке про Незнайку? Так вот, это она первая использовала в своем творчестве вот эту разительную антитезу: какие б ни творились вокруг катаклизмы ("муравьишка тоже грустен"), все равно прежде всего "надо полик подметать". Увы, как ни горько это констатировать, но поэт Корнилов опоздал.
А вот еще:
Когда человек умирает,
Чтоб в землю уйти или в печь,
На что напоследок меняет
Все то, что не смог приберечь
Надежду, отчаянье, злобу,
Любовь, восхищение, стыд?..
Тут ведь вот какая история: ежели человек чего не смог приберечь, так, значит, он это растратил, у него этого больше нет, и сменять это на что-либо он уже не может... Или речь о том, что за гробом этого сохранить не удастся? Так ведь не получается: по тексту этот самый человек сначала, в прошедшем времени, не смог приберечь, а уж потом, в настоящем времени, меняет...
Кстати, у "одного из лучших современных поэтов страны" нелады не только с глагольными временами, но и с падежами:
Она, как была доселе,
За тридевятью земель.
Чем не угодила "человеку подлинного гражданского мужества" нормальная фольклорная формула "за тридевять земель"? А, понятно: слога для размера не хватало. И вот результат: новая для русского языка синтаксическая модель. По этой модели смелые последователи поэта Корнилова легко образуют словосочетания "за пятью минут", "за десятью шагов" и т.п.
Могут спросить: и чего это критик взъелся на несчастного Корнилова? Или мало в Союзе бывших советских писателей надутых графоманов? В самом деле, сколько угодно. Но те не претендуют на "подлинное гражданское мужество" в качестве пропуска в литературу. История русской литературы середины XX века на добрую половину написана авторами, увидевшими свои строчки в отечественной печати после 30-40 лет работы в подполье или самиздате. А обиды советских писателей, временно отторгнутых родной советской литературой, должны проходить по другому ведомству.
Александр Привалов
|