1999
Ноябрь
Октябрь
Декабрь
2000
|
8 ноября 1999 г.
Вот сюжет, заслуживающий внимания, хотя мне самому не совсем понятно, какова мораль. В подборке новых текстов Елены Костылевой, заказанной мною после ее недавнего вечера, обнаружилось, среди прочего, следующее стихотворение.
Говори со мной по-французски, я не понимаю ни слова...
Пиши письма латинскими буквами, это обычное дело...
Вложи в них картинок, любых картинок,
и ничего боле
и ничего болезненного, что могло бы меня потревожить,
кончай свои психопатические штучки,
я знаю только одну фразу: облие муа
или что-то в этом роде
у меня что-то с клавиатурой нажимаю пробел
ну вот, получилась пустая строчка
паузы микро стали вполне себе макро,
пустота, извините, пардон, стала больше, чем слово
западает пробел и печатает только пробелы
если ненапечатать каких-нибудь слов оченьбыстро
извини, но мне похую нравятся ли стихи
я вою чёрт,
я воюю с клавиатурой, посыпанной пеплом
Обратили внимание на пустую строку в середине? Возникновение ее мотивировано, как видно из текста, залипанием клавиши пробела. И вот открыв файл со стихами в режиме отображения специальных (не выводящихся на печать) символов, я обнаружил, что после слов "нажимаю пробел " действительно следует длинный, вылезающий в следующую строку ряд символов пробела.
Понятно, что при любой публикации как на бумаге, так и в Сети этот эффект невоспроизводим. Возникает соблазн порассуждать о специфических формах бытования текста, чувствительного к материальному носителю, проблема, поставленная футуристами и теперь, в связи с компьютерной эрой, внезапно вновь получившая актуальность. Но на самом деле, похоже, дело тут в другом.
Понимание занятий литературой как абсолютно приватного дела порождает иную профессиональную этику. Императив подлинности вложенных в текст переживаний распространяется на уровни, несущественные или невозможные в тексте былых времен. Это впервые было отмечено (разными людьми) по поводу проникновения в тексты ряда авторов (прежде всего, Дмитрия Воденникова) значительного количества собственных имен, не выполнявших ни одну из привычных для поэтической традиции функций: не отсылавших к каким-то культурно-историческим контекстам, не работавших на звукообраз, аллитерационный орнамент, не формировавших постоянный в рамках текста образ адресата... воденниковские имена (и, несколько по-иному, имена Дмитрия Соколова или Михаила Нилина), будучи в субъективном плане просто именами друзей и знакомых автора, попадали в текст в качестве свидетельств аутентичности отображения в нем авторской личности, поскольку в мире этой личности заведомо присутствуют реалии (в т.ч. люди), читателю неизвестные, непонятные и неинтересные.
Но этот ход с именами мог быть если не прочувствован, то по крайней мере отрефлексирован читателем, замечен им. Следующий шаг в этом направлении отметки подлинности, видимые только самим автором. Этот шаг и делает Костылева.
Может показаться, что это все не ново. Приходят на память, например, истории о ранних стихах Брюсова, где были зашифрованы какие-то его домашние реалии, абсолютно непонятные стороннему читателю, не бывавшему у автора на квартире (так, знаменитое "Всходит месяц обнаженный // При лазоревой луне...", вызвавшее многочисленные саркастические комментарии современников, подразумевало вроде бы всего лишь отсвет, бросаемый реальным светилом на изображенное на синих печных изразцах, впрочем, объясняя свои стихи, Брюсов часто лукавил). Однако там задача была обратная: сбить читателя с толку, представить ему нечто более или менее обыденное как ребус. Здесь же читатель словно вообще не берется в расчет.
Дмитрий Кузьмин
|