1999
Ноябрь
Октябрь
Декабрь
2000
|
11 ноября 1999 г.
Дмитрий Воденников открыл сезон в Поэтическом театре своего имени (присвоенного, как говорит продюсер театра Ольга Хмелева, по инициативе других участников проекта дабы инициатор уже не сумел отвертеться).
Эпиграфом к действу служила цитата из Дмитрия Воденникова: "Театр начинается не с вешалки, а с амбиции". Амбиция была материализована двумя молодыми людьми при бабочках, поставленными на входе в зал салона "Классики XXI века" и раздававшими публике программки, в которых, естественно, профессионально наметанный глаз литературной общественности замечал прежде всего опечатку по Фрейду в тексте Дмитрия Воденникова: "И в заключении я хочу сказать...". Эта фигура поэта как существа страдательного, испытывающего постоянный дискомфорт при взаимодействии с внешним миром (причем единственным средством как-то уменьшить этот дискомфорт оказывается как раз творчество) ключевая для собственного творчества Воденникова; интересно наблюдать за тем, как эта мифологема постепенно перетекает из мира стихов Воденникова в сферу его литературной деятельности. Решительный шаг здесь был сделан текстом о Тимуре Кибирове, написанным для "Русского журнала", некоторые мыслительные ходы из этого эссе узнаются теперь в декларациях "Поэтического театра".
Особенность этих деклараций, между прочим, в том, что сама идея полагается как данность и никак не объясняется: что такое "поэтический театр"? То ли это некоторое особое устройство текстов, внутри которых возникают, живут своей жизнью и вступают в драматические и драматургические отношения различные персонажи, то ли определенный способ устной презентации поэтического текста. Собственное творчество Воденникова дает ему уникальную возможность не задумываться над этой дилеммой, поскольку как раз для него самого характерно и то, и другое, так что иной раз сложно и разделить. Поэтому воденниковский конферанс был вместе органичен и нетривиален: сплав импровизационных "подводок" и собственно текстов, многие из которых имеют сложную монтажную структуру, постоянно сохранял интригу, заставляя слушателя ловить момент перехода от одного к другому и ошибаться, и поправлять себя, и снова ловить...
Между тем творчество других участников дебютной программы Поэтического театра Дмитрия Воденникова Тимура Кибирова, Веры Павловой, Юлия Гуголева, само по себе никакой особенной театральностью не отличается. Правда, лирический монолог каждого из этих авторов весьма индивидуален, так что в сочетании их друг с другом можно было бы, вероятно, выстроить какую-то драматургию как игру гипотетических взаимоотношений между вполне отчетливо выписанными лирическими героями; однако "включения" Воденникова, хотя и достаточно краткие, напротив, четко отделяли одно выступление от другого. Таким образом, получился в полном смысле слова театр одного актера с несколькими вставными монологами других лиц.
Правда, под занавес те же два молодых человека, вырядившись на сей раз в камзолы и парики, понесли поэтам цветы, но на полноценную актерскую работу это как-то не тянет. Был еще некто, представленный директором проекта, со злым заурядным лицом; его роль сводилась к тому, чтобы не впускать в зал опоздавших (исключение было сделано только для Льва Рубинштейна, Кирилл Ковальджи, Елена Фанайлова и другие остались за дверью); вот эта роль в самом деле удалась, но не лишняя ли она была в пьесе?
Все вышеперечисленные сомнения и замечания не отменяют безусловной актуальности самой идеи о "третьем пути" между литературным вечером (автор читает свои тексты) и литературным спектаклем (актер читает чужие тексты). Будем надеяться, что Дмитрия Воденникова посетят новые мысли о том, как этот третий путь наилучшим образом проложить.
Дмитрий Кузьмин
|