С в о б о д н а я т р и б у н а п р о ф е с с и о н а л ь н ы х л и т е р а т о р о в |
Проект открыт | Приостановлен | Возобновлен |
1999
|
OUT-OF-THE-WAY А.Д. (Глебу Мореву): Однако никто не препятствует мне спросить тебя: неужели ты думаешь, что, допустим, люди, живущие в Калуге, с таким же пиететом ожидания будут относиться к Мишелю Фуко либо Ролану Барту, как и жители Петроградской стороны? Г.М.: Признаться, я не думаю, что качество восприятия и удовольствие от текстов Барта или Фуко находятся в зависимости от географического фактора. Аркадий Драгомощенко Обидно. Вектор русской культуры центростремителен безусловно, постольку и настолько, поскольку и насколько провинция здесь не просто не-метрополия, но всегда захолустье. Out-of-the-way. А теперь еще и out-of-the-e-way: проселочный коннект (2400, если местные алкаши не снесли кабель в металлолом) и вызывающие зависть соседей 40 долларов в месяц окончательно снимают кавычки с термина "глобальная деревня", привнося в него оттенок безысходности, едва ли внятный столичному жителю. Бубер писал об эйнштейновой концепции конечной вселенной: "...этот ... космос еще можно помыслить, но нельзя вообразить". Локальный хутор Весёлый (sic!) бесконечен в своей замкнутости: типа едоки картофеля под самогон и ебтвоюмать: цвет печной золы на снегу, над снегом же пригинаемых ветром трав и людей, а в отсутствие снега цвет пыли и усталости (все равно как будто на снегу). Степь была создана Чеховым и, наверное, поэтому гениально неизменна в главном: "Скучно!". И это, поверьте, не состояние человеков, но фундаментальное свойство пространства в отсутствие времени. Это даже не конец истории ее просто не было никогда: плоды краеведческих экзерсисов местной интеллигенции умещаются на библиотечном стенде, большую часть которого занимает плакат, извещающий, что это "История родного края". Маловато будет. Ну да бог с ней с историей. В конце концов, можно приплести сюда цикличность времени в традиционной культуре и гордиться мифогенностью бытия пахаря и алкоголика. Но вот что странно: захолустье лишено и географии. Наиболее адекватный бездорожью дискурс днем Платонов, ночью Бруно Шульц порождает из массы деталей один и тот же пейзаж, вернее, одно и то же отсутствие пейзажа, безжалостное и бесконечное: "Земля повсюду одинакова и пуста. Уже тогда город наш все чаще оказывался в хронических тусклых сумерках, зарастая по кромке лишаями тени, пушистой плесенью и мхом цвета железа. Птицы кричали что-то, точно жалели людей, и вскоре пропали навсегда. Дни отвердели от холода и скуки. В этом затухающем, наклонившемся мире время снова прибирало нас к рукам." Imago mundi nova imago nulla. Дивный новый мир. Отсутствие всякого образа. Захолустье NUL device русской культуры (как, впрочем, и экономики). Истинно, истинно говорю вам: если зерно, падши в эту землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то и черт с ним что упало, то пропало. Соросовская группировка с какой-то таинственной целью (благодетели хреновы) шлет на хутор Весёлый "НЛО", Лотмана, Витгенштейна, Драгомощенко, Фуко, Барта, Левкина, Дерриду, черта в ступе. Все это было бы смешно, но я, находясь в полной независимости от географического фактора, предвкушаю удовольствие от этих текстов с не меньшим, думаю, пиететом, чем на Петроградской стороне или на Пречистенке. А сколько таких весёлых и разных хуторов. И уже давно никакой истерики, никакого "В Москву!", возможно, в надежде на Сеть. Есть у нас Паутинка... Возможно, в напрасной надежде: ...только теперь, словно за руку взял Вергилий, Вектор русской культуры центростремителен. Безусловно. Привычно. Но обидно. |
Copyright © 1999-2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru