Дмитрий КузьминИнтервью журналу "Афиша Днепропетровска"2006 Ваше имя обычно связывают с литературным проектом "Вавилон"? Что это за проект, когда и как он появился и что с ним теперь? В конце 80-х, как известно, нашу многострадальную родину настигли очередные потрясения. Среди прочего рухнула советская цензура, десятилетиями не пускавшая в печать настоящую литературу, культивируя вместо этого унылый идеологически выдержанный вздор. Впервые стало можно публиковать писателей-эмигрантов от Набокова до Бродского, писателей из самиздата, западных классиков XX века. И вполне понятно, что на фоне этого небывалого разнообразия новых впечатлений и обычному читателю, и профессионалам от литературы было совершенно не до молодых авторов, которым выпало делать первые шаги в этот переломный период. Я и четверо моих друзей решили, что спасение утопающих дело рук самих утопающих: молодые авторы должны объединиться и работать вместе. Не в том смысле, что сообща легче себя пиарить, а потому, что для молодого писателя исключительно важно творческое общение. Наш первый маленький кружок возник на рубеже 1988-89 гг., первый номер нашего самиздатского журнала вышел в феврале 1989-го. Таких кружков тогда было великое множество, но наш выжил и стал быстро развиваться и увеличиваться мне кажется, причины тут две: 1) мы не считали себя могильщиками всей предшествующей литературы и никого не пытались сбросить с корабля современности; 2) мы не думали, что есть какой-то единственно правильный способ писать, верное направление литературного развития, наоборот, приветствовались самые разные художественные языки (потому и "Вавилон"). Много позже я это сформулировал так: поколение объединено общим вызовом, который бросает ему эпоха, а ответ у каждого должен быть свой. В 1991-м мы успели провести первый и последний Всесоюзный фестиваль молодых поэтов. В отличие от занятий самиздатом, это уже требовало денег, а денег у нас не было. Но время было такое странное, что все было возможно: я пошел на прием в Верховный Совет РСФСР и сказал: так и так, дайте немного денег на молодых поэтов. При мне тамошний депутат позвонил в Министерство культуры, я поехал туда, и ко мне в вестибюль спустился начальник финансового отдела с пачкой денег в конверте. В результате мы собрали в Москве человек 70 со всей страны (перед этим давали объявления в разных газетах: ищем, дескать, таланты). Дальше было много разного: издавались книжки и альманахи, проходили фестивали и литературные вечера, потом открылся сайт vavilon.ru антология современной русской литературы... Сперва был чисто молодежный проект, потом мы стали приглашать наших старших коллег потому что на самом деле в искусстве не старшие выбирают младших и назначают наследниками, а наоборот: новое поколение кого-то из старших принимает и сохраняет их творчеству жизнь, а остальное списывается в архив. А потом время нашего поколения быть самым младшим истекло. В начале 2000-х стали появляться другие авторы, непохожие. Другая эпоха, другой вызов. Думаю, главное в этой эпохе Интернет и другие новые технологии, сильно меняющие не только наш быт (в смысле всякого удобства), но и наш образ мыслей и чувств (всегда цитирую моего друга, писателя Станислава Львовского: "раньше говорили: я что-то почувствовала и приехала; теперь говорят: получила твою СМСку"). Поэтому все прежние "вавилонские" проекты я закрыл (только сайт остался) теперь молодыми авторами занимаются мои товарищи из премии "Дебют" (кое-что мы делаем вместе например, серию поэтических сборников "Поколение", где, в частности, вышли и две книги авторов из Украины: харьковчанки Анастасии Афанасьевой и Павла Гольдина из Крыма). А у меня много другой работы. Недавно вышла огромная, в тысячу страниц антология "Освобожденный Улисс: Русская поэзия за пределами России". Как вы находите авторов для таких изданий и по каким принципам выбираете, кого публиковать? Я доволен этой книгой она познавательная. Больше 250 авторов из 26 стран (ну, что украинцев больше всего это понятно). Мне кажется очень важным, что по-русски сегодня пишут во всех концах света, но самое главное, чтобы писали не одинаково, чтобы при этом передавался какой-то особенный опыт, в том числе и опыт взаимодействия с соседним языком и соседней культурой. Общий принцип очень прост: принимается в расчет только неповторимо индивидуальное. Вообще писать есть смысл только такой текст, который никто, кроме тебя, написать не сможет. Почему не сможет по разным причинам: или потому, что только ты что-то такое видел, знаешь, пережил, или потому, что только у тебя такая фантазия богатая... К этой антологии, кстати, еще и книжная серия прилагается тоже для нероссийских авторов: не так давно вышла в ней книга киевлянина Дмитрия Лазуткина, очень интересного парня, пишущего большинство своих стихов сразу в двух вариантах (по-русски и по-украински), а сейчас вот-вот появится сборник Бориса Херсонского из Одессы тоже весьма колоритная личность, в свободное от сочинительства время заведует психиатрической клиникой. О чем, на ваш взгляд, наиболее интересная современная проза? И, в частности, как вы относитесь к прозе Эдуарда Лимонова, Алексея Цветкова-младшего и других авторов, у которых главное социальная (политическая) тематика? Сдается мне, что тематика это вообще не главное. В том числе и политическая. Цветков-младший, например, замечателен не тем, что он описывает баррикады и демонстрации, а тем, что показывает изнутри, как устроен строящий эти баррикады герой. Вообще вся настоящая литература исключительно о том, что у человека в голове. Мне интересно, что в голове у вождя антиглобалистов, но мне не менее интересно, что в голове у самоуглубленной, скрыто-ироничной девушки, работающей каким-нибудь скучным мелким менеджером, а при этом втайне фантазирующей о том, что хорошо бы по телевизору показали ретроспективу прогнозов погоды за последние 50 лет, примерно такая героиня обычно у нежно мною любимой писательницы Ольги Зондберг. Или в голове у супружеской пары калифорнийских лесбиянок про них есть повесть у Маргариты Меклиной, она живет в Сан-Франциско и, наверно, в этом разбирается. Или у маленьких детей в Германии весной 1945-го героев последнего романа Линор Горалик (вы, кстати, знаете, что она до 15 лет жила в Днепропетровске?). Есть, конечно, и другая сторона медали: КАК написано. Хороший писатель узнается по одной странице текста: у его слов, его фраз особый, уникальный вкус. От темы не зависит. Вот тот же Цветков, например, отменный стилист на самом деле и немножко скучает от того, что его герою с баррикад всякие тонкости вроде бы ни к чему: недаром сейчас он написал книжку совсем короткой и совершенно эстетской прозы вдвоем с Андреем Сен-Сеньковым (не случалось читать его в журнале "НАШ"?). Или вот Леонид Костюков, к примеру, может сочинять мрачную социальную фантастику (как один русский ученый-самородок открыл, что жизненная энергия у человека от особой стереометрии кишечника, а еда для жизни совершенно необязательна, и какой в результате этого открытия получился мир), но даже если от социальной фантастики вас тошнит еще со времен детского знакомства с "Приключениями Гулливера", все равно выверенно-упругий ритм костюковской прозы захватывает. Та же история с Михаилом Шишкиным. А если старому советскому писателю Проханову медведь на ухо наступил еще во времена Хрущева то какая бы там ни была политическая тема, какие бы стилистические ухищрения всё выходит крыса, загримированная под мартышку. В это литературное "как" входит употребление ненормативной лексики? Чем оно должно быть обусловлено, в каком количестве (и качестве) мат допустим и возможен в литературе? Всякое слово в хорошей литературе должно быть наилучшим вариантом из всех возможных по точности, выразительности и силе. Никакая лексика не самоцель. Даже у Владимира Сорокина, который, конечно, поле запретных слов (равно как и запретных тем) вытоптал капитально. От некоторых текстов, да, тошнит но ведь они ровно затем и написаны, чтобы читателя начало тошнить! Бывает и другое. Скажем, есть в Москве такой Кирилл Решетников, один из главных мировых специалистов по языкам коренных народов Сибири. А стихи он сочиняет под псевдонимом Шиш Брянский. Соответствующей лексики там пруд пруди но это потому, что Решетников воскрешает древние языческие верования и обряды, в которых запретные слова играли огромную роль. Кто этого не понимает тому покажется, что мальчик попусту бранится матом, да еще каким-то странным, неестественным... В общем, критерий всегда один и тот же: такими словами или этакими сказал ли нам писатель что-то, чего мы прежде не знали и не понимали? В литературных журналах вечно с вами полемика. То "Арион" и "Знамя" вас ругают, то журнал "Современная поэзия"... Чем вы всем так не угодили, и зачем вообще литераторам ругаться между собой? О существовании журнала "Современная поэзия" я слышу впервые. Наверно, они тоже не совсем уверены в своем существовании и кого-нибудь реально существующего ругают в порядке психотерапии. В "Арионе" и "Знамени" весьма пожилые критики жалуются, что я печатаю много авторов, пишущих о сексе и молодежных проблемах, их недовольство тоже по-человечески очень понятно: люди читают про то, что им недоступно, и расстраиваются. Вообще у русской литературы критика самое слабое место: хороших поэтов и прозаиков довольно много, а хороших критиков практически нет. Потому что книг (в том числе хороших) много, а времени у читателя мало. Значит, критик должен рассказать читателям (разным), что каждому из них стоило бы прочесть. А у нас сплошь да рядом критики тратят читательское время и журнальную площадь, объясняя, что вот это и вон то читать не следует. Ну это же бред! А вообще надо понять одну очень важную вещь. На любую литературу найдется свой читатель. На шедевр свой, на какой-нибудь дурацкий боевик или дамский роман свой. В этом смысле никто не уйдет обиженным. А вот в вечность попадут не все, а только те, кто к огромному корпусу уже написанного человечеством прибавит что-нибудь новенькое. Потому литераторы и нервничают особенно те, кто не уверен в своих шансах. И в каком-то смысле эти наши разборки вообще мимо читателя. Но если читатель попадется настырный и потрудится во всех этих раскладах разобраться у него есть шанс одним глазком в обещанную вечность заглянуть и посмотреть, как оно там все будет. Некоторым мне, например, интересно. 22 октября 2006 года |