Дмитрий КузьминИнтервью Руслану Комадею для альманаха «Здесь» (Екатеринбург)2016 Какие существующие писательские организации кажутся тебе полезными для развития современной литературы, а какие наоборот, и почему? Зависит ли это от того, государственная ли писательская организация, либо же она создана группой энтузиастов, не нуждающихся в, так сказать, близости к государственной «кормушке»? При словах «писательская организация» мы в России поневоле думаем первым делом о Союзе писателей единственном во времена СССР и любом из многих в постсоветскую эпоху. Важно понимать, что сам этот тип организации совершенно уникален для советской системы организации культуры. В досоветские времена, а в большинстве стран в по сю пору, писатели объединялись тремя способами. Возможно ли (имеет ли смысл) современному писателю в данный момент полностью дистанцироваться от тех литературных программ, которые предлагает Минкульт и, в целом, российское государство? По большей части этот вопрос не вызывает сложностей в связи с тем, что российское государство в целом и Минкульт в частности не предлагают современному писателю ничего такого, о чём стоило бы говорить всерьёз. Ведь государственная политика вообще и в области культуры в частности на нынешнем этапе основана на представлении о том, что будущее России это её прошлое: пресловутые «духовные скрепы» и прочие прелести традиционного сознания (не будем сейчас обсуждать вопрос о том, что «традиция» эта никогда не существовала в действительности и представляет собой продукт мифологизации и фальсификации истории). Литература же, как и любое искусство, вот уже более полутора столетий существует в рамках модернизационной парадигмы, главная задача которой проблематизация и пересмотр любых оснований, включая собственные, так что искусство, нацеленное на консервацию, автоматически отбрасывается в область ремесленничества или, как говаривал Дмитрий Александрович Пригов, «народного промысла», какими бы казёнными регалиями оно ни было увешано. А модернизационная парадигма штука суровая и бескомпромиссная: нельзя модернизировать, условно говоря, сельское хозяйство, одновременно консервируя поэзию и театр, равно как и наоборот. Потому что модернизация и консервация основаны на разных антропологических приоритетах: вариативность, приоритет личной ответственности, императив поиска более эффективных решений против универсальных рецептов, предписывающего канона и властной вертикали. Ставка на консервацию против модернизации способ социального самоубийства, и даже локальные выигрыши в виде последних пряников, стянутых со стремительно пустеющего государственного стола, не компенсируют рисков от пребывания в вагоне-ресторан умелой начальственной рукой направленного в пропасть поезда. Существует ли возможность/необходимость интегрирования писателя, разбирающегося в тенденциях современной литературы, в официальные писательские организации? Если да, то что это может дать писателю? Трудно устоять перед обаянием Штирлица, проецируемым на наши поведенческие модели с малолетства, так что соблазн проникнуть в стан врага, окопаться там и добыть что-нибудь важное и ценное, безусловно, никому из нас не чужд. Но трудно себе представить, что уж такого важного и ценного есть сегодня у официальных писательских организаций, чтобы игра стоила свеч. Локальные литературные премии с трёхкопеечным материальным содержанием, которых потом придётся стыдиться, показывая свою биографическую справку в приличном месте? Потому что я как редактор журнала могу сказать, что если подборку стихов предваряет справка об авторе с указанием на премию областной писательской организации (равно как, впрочем, и на многочисленные публикации в журнале «Бийские перекаты» или на сто тысяч хитов на сайте Стихи.ру), то подборка отправляется в корзину без прочтения, ибо ничего хорошего в этих местах хорошо не оценят. И более того: не только советский печальный опыт талантливых людей, пошедших на службу системе (у многих, впрочем, тогда не было выбора теперь покамест есть), но и постсоветский не менее печальный опыт небесталанных людей, пошедших на службу коммерции (массовым жанрам, рыночному книгоизданию), показывает, что назад дороги нет: талант вылетает в трубу, и люди всю жизнь тянут скучную, хотя и неплохо оплачиваемую лямку. Известны ли тебе попытки «наследников» советских писательских организаций вступить в конструктивный диалог с современными писателями? Скорее нет, чем да. Это хорошо видно на примере регионов с ярко выраженным «гением места». Мы не удивимся тому, к какому всепобедному торжеству серости привёл в Рязани местный культ Есенина, выдающегося поэта-новатора, превращённого местными заскорузлыми чиновниками (литературными и не только) в певца русских берёзок, при том, что за всей этой разлюли-малиной практически незамеченными в регионе остались жизнь и смерть наиболее яркого рязанского поэта последней пары десятилетий Алексея Колчева. Но вот союзписательской общественности Воронежа повезло гораздо меньше, потому что им достался Мандельштам, которого так просто не приручить и не обезвредить. В память о Мандельштаме воронежское писательское сообщество обычно пытается культивировать, главным образом, аккуратную интеллигентскую «культурную поэзию» в духе позднего Кушнера, старательно отводя взгляд от живущего здесь же Александра Анашевича, наследующего Мандельштаму (хотя и не только ему) по прямой, но всячески небезопасного по тематике и стилистике. Однако тут грянул слегка сомнительный, не вполне круглый юбилей, 125 лет, и федеральные руководящие культурой инстанции пытаются отмечать его с достаточным размахом, как бы намекая недожатой пятой колонне, что ей тоже еще может что-нибудь перепасть, если не при жизни, то посмертно. И вот в Воронеже проводится трёхдневный фестиваль «Улица Мандельштама», его торжественно открывают губернатор Гордеев и руководитель Роскомпечати Сеславинский, филологи проводят конференцию и где-то в хвосте программы проходит-таки какой-то поэтический вечер, но состав его участников не обнаруживается в Интернете ни до, ни после. Позорище настолько очевидное, что один из местных театров проводит альтернативный мандельштамовский фестиваль, приглашая в город десяток поэтов хоть и имеющих к Мандельштаму довольно малое отношение по своей поэтике, но настоящих. Вот такой «конструктивный диалог» даже тогда, когда бывшим советским писателям очень нужно, ибо начальство велело. Какой ты видишь дальнейшую судьбу писательских организаций, закономерен ли процесс распада? Всё уже произошло. Это не вопрос чьей-либо злой воли или морального разложения (есть и воля, и разложение, но они следствие, а не причина): просто, как я сказал с самого начала, эта конструкция была придумана в особых условиях под особые задачи и для работы в других условиях ради других задач не годится. 5 декабря 2015 года |