Дмитрий КузьминИнтервью сайту Lookatme2009 Дмитрий, существует ли актуальная поэзия в России? В том, что в России вовсю пишут стихи, не усомнится никто из тех, кого хоть раз заносило (надеюсь, случайно и ненадолго) на сайт stihi.ru. Ну и в книжных магазинах на соответствующей полке что-нибудь да стоит. Так что вся штука именно в определении "актуальная". Означает оно вот что. В искусстве совершенно так же, как в науке, по-настоящему ценно только то, что сделано впервые. Остальное рутина, в лучшем случае популяризация, разжёвывание для непонятливых. Но это "впервые" не означает просто "то, чего прежде не было": мало ли до какой несусветной глупости никто из наших предков не додумывался. Скорее "то, чего прежде не могло быть": неразрывно связанное с сегодняшним днём. Об этом сказано у Мандельштама в каком-то смысле главного русского поэта XX века: "Попробуйте меня от века оторвать! Ручаюсь вам: себе свернёте шею". А чего не могло быть прежде? Ну, например, стихов, в которых поэт пытается описать мир в его сегодняшнем состоянии: мир Интернета и фаст-фуда, власти масс-медиа, сексуальной свободы и исламского терроризма (и т.д., и т.п. сами думайте, чем сегодняшний мир непохож на вчерашний), и не просто эти предметы и явления сами по себе, а то, как живется в этом мире человеку, чем отличается его сформировавшаяся в этом мире душа. Если поэты (музыканты, художники, кинематографисты) этого не сделают их современникам будет гораздо труднее самим во всём этом разбираться, а их потомки останутся без доподлинного свидетельства о том, как это всё было. Это не значит, что актуальными не могут быть стихи про любовь или про золотую осень. Могут если в них выражено именно сегодняшнее восприятие любви и золотой осени. Потому что человек, выросший среди хрущёвок (или среди небоскрёбов), смотрит на золотую осень не теми же глазами, какими Пушкин из своей усадьбы. И любовь мы сегодня понимаем не так, как Пушкин, заставивший свою любимую Татьяну объяснять, что она "другому отдана и будет век ему верна". И с формой стиха примерно то же самое. Есть формы, которых сто лет назад попросту не было (а время от времени поэты придумывают что-то совершенно новое). Но можно и ямбом, как у Пушкина, рифмованными четверостишиями, если в игре звука, пульсации ритма, выборе слов ощущается воздух сегодняшнего дня. Вот эта актуальность не гарантия успеха: мало чувствовать своё время надо ещё быть личностью и уметь предложить свой собственный уникальный взгляд на это время. Но без актуальности настоящего искусства не бывает: одна рутина и подражательство. Между тем ни второй Пушкин, ни даже второй Мандельштам не требуются по единственной простой причине: это место уже занято. Есть ли какие-то имена, которые должен знать человек, любящий и понимающий поэзию? Что важно прочесть? Что бы вы посоветовали первым делом почитать марсианину, отлично выучившему русский, чтоб он понял и прочувствовал язык? А может быть, и русскую душу? Я боюсь начинать перечисление имен и не только потому, что трудно будет остановиться. Дело в том, что пока мы не отошли далеко от сравнения с деревом трудно залезть в крону, не взобравшись сперва по стволу. Современная поэзия (а вместе с ней, кстати, и душевное устройство современного человека) часто непонятна тем, кто в своём развитии остановился на Пушкине, Лермонтове и Некрасове, и нужен длинный путь: от Тютчева и Фета к Анненскому, от Анненского к Блоку и Брюсову, от Блока и Брюсова к Ахматовой, Цветаевой, Пастернаку, Мандельштаму, Заболоцкому, дальше к главным авторам второй половины XX столетия: Сатуновскому, Тарковскому, Бродскому, Айги, Сапгиру, Кривулину... Хотя, на самом деле, бывают и боковые входы. Для моего поколения 15-20 лет назад воротами в мир большой поэзии часто становились Борис Гребенщиков и Егор Летов: заставляли по-новому ощутить вкус и вес слова. Среди тех, кто пришёл в поэзию в 2000-е годы (и среди читателей, и среди авторов) знаю, некоторым послужили отправной точкой песни Земфиры или Лагутенко. И с собственно сегодняшней поэзией та же штука. Можно начинать с мэтров, живых классиков: Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова, Алексея Парщикова, Михаила Ерёмина, Николая Байтова (всех мне, конечно же, не назвать), и дальше двигаться к более молодым авторам, которые в чем-то их развивают, а в чем-то с ними спорят: к Марии Степановой и Елене Фанайловой, Станиславу Львовскому и Андрею Полякову, Андрею Сен-Сенькову и Арсению Ровинскому. Можно попробовать для начала кого-то из "модных" поэтов последнего времени: Веру Павлову с её подчёркнуто женскими темами и образами, Андрея Родионова с его страшилками из жизни алкашей и наркоманов, Фёдора Сваровского с его балладами по мотивам трэшевой фантастики, пошловато-самоупоённого Дмитрия Воденникова и проповедующего в стихах священника Сергея Круглова, во всех этих случаях за броской наружностью стихов скрываются какие-то более сложные и тонкие смыслы, за которые можно зацепиться. Можно, в конце концов, начать с конца со звёзд младшего поэтического поколения: Марианны Гейде, Дины Гатиной, Татьяны Мосеевой, Антона Очирова, Василия Бородина... потому что в мироощущении ровесника может оказаться легче узнать самого себя... Но в любом случае главное начав с того или иного места, не останавливаться. Ведь глупо же, захотев познакомиться с огромным деревом, обойтись разглядыванием единственной веточки, которая первой подвернулась под руку. А насчет русской души тут у меня большие сомнения. Не уверен я, что она такая есть отличающаяся от украинской, французской и аргентинской. Из стихов Есенина встаёт одна русская душа, из стихов Маяковского совсем другая... Где живут поэты? На что они живут? Русские поэты живут в любой точке земного шара. Уже упоминавшийся поэт-священник Круглов в городе Минусинске Красноярского края. Только что получивший премию "Дебют" за 2008 год Андрей Егоров в Петропавловске-Камчатском. Елена Михайлик, чью книжку я как издатель опубликовал этим летом, в австралийском Сиднее. Лидия Юсупова, печатавшаяся у меня в журнале, в крохотной центральноамериканской стране Белиз... Хотя, ничего не поделаешь, большинство значительных русских поэтов живет в Москве. За сочинение стихов денег не платят и не платили нигде и никогда, кроме Советского Союза, где власть таким способом покупала поэтов, чтобы они ей помогали промывать народу мозги. Покупались, к счастью, не все и остальные зарабатывали на хлеб сторожами и истопниками. Сейчас спектр доступных поэту профессий сильно вырос так что встречаются самые разные варианты. Довольно много врачей включая психиатров (Борис Херсонский, скажем, заведует кафедрой психиатрии в Одесском университете). Многие преподают и не обязательно на филологии, но и, например, на кафедре конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, как Александр Уланов. А кое-кто преподаёт литературу но в неожиданных местах (как лауреат "Дебюта" прежних лет Наталья Стародубцева, сеющая разумное, доброе, вечное зекам под Нижним Тагилом). Среди значительных современных поэтов попадаются заметные фигуры экс-министр экономики Евгений Сабуров, генеральный директор Издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев, арт-директор знаменитой Студии Лебедева Олег Пащенко... Молодежь чаще всего занята в журналистике, рекламе, пиаре, издательском деле везде, где так или иначе работают со словом. На Западе не совсем так потому что в любом университете (особенно американском) есть курсы поэзии, которые ведут известные поэты. У нас есть только Литературный институт, в котором с советских времён почти ничего не изменилось и где талантливому и независимому человеку очень трудно выжить в качестве студента и невозможно в роли преподавателя. Как вам кажется, почему современной поэзией интересуется так мало людей? Проблема ли это? И если да, то чья вина? Есть объективные причины, есть субъективные. Например, мы живем в эпоху мультимедийности, чистое слово вытесняется словом в сочетании со звуком и картинкой. Мультимедийное искусство кино, прежде всего, воспринимается легче, хотя более лёгкое менее полезно: ведь искусство не для того, чтобы провести время, а для того, чтобы что-то важное узнать и понять о мире и о себе. (Разумеется, и кино бывает сложным, открывающим непознанное, я сейчас говорю об общей картине.) Но для массового потребления важна именно лёгкость и доступность. Система распространения литературы в России дикая и дремучая. Книги, выходящие небольшими тиражами, не попадают в книжные магазины вообще по чисто экономическим причинам. А у поэзии, как и у другой непростой для восприятия литературы, тиражи по определению меньше, чем у любой развлекательной попсы. Школьный и институтский курсы литературы практически не соприкасаются с литературой сегодняшней потому что педагогическое начальство воспитано в советскую эпоху, на казенном суррогате вместо настоящей литературы. Поэтому тот путь от школьной программы до современной поэзии, который человеку надо пройти самому, очень длинный. В одиночку такой путь осилить действительно сложно. Стихов пишется много, публикуется тоже довольно много (а уж в Интернете тем более). Чтобы в этом море текстов сориентироваться нужны посредники: критики, рассказывающие о разных авторах, премии, отмечающие самых интересных, и т.п. Поэтических премий в России очень мало, грамотных критиков почти нет: отчасти по экономическим же причинам (у премий должны быть спонсоры, у критиков издания, где будут печатать не приносящие прибыли статьи о современном искусстве), отчасти из-за проблем с образованием (где и у кого этим критикам учиться?). Как следствие читатель не понимает, за что ему хвататься... Всё это неприятно, но для самой поэзии не смертельно. Для того, чтобы она не умирала, достаточно довольно узкого круга: неспроста Пушкин сказал о себе "славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Не читатель, а именно другой поэт! Так что малоизвестность и труднодоступность современной поэзии беда не для поэзии, а для тех читателей, которые не смогут до нее добраться. Впрочем, не всё так грустно: если проблема осознана можно искать решения. Например, на вызов со стороны мультимедийного искусства сейчас пытаются ответить производством поэтических видеоклипов: в Берлине и Риге уже давно проводятся такие конкурсы и фестивали, а в последние два года и в России кое-что появилось. Посоветуйте какие-нибудь сайты для тех, кто хочет читать поэзию и не знает с чего начать. Как найти то, что хорошо и не отвратит от дальнейшего чтения? Чем руководствоваться при выборе? Главная чума литературного Интернета сайты свободной публикации, где любой желающий может вывесить свои кое-как зарифмованные откровения. Профессиональных сайтов, где есть кураторы-эксперты, отвечающие за уровень, не так-то и много. Я думаю, что лучше нашего "Вавилона" так ничего и не появилось: там сейчас под 200 авторов, каждый представлен одной или несколькими книгами. Этот список даёт довольно полную картину хотя, конечно, кого-то там и недостаёт. Но другие ресурсы либо заметно меньше и одностороннее (скажем, сайт "Новая Камера хранения" прекрасные тексты первоклассных поэтов, но их немного и все они принадлежат к одному более или менее определенному направлению), либо, наоборот, больше и хаотичнее (в "Журнальном зале", где размещены сетевые версии многих литературных журналов, невозможно систематически изучать, что творится в современной литературе, можно либо тыкать наугад, либо приходить за заранее известным текстом). Есть еще сайт "Полутона" центральный ресурс талантливых молодых авторов (хотя и старшие товарищи время от времени составляют им компанию), если хочется узнать, чем живет молодая поэзия сегодня, можно по нему попутешествовать... А вообще есть один простой принцип он от конкретного сайта совершенно не зависит. Если ты читаешь стихи и в них тебе всё понятно и близко, ты со всем согласен, тебя всё устраивает, значит, тут что-то не так. А если испытываешь внутреннее сопротивление, не улавливаешь, что к чему, значит, есть шанс, что это настоящее. Потому что весь смысл искусства в усилии, которое ты совершаешь для того, чтобы его понять. А что делать тем, кто хочет не читать, а писать? Всё то же самое! Потому что правильная формулировка "не только читать, но ещё и писать". Чтобы написать что-нибудь стоящее надо сперва прочесть, что написано другими. Чтобы понять, в чём твоя индивидуальность как поэта, что́ именно ты и только ты можешь сказать, надо сопоставить свой голос с уже звучащими в этом пространстве голосами. Вопросы задавала Настя ДенисоваОпубликовано на сайте Lookatme. |