Дмитрий КузьминОдин на всех соборНовые имена ищите в клубах и в Интернете 2001 В этом году Малый Букер давали за лучший литературный проект "никем не санкционированная, культуртрегерская деятельность, народная инициатива в области культуры, которая происходит по всей России". В пятерку претендентов на премию вошел и молодой московский литератор Дмитрий КУЗЬМИН с серией проектов: Союз молодых литераторов "Вавилон", "Литературная жизнь Москвы", Интернет-сайт "Вавилон", клуб "Авторник". Митя, свою первую литературную акцию вы провели в 22 года. Это был Всесоюзный фестиваль молодой поэзии. Что вас подвигло? Начинающий автор не должен находиться в изоляции. Надо надышаться каким-то воздухом. Это не только чтение, но и общение с себе подобными. Когда в 89-м году мы создавали литературную группу "Вавилон", мне было 19, остальные еще младше. Это было для нас средством творческого выживания. Как и одноименный самиздатский журнал, который мы затеяли не для пропаганды собственного творчества, а чтобы создать пространство, в котором бы наши разные тексты встречались и взаимодействовали. Правда, со временем общественная литературная деятельность стала вытеснять работу с собственными текстами. Хотя я вполне серьезно отношусь к своим стихам, но все-таки хороших поэтов в стране сотни две будет. А вот хороших организаторов литературной жизни мало. Именно эту литературную жизнь и отслеживает придуманный вами информационный бюллетень "Литературная жизнь Москвы", теперь существует еще и его версия в Интернете. Вернее, это хроника устной жизни литературы, происходящей в клубах и салонах. В какой-то степени с моей стороны это подарок будущим филологам. Если у них возникнет вопрос, как было дело в конце века, то будут точно знать: кто сказал, что сказал и где сказал или где впервые прозвучало то или иное произведение. И потом устная форма литературной жизни оказывает влияние на литературный процесс вообще и на творческий мир отдельного автора в частности не меньше, а иногда и значительно больше, чем письменная. Отчего так расцвели литературные клубы? Есть банальная точка зрения: оттого, что напечататься сложно. Но это ерунда. Тут другое. Непосредственное общение с аудиторией вот что важно. Причем не случайное общение, в отличие от Интернета. Там можно "повесить" текст и к нему гостевую книгу. Все тут же накидают в нее свои отзывы. Но кто будут эти "все"? Может быть, те, чье мнение тебе не интересно. Литературный клуб объединяет людей, принадлежащих одному кругу. Они друг другу интересны. Расскажите о вашем клубе "Авторник". Он существует с 96-го года. Его название это смешение двух слов "автор" и "вторник", поскольку вечера клуба проходят по вторникам. Помните, у Иннокентия Анненского: "А день у нас какой? Авторник!" Сегодня литература существует не только устно и письменно, но и в Интернете. Что дает это самой литературе? Важно, что в Сети пока не установились жесткие клановые разграничения, как в бумажном литературном пространстве. Интернет дает уникальную возможность в едином пространстве свести, условно говоря, такие разные литературные явления, как "Новый мир" и "Митин журнал", которые в бумажном пространстве никогда не встретятся. Интернет это нечто вроде порто-франко современной литературы. Здесь невластны привычные до незаметности литературные лагеря и кланы, не работает привычная литературная политика, а значит, возникает возможность "гамбургского счета". И легче составить наиболее отчетливое представление о современной русской литературе. Надо только знать, где ее искать. Чтобы помочь в поиске, вы и создали сайт "Вавилон: современная русская литература"? Этот сайт попытка очертить целиком пространство так называемой актуальной литературы. Интернет ведь идеальное место для самсебяиздата. Качество при этом может быть любое. Существуют уже очень крупные сайты графоманского творчества. И у этих сайтов большая посещаемость. В этом есть опасность и соблазн, но не для графоманов, а для людей талантливых, которые попадают в ловушку вседозволенности, когда есть возможность создать свой уголок в Сети и быть там первым. Но одно дело быть первым у себя в деревне, другое приехать в Рим и посмотреть, как ты там смотришься. Мы выводим в Интернет лучшую современную литературу, которая есть на бумаге, с тем, чтобы людям, которые только входят в литературу через Интернет, было с чем себя сравнить. Это компьютерное детище мощное средство рекрутирования новых сил в литературу. Вам, кажется, от рождения было суждено посвятить свою жизнь литературе. Ваша мама больше тридцати лет проработала редактором в издательстве "Книга", а имя вашей бабушки, знаменитой переводчицы Норы Галь, вообще не нуждается в представлении. Ее любимым автором был Сент-Экзюпери. Вы также его переводили. Какие его взгляды вам наиболее близки? В "Военном летчике" есть образ собора, который человечество сообща возводит. И всякий человек, вступая в жизнь, должен понять для себя, в какой части этого гигантского строительного предприятия он желает работать и что сможет новое достроить. Для занятия искусством это особенно актуально, потому что многие этого не понимают, и в зал, где уже положен паркет, могут впереться со своей тачкой, полной кирпичей. Беседовала Елена Алексеева |