Дмитрий КузьминИнтервью Андрею Пермякову2009 Рассказывая об истории "Вавилона", Вы упомянули, что на первый Всесоюзный фестиваль поэзии было подано несколько сот заявок. В этом году на соискание премии "Дебют" свои творения представили более 50 000 авторов. Можно предположить, что не менее 10 000 из них поэты или считают себя поэтами, или (что, вероятно, было бы оптимальным) хотят стать поэтами. При этом тиражи поэтических сборников с 1991 г., когда Вы проводили первый фестиваль, до 2008 упали в сотни раз. В чём здесь причины? Самые очевидные, конечно, распространение Интернета и разрушение системы дистрибуции книг, но наиболее ли эти причины важны? Мне кажется, тут несколько разных сюжетов. В пику восходящей к Тынянову дихотомии архаисты/новаторы, сейчас более актуальным видится противостояние наследников различных традиций модернизма например, круг авторов журналов "Дети Ра", "Футурум Арт" явно не наследует "традиционалистам" в обычном понимании этого термина. На Ваш взгляд, стародавний спор исчерпал себя окончательно? Ну нет, Тынянова я не отдам. Он моделировал универсальные механизмы (в данном случае, литературной эволюции), а не описывал расклад сил в определенный момент. И методология его прекрасно работает разумеется, на достаточно больших периодах времени. А то, что некоторые элементы поэтической техники и некоторые принципы поэтической идеологии (то бишь ответы на вопрос о природе и назначении поэзии) были новаторскими сто лет назад и выглядят унылой рутиной сейчас, нисколько не отменяет Тынянова, поскольку тыняновские идеи не отменяют принципа автоматизации, сформулированного Шкловским. Иными словами, "традиция" запросто может быть модернистской по своему происхождению и, по сегодняшнему раскладу, вполне "архаистской". При том, что среди сегодняшних "традиционалистов" полно желающих "отменить" модернизм в любой форме и опереться на домодернистское наследие в диапазоне от Тютчева до Некрасова (и бесконечные выморочные вариации этого наследия в советской поэзии любого извода, включая шестидесятнический). На Ваш взгляд: едино ли поэтическое пространство России? В частности, Вы писали: "в современной поэзии разных художественных языков больше, чем в любой предшествующий период развития русского стиха" Это равноправные языки или есть некое подобие консенсуса о том, что вот это мэйнстрим, это различные варианты авангардных течений, а вот это безнадёжные маргиналии? Вопрос не так-то прост несмотря на то, что я как бы на него уже ответил. Потому что он упирается в выделение круга лиц и институций, чьи мнения принимаются в расчёт при определении: есть консенсус или его нет. Вот я выше назвал имена шести литераторов и критиков с очень разными вкусами и взглядами и все они, безусловно, сойдутся во мнении, что творчество поэтессы N, лауреата всяческих премий и постоянного автора "толстых журналов", есть унылая туфта. Это один уровень консенсуса. И есть, допустим, группировка авторов, осуществившая рейдерский захват журнала "Волга XXI век", и по поводу литературной продукции этой группировки во мнении, что это унылая туфта, сойдутся шесть названных экспертов, поэтесса N и все печатающие ее "толстые журналы". Это другой уровень консенсуса. На каком уровне остановиться? Для меня важнее первый из консенсусов, более узкий, в социокультурном аспекте выражающий солидарное мнение наследников русской неподцензурной словесности 1950-80-х (каковая, в свою очередь, есть законная наследница Серебряного века и далее), потому что он отграничивает авторов, совершающих (или хотя бы пытающихся совершить) некий прорыв, расширение границ возможного в поэзии, от авторов, выполняющих профессиональное задание и создающих кондиционный продукт с заранее известными свойствами, а второй консенсус, более широкий и присоединяющий, коротко говоря, наследников либерально-компромиссной фракции советской культуры, отделяет тех, чей готовый продукт обладает хотя бы какими-то осмысленными свойствами, от тех, кто изготавливает сапоги всмятку, то есть проводит границу профессионального поля. Причем в обоих случаях консенсус работает в позитивном аспекте не так, как в негативном: если, к примеру, я и профессор Шайтанов сходимся в том, что нечто чепуха, так уж это и вправду чепуха (выбрасываем за пределы профессионального поля), но если наши мнения расходятся, то консенсус состоит в нашей общей готовности обсуждать некоторое явление. Принципиальное значение Ники Скандиаки для сегодняшней русской поэзии в равной мере подтверждается восторгами из "Нового литературного обозрения" и "Воздуха" и бранью из "Знамени" и "Ариона"; но какого-нибудь Алексея Даена сколько ни хвалят в "Детях Ра", а никто не обращает никакого внимания: нет консенсуса. Насколько исчерпана мощнейшая традиция неподцензурной литературы 50-80 гг.? Можно ли ожидать чего-то столь же продуктивного, основанного на поэтических находках девяностых и первого десятилетия нового века? Да я-то как раз думаю, что заседание вовсю продолжается, и за последние два десятка лет в русской поэзии случилось никак не меньше важного и значительного, чем за тридцать предыдущих. Причем случилось оно не только после неподцензурной поэзии 50-80-х, но и непосредственно благодаря ей. Но мне бы не хотелось тут явным образом называть, какие именно из поэтических событий девяностых и нулевых я считаю главными и судьбоносными, потому что положение редактора, стремящегося совместить под одной обложкой авторов с очень разными манерами и позициями, требует в некоторых случаях придерживать язык. Можно ли говорить о том, что окончание "века поэзии" совпало с календарным завершением ХХ столетия? В частности, стало ли присуждение в 2000 г. премии Аполлона Григорьева Виктору Сосноре и Пастернаковской премии Геннадию Айги невольным указанием на то, что авангард ХХ века остался в прошлом и должно возникнуть нечто новое? Мне кажется, о том, когда закончился "век поэзии" и чего именно это был век, мы узнаем ещё только спустя некоторое время. Пока вроде бы понятно, что век этот не совпал окончанием с веком историко-политическим, но он и началом не совпал: есть известная историческая максима о том, что XX век начался в 1914-м и завершился в 1991-м, тогда как XX век русской поэзии определенно начался в 1894-м брюсовскими "Русскими символистами". В 2001 г. Вы определили границу нового поколения литераторов 1966-67 гг. Можно ли теперь определить возрастную границу, замыкающую поколение? Насколько важны внешние факторы? Скажем, существенно ли, что автор 1975 г. р. теоретически мог получить премию "Дебют", а 1974 г.р. нет? Примерно 1967 год рождения как поколенческую границу я определил не в 2001-м, а в начале 90-х, когда только возникли разные структуры этого поколения, в том числе и наш проект "Вавилон". Иное дело что тогда эта граница определилась эмпирически, а уж потом мы это всё додумали до той нехитрой мысли, что это граница между теми, кто успел сформироваться как литератор и как человек в ситуации советского литературного двоемирия и общей стагнации (либо как юный конформист, вступающий на совписовскую стезю, либо как юный нонконформист, готовящийся пополнить своими текстами страницы самиздата, но, в любом случае, с более или менее чёткой программой действий впереди), и теми, чье формирование началось уже в новой ситуации невероятной культурной и социальной нестабильности, когда картина мира меняется чуть не каждый день и требует от тебя постоянного переопределения собственных координат. То есть принцип состоит в том, что некоторое кардинальное изменение в макроконтексте и жизненном, и литературном вызывает к жизни новое поколение с новым типом реакций на этот контекст (что никак не отменяет всех и всяческих "вертикальных" связей вдоль данной ветви древа русской поэзии). И очень заметно, что Дмитрий Быков, Денис Новиков, Виталий Пуханов, Василий Кондратьев это одно поколение, а Дмитрий Воденников, Андрей Поляков, Андрей Сен-Сеньков, Николай Звягинцев уже другое, хотя арифметическая разница в возрасте почти нулевая. А году этак к 2003-му стало ясно, что появилось новое поколение, рубеж примерно по 1979 году рождения (Данила Давыдов ещё к нашему же поколению, а Марианна Гейде уже к следующему), и я довольно много тогда говорил и писал о том, что кардинальным изменением, вызвавшим это поколение к жизни, стало появление Интернета как универсальной медийной среды, в которой преимущественно проходит социализация (и поэтическая, и вообще). Не буду сейчас объяснять, как это влияет, об этом довольно много написано. Разумеется, какие-то отдельные творческие биографии могут выпадать из этой картины, но принцип таков. Теперь это младшее поколение иногда называют Поколением премии "Дебют", как предыдущее поколение называли Поколением "Вавилона", и это во многом справедливо, потому что все наиболее интересные представители этого поколение к "Дебюту" то или иное отношение имеют (хотя и не всегда как лауреаты, потому что финальные решения жюри, с изумлением глядящего на племя младое, незнакомое, там зачастую вполне удивительны, но длинные-то списки, из попадания в которые вытекает участие в разного рода сайд-проектах и вообще попадание в сферу внимания профессионалов, составляются действительными экспертами, понимающими, что там у молодежи происходит). Но, конечно, началось это с третьего-четвертого розыгрыша "Дебюта", а первые-то пару лет на премию претендовали младшие "вавилоняне" (собственно, Давыдов её первым и получил). Могли бы Вы назвать основные преимущества и недостатки современного формата Форума молодых писателей в Липках? Изнутри я про это ничего не знаю, потому что в минувшем году впервые был привезён туда на два часа в качестве экзотического гостя. Что само по себе некоторым образом показательно: для "Нашего современника" в этой истории есть место, а для тех, кто продолжает линию независимой словесности, нет, и молодым дарованиям, тем самым, впаривают вполне искаженную картину мира. Принципиально же я думаю, что классическое студийное обсуждение ("танцуют все") с финальным вердиктом мэтра мероприятие сомнительной полезности, особенно в полуслучайной компании, и куда лучше было бы потратить это же время на совместное выяснение вопроса о том, как устроено и чем замечательно то или иное стихотворение Бродского или Айги. В общем, я бы всё сделал по-другому. Ещё цитата из другой Вашей статьи: "Пока у тебя не вышла книжка, тебя как бы нет в профессиональном сообществе". Следует ли из этого, что, роль журнальных подборок менее важна? В частности, для авторов из провинции? Например, челябинец Александр Петрушкин выпустил уже 8 книг, в этом году у него вышло Избранное, но всерьёз на российском уровне он стал заметен в прошедшем году, после публикаций в "Знамени", "Воздухе", других изданиях. Я слегка ужаснулся этой цитате из себя, не смог вспомнить ее происхождение и полез в Гугль который подсказал мне, что сказано это было в одном интервью в ответ на вопрос, зачем издавать книги, когда есть Интернет. Причем дальше там идет уточнение: не где-нибудь надо выпустить книжку, а в одном из строго определенных мест (в других можно выпустить хоть 8 книг, и никто из профессионалов их не прочтет). Надо ли увеличивать представительство изданий в Журнальном Зале? Что бы Вы включили туда ("Воздух" в этом случае подразумеваем)? Зачем же подразумевать? Не надо. Решение о невключении "Воздуха" в Журнальный зал уже состоялось и, я полагаю (впрочем, не я один на этот счет мои коллеги Данил Файзов и Юрий Цветков провели нечто вроде опроса, http://www.polit.ru/analytics/2007/03/30/vozduh.html), благополучно дискредитировало саму идею: стало ясно, что на действительный уровень того или иного издания возглавляющему проект совету главных редакторов наплевать. Что само по себе, впрочем, не новость, потому что среди благополучно пребывающих в составе проекта изданий есть несколько таких, что без слез читать невозможно, и вряд ли коллеги Василевский или Чупринин придерживаются по этому поводу иного мнения. А если отбор по качеству текстов Журнальный зал не осуществляет, то надобность в нем оказывается чисто технической: удобно, когда на тексты одного автора, опубликованного в разных журналах, ты можешь попасть с одной и той же страницы. Но в этом отношении Журнальный зал проект неудобный и половинчатый: он не дает внешних ссылок (на тексты того же автора в Сети а ведь часто лежат и целые книги, не только журнальные подборки), сортирует критические статьи по их авторам и не сортирует по героям... Поэтому мы построили сайт нового поколения с аналогичными задачами Новую литературную карту России. И вот там увеличивать представительство изданий, авторов, регионов и всего прочего можно и должно. Но не без разбору. Могли бы Вы отметить наиболее яркие поэтические публикации и свежие имена в "Новом мире" за последнее время? Я не уверен, что основная миссия "Нового мира", по крайней мере, в его поэтическом разделе, состоит в том, чтобы предъявлять "свежие имена". Но ежели таковые там появляются, то, по большей части, спустя некоторое время после того, как эти имена появились в "Воздухе" и/или в молодежной поэтической книжной серии "Поколение" (за последние пару лет так было, в частности, с Фёдором Сваровским, Андреем Гришаевым, Юлией Идлис). Да и просто яркие публикации "Нового мира" это, на мой вкус, публикации наших общих авторов, в диапазоне от Бориса Херсонского до Андрея Родионова. Впрочем, есть один сравнительно новый автор, чья "новомирская" подборка стихов 2008 года мне симпатична и обнаруживает, на мой взгляд, значительный рывок сравнительно с позапрошлогодними публикациями, я, собственно, интересовался у автора, не хочет ли он дать часть этих текстов в "Воздух", но оказалось, что они уже "просватаны" в "Новый мир". Речь идет о поэте Андрее Василевском, как Вы, наверно, уже догадались. Достаточно известная ситуация с журналом "Волга" на Ваш взгляд, останется частным случаем или за этим стоит некая тенденция? Поскольку формального вмешательства государственных органов в этот процесс не было, можно ли считать подобный передел собственности признаком разделения внутри писательского сообщества? Мне сложно судить о закулисной и подковерной стороне дела. Но уместно будет напомнить, что это, собственно, не первый, а второй случай рейдерства в литературном журнале в постсоветскую эпоху: в 1996 году был захвачен и уничтожен ташкентский журнал "Звезда Востока" и вот там всё было кристально ясно: погромная статья в центральной газете и решения, так сказать, на правительственном уровне. Ну, а тут мы не в Узбекистане, чиновное начальство остается за кадром... Поэтических журналов, по практически общему мнению, у нас мало. Становится ли нынешнее обилие литературных фестивалей попыткой компенсировать этот недостаток? Вообще, как Вы оцениваете качество этих фестивалей и в чём состоят их основные задачи? Это отчасти продолжение вопроса о том, для кого пишут поэты. Дело в том, что большинство новейших российских фестивалей, проходящих за пределами обеих столиц, адресовано, собственно говоря, местному младшему литературному поколению тем, кто считает себя поэтом или хотя бы примеривается к этому самоопределению. И в этом смысле задача состоит в том, чтобы показать им вживую ярких и интересных авторов из других мест (пусть даже и столь же юных), да и их самих показать приезжающим коллегам и экспертам. Дело это неплохое, но как замена журналу, конечно, не работает, потому что привезти (да еще в отсутствие бюджета) возможно далеко не каждого автора, знакомство с творчеством которого для начинающих обязательно. Тем не менее, какая-то инициация таким образом происходит но стойкий эффект возникает только при условии, что в промежутках между случающимися раз или два в году крупными акциями ведется какая-то непрерывная работа: проводятся встречи, читаются лекции, привозятся книжки, кто-то по одному приезжает из других городов на гастроли... Насколько это эффективно мы видим на примере Нижнего Новгорода, где соответствующая деятельность Егора Кирсанова (Евгения Прощина) привела за пару лет к появлению целой плеяды способных молодых авторов (а уж что из них получится, если получится, зависит от них самих). Другим способом возмещения недостаточного количества изданий, ориентированных на поэзию, становится выпуск альманахов. В частности, вышло уже четыре выпуска альманаха "Абзац". На ваш взгляд, какова потенциальная ниша этого издания и его перспективы? Я вообще с симпатией отношусь ко всему, у чего есть собственное выражение лица. С "Абзацем" это, в общем, понятно: в основе его желание сформировать единую площадку для текстов с той или иной разновидностью идейно-тематического радикализма, но при этом не упускающих из виду собственно эстетические задачи. Это вполне осмысленный ракурс взгляда на современную русскую литературу и, стало быть, вполне полезный проект тем более что мода на радикальный жест налицо, а желающих оседлать эту моду и на её волне впарить публике левой ногой нацарапанный вздор хоть отбавляй. А от альманаха до журнала один шаг, в принципе... Первое десятилетие нового века понемногу заканчивается. Планируете ли Вы некий проект по его итогам? Например, в том плане, в каком "Девять измерений" подводили итоги девяностых? Вообще, можно ли это сделать? Или упомянутое уже упомянутое разнообразие поэтических языков делает невозможным сколько-нибудь полный снимок литературного пейзажа? Мне кажется, что засечка для фундаментального итогового проекта должна быть не формально-календарной, а содержательной. Антология "Девять измерений" появилась тогда, когда поэтическое поколение 90-х перестало быть самым младшим: тут вполне естественно приостановиться и прикинуть общие контуры сделанного. И как раз под задачу полноправной репрезентации разных поэтических языков была придумана хитроумная конструкция этой антологии. В данный момент вроде бы никакого сущностного рубежа мы не переходим а через пару-тройку лет поглядим. Вы многократно говорили о задаче поэзии как производстве смыслов. Но не может ли быть необходимым и достаточным оправданием существования поэзии фиксация изменений, происходящих в языке? В частности, политические изменения часто носят реакционный характер, в значительной мере возвращая общество на пройденные этапы. Язык, однако, ретроградной реконструкции подвержен меньше. Т.е. возможна ли поэзия исключительно как познание современного состояния языка интуитивными методами? Я не вижу здесь противоречия. Познание, в контексте всей этой идиоматики, и есть производство смыслов а никак не пассивная фиксация, для которой у лингвистов есть свои отработанные технологии. И да, познание, в том числе, языка. Можно было бы сказать, что, де, "в первую очередь языка" некоторые декларации, скажем, Иосифа Бродского и Михаила Айзенберга можно понять в этом ключе. Но дело в том, что после Витгенштейна мы не можем не понимать, что любое познание есть в большой мере познание языка, то есть того, как и насколько возможна речь о том, что мы вот сейчас познаём. Так что меня смущают, скорее, "интуитивные методы". Тут мне слышится ненужная настоятельность: кто ж спорит, что любое творчество в высокой степени спонтанно, но это не значит, что в обязанности художника (и поэта в частности) не входит саморефлексия, да и сама интуиция, по крайнему моему убеждению, есть не что иное как интериоризованный (усвоенный и претворённый в неотторжимую часть личности) опыт. А главное возникает подозрение, что под такое определение возможно подвести совершенно любые стихи. Поэтому я предпочитаю говорить о производстве смыслов которые, коль скоро они произведены, могут быть отрефлексированы и предъявлены: вот что нового нам рассказано в этом стихотворении. Отрефлексировать это зачастую не так-то просто. Но так же непросто и всё остальное: читать, писать, любить, жить. 9 февраля 2009 года |