Дмитрий КузьминОпрос журнала «Poetry International»2016 1. Как война повлияла на Вашу жизнь и на Вашу литературную работу? Повлияла довольно непосредственным образом: я уехал из России. И это не столько протест против действий российской власти (которую у меня и прежде не было причин любить), сколько нежелание дышать одним воздухом и стоять на одной земле с теми 80-90 процентами населения России, которые (не вижу причин так уж сильно не доверять социологическим опросам) готовы поддерживать эту власть в самых подлых и самых агрессивных её подвигах. Я не сторонник идеи коллективной ответственности, но мне бы хотелось, чтобы всем любителям кремлёвского фюрера и радостным сторонникам крымского аншлюсса было в ближайшее время очень холодно, очень голодно и очень страшно. Единственная трудность тут в том, что при таком развитии событий никак не удастся сохранить немного хлеба и тепла для тех немногих в России, кто ни сном ни духом за всё это дерьмо ответственности не несёт, а даже суровый ветхозаветный Бог обещал пощадить город ради десяти праведников, что уж говорить про 10 процентов. 2. Каким образом эта война является войной культурной? Как она отражается на отношениях между восточноевропейскими культурами? Проблема ведь в том, что это для украинских коллег суть этой войны во внешней агрессии, и о других ракурсах ситуации они имеют моральное право не задумываться. Мы, русские, отчётливо понимаем, что основная война, которую ведёт сегодня Россия, это внутренняя война, нацеленная на истребление всего живого и осмысленного на собственной земле, и внешняя экспансия не более чем эффективный инструмент этого самоуничтожения. В каком-то смысле российская агрессия от этого ещё опаснее: нереализуемость её заявленных целей совершенно несущественна для её адептов, поскольку настоящие цели в другом месте. Главный враг сегодняшней России культура модерности как таковая, её базовые категории свобода, суверенность личности. И, как следствие, современное искусство, снова и снова задающее последние вопросы про эти базовые категории, испытывающее их на прочность потому что если этим повседневным испытанием, этой проверкой пренебречь, то сила энтропии, как мы видим в сегодняшней России, с ошеломительной быстротой обращает фундаментальные ценности современной цивилизации в труху, в симулякр, в набор пустых форм, сквозь который пропирают «духовные скрепы». Но это не прерогатива России: мы видим, как по другую сторону военно-политического фронта с теми же «духовными скрепами» на знамёнах бьются за позавчерашний день против сегодняшнего популисты из польской власти, пытающиеся запретить вроцлавскому театру ставить пьесу Эльфриды Елинек, и украинские национал-радикалы, ополчившиеся на выдающегося литературоведа Григория Грабовича за недостаточно почтительное отношение к культурной иконе Тараса Шевченко. Что бы про себя ни думали те и другие на самом деле они пятая колонна Кремля. Я говорил про это давным-давно, когда на Львовском форуме издателей молодчики из той организации, которая много позже стала «Правым сектором», пытались штурмом взять театр, в котором проходила презентация первой в Украине антологии ЛГБТ-литературы: есть только два пути на Запад к свободе или на Восток к рабству. И худшее, что сегодня может приключиться с восточноевропейскими культурами, это размежевание по национальному признаку вместо осознания общего врага. 3. Может ли поэзия противостоять пропаганде? По умолчанию в современном мире поэзия обращается к довольно узкому социокультурному слою и это как раз тот слой, который, может быть, в наименьшей степени подвержен пропаганде. Но именно этот слой особенно нуждается в воодушевлении, в индивидуальной и групповой эмоционально-психологической мобилизации. Проблема в том, что это не в одинаковой мере работает в разных культурах. Украинская нация переживает период национального строительства и в ней оказывается возможен Жадан, выдающийся автор-новатор, попадающий в самый фокус общественного внимания (что тоже, конечно, палка о двух концах: социальный вес его публичной роли смещает баланс сил в собственно эстетической полемике, русской поэзии этот эффект знаком по случаю Иосифа Бродского). Русской нации повезло гораздо меньше (хотя это, разумеется, не везение, а стечение различных закономерностей), и выдающиеся авторы оттеснены у неё далеко на периферию общественного сознания, а вся культурная авансцена занята поп-фигурами, в диапазоне от безответственного балабола Быкова до комсомольского зомби Прилепина. И тем не менее: как бы мы ни были слабы сейчас у нас есть своя референтная группа, и мы за неё в ответе. 4. Считаете ли Вы, что поэзия сейчас может содействовать возникновению языка, на котором мы (общество, общества) говорим о войне? На язык-то мы влияем. Вопрос в том, кто на этом языке говорит. Сейчас это не общество в целом и даже не волнующие меня 10% общества, а чрезвычайно узкий круг. Стоит взять чуть шире и оказывается, что в ходу до сих пор язык, созданный полвека назад Галичем или Горбаневской, язык по-своему очень важный и достойный, спасительный для определённого слоя недобитой советской интеллигенции и их прямых потомков, но неизбежно проскальзывающий мимо доброй доли сегодняшних реалий и сегодняшней проблематики. Но в этом уроке есть зародыш позитивной платформы: тот язык, который создаётся сегодня кучкой практических исследователей словесного поля, страшно далёкой от народа, может оказаться востребован и насущно важен на следующем историческом витке, когда сегодняшний морок и угар постепенно начнут спадать с народного сознания. 5. Каким образом поэты могут влиять на течение конфликта, его последствия? Могут ли? Голос поэта (русского уж во всяком случае) немного весит на весах современного общественного мнения. Но даже этот небольшой вес не будет лишним. В главном, однако, мы должны помнить, что и завтра будет день. И в Украине, и в России придётся набраться терпения: ничего не решится в ночь с завтра на послезавтра, острая фаза конфликта может завершиться, но разбираться с последствиями придётся долгие десятилетия. У нас ещё будет, увы, много-много времени, чтобы исследовать и изживать поэтическими средствами травму и вину. 3 февраля 2016 года |