автобус в моей жизни / 15.10.2003
- Дмитрий Кузьмин
Больше всего я любил их в детстве, лет в шесть. Были они тогда (кажется мне теперь) палевыми, цвета топленого молока, с продольными малиновыми полосками, и ходили из нашего мирного Беляева, где я провел три года незаметных, обитая через три подъезда от Дмитрия Александровича Пригова (заманчиво было бы думать, что вид играющего в песочнице меня навеял ему однажды что-нибудь такое...), в какую-то немыслимую даль, к самой Октябрьской площади. На прогулках с мамой я завороженно застывал в самом загазованном месте, на углу Миклухо-Маклая и Академика Волгина, при начале бесконечного пустыря, где я учился стоять и даже ездить на лыжах и где впоследствии построили циклопических размеров комплекс Института Биохимии, и провожал их взглядом, примечая номера, радуясь возникающей за причалившим к остановке молочно-кисельным гигантом минипробке (и, следовательно, была зима, когда проезжая часть советской улицы суживалась из-за сугробов, наметенных снегоочистителями). Однажды мама снизошла и мы поехали на нем, до самого конца, хотя и не до Октябрьской площади, а всего лишь до площади Гагарина, потому что это был укороченный («красный») маршрут, 196к (любопытно, каким образом буковка «к» при номере маршрута, означавшая исходно, надо полагать, именно «короткий», приобрела цветовое наполнение), но зато на этом укороченном маршруте не было как таковой конечной остановки, он разворачивался вдоль путей кольцевой железной дороги и отправлялся назад, так что можно было тронуться в обратный путь, не выходя наружу, не отлипая от прохладного, индевеющего под твоим дыханием окошка. И мы вернулись на прежнее место спустя полтора часа, увидев по дороге много всякого интересного, из которого запомнилось, впрочем, только кафе с интригующим названием «Колобок» (в котором довелось пару раз пообедать спустя много лет, в бытность старшеклассником, в силу того, что в непосредственной близости от него стали меня обучать, в порядке профессиональной ориентации, токарному делу, в меню кафе «Колобок» в самом деле значился «колобок», но ни разу не оказался в наличии, так что пришлось удовольствоваться более прозаическими яствами) да ухабы и рытвины объездной дороги вокруг строившейся станции метро «Калужская» с едва видимым в подступивших сумерках и сквозь смежающиеся веки регулировщиком. Эта поездка на автобусе так и осталась самым запомнившимся культпоходом моего детства тогда как все до единого музеи, зоопарки и планетарии бесследно изгладились из памяти.
К тому времени, когда подросший я стал ездить на автобусе в школу, старые «Икарусы» отжили свой век и сменились новыми, рыжими, а впрочем, по моему основному маршруту бегали, по большей части, звонкие ЛиАЗы, весело погромыхивающие на каждой асфальтовой неровности (особенно если полным-полна медяками железная касса). При большом везении (чаще по дороге из школы, среди дня, когда автобуса приходилось ждать чуть не полчаса, но зато приходил он полупустой) удавалось занять местечко на привилегированном сиденье единственном продольном, от передней двери до кабины водителя: с этой позиции не только лучше была видна дорога, но и удавалось подглядеть к водителю: как у него там лампочки при открывании дверей загораются, как рулевое колесо обмотано какой-нибудь цветной изолентой (по всему видать, такой же предмет личного вкуса и внутрицехового самоутверждения, что и какой-нибудь пластмассовый пупс, установленный перед лобовым стеклом, у самых крутых с подведенной к нему подсветкой)... На кожухе сбоку (дающем, откидываясь, доступ к какой-то части мотора, изредка водитель туда запускал руки чуть не по плечи, но к чисто технической стороне дела я всегда был равнодушен и за этим особо не следил) порой оказывался целлофановый пакет с надломанным батоном, сброшенная лишняя шмотка, газета для чтения в небольшой паузе на конечной (давеча во Франкфурте у водителя небольшого автобуса, курсировавшего между разными павильонами главной европейской книжной ярмарки, привелось заметить в кабине недочитанную «Теорию относительности» Эйнштейна такого в советских автобусах начала 80-х не помню; или я не замечал?).
Дальше были еще: автобус от Вильнюса до Друскининкая жарким августовским вечером, когда я, отворачиваясь в окно от влюбленной в меня девушки, вдруг сообразил, что неправдоподобные чюрленисовские пейзажи писаны с натуры; баварский городок Байрёйт, оставшийся в памяти отнюдь не вагнеровскими сюжетами, а трогательной повадкой местных автобусов, каковые в полном составе собираются на главной остановке каждые полчаса, чтобы в одно и то же время отправиться в путь по десяти разным маршрутам одинаковой продолжительности; битком забитый УАЗик в Нижнем Новгороде, увезший в отдаленный район с многообещающим названием Кузнечиха местного поэта-любителя, на прощанье выразившего свое впечатление от моего первого в жизни гастрольного выступления словами: «Если тебе там в Москве с кем поквитаться надо будет убить или так, припугнуть, ты меня только позови,» об этом автобусе, самом невозвратном из всех, вспоминаю особенно часто.
И, чтобы не ждать, беру тачку от метро.