стол в моей жизни / 1.04.2004
- Юлия Идлис
Начинается от окна и доходит до самых моих глаз. До меня; дальше в этой комнате ничего нет; все заканчивается на мне, на уровне глаз. Огромное пространство разбегается на нем изо всех сил, чтобы его можно было увидеть, и бьет с размаху в переносицу. Это вот глянцевая, скользкая, бесконечная дыра: если смотреть через него, то окно никогда не наступит, так и будет маячить за пределами, как идеальная возможность, идея окна, которую нельзя потрогать руками; да и, в конце концов, что там за окно, обычный прямоугольник света, там время и расстояние, если мысленно протянуть руку, то можно дотронуться ею до такого же мысленного стекла, а потом и сквозь, и можно коснуться чего угодно, но все будет такое же мысленное, скользкое, глянцевое, и не пускать свет. Закрыть шторы.
Я встаю, и он съеживается и притворяется четырехугольным, восемьдесят на сто двадцать. Люди не должны перерастать стол; куда уходит огромное пространство, которое разбегается на нем, когда на уровне глаз? Столько всего: окно становится ближе, но в нем вырастает стекло, которое бьется; улица за пределами доступна взгляду, но за ней другая, которую уже не видно. А ты за границей и вообще исчезаешь, потому что мысленным вещам не место, восемьдесят на сто двадцать.
Например, слово стол, говорит он. Это совершенное слово, единственное число, мужской род, нулевое, именительный, квинтэссенция языка, отсутствие всяких признаков. Переплетение букв и звуков, когда сидишь за ним, что может быть меньше одного слога; что происходит с ним, когда о нем говорят. Если говорить и одновременно касаться рукой, на губах темно-зеленое «о», под ладонью холодноватый глянец. Если сложить их вместе, ничего не получится, они не складываются цвет и холод, или звук и отсвет, даже не соприкасаются, потому что можно только то, что потрогать руками. Я не знаю, что такое «стол», никто никогда не видел. Тебя тоже нельзя, есть только слова буквы и звуки твоего имени, холодные и светлые, шершавые, с острыми краями; воспоминание о тебе, кажется, выгравированное на хрусталиках глаз; взгляд я остужаю о гладкую поверхность, когда становлюсь на колени вместо стула, к столу, на уровне глаз.
Все мысленные вещи кончаются, когда перестаешь говорить и превращаешься в один скользящий зеркальный взгляд. Тогда намного больше и как-то более пусто, потому что ничего нет. Пространству легко разбегаться, соскальзывать, не оставляя знаков. Моя маленькая реальность, холодная и светлая, новорожденная, как и я; крошечная дрожащая невозможность. Когда тебя принесли из роддома, улыбается мама, кроватки не было, и мы положили тебя на стол. Поворачиваю голову и вот, огромное пространство разбегается во все стороны и нигде не кончается, прямое и твердое. Все здесь ровное, лежать и стоять такие же действия, как читать и писать: этому учишься уже от скуки. Одно и то же: лежать и стоять; это значит становиться тяжелее, впускать в себя реальность, выдавливать из себя пространство и слова, воздух и свет, возможность потом далеко за окном взять тебя за руку через границу. Восемьдесят на сто двадцать, гладкий, твердый, прямой; он давит мне на плечи, мне больно и хочется оторваться от него; ты спала на столе всю ночь, улыбается мама, а утром он продавливает меня насквозь, проникает в меня все глубже, вползает под кожу, становится моим позвоночником и затылком, пятками и тыльными сторонами обеих рук, пространство покидает меня и обваливается по краям, и я кричу, кричу, и меня берут на руки, чтобы покормить.