стол в моей жизни / 1.04.2004
- Александр Иличевский
Об одном столе, который был картой0.
В моей жизни не оказалось под руками стола, достойного описаний. (Не считая столового плато Устюрт столь же плоского и обширного, сколь труднодоступного и безжизненного.)
Зато такой стол есть в воображении.
Он серебряный и круглый.
На нем чеканка.
Если смотреть на этот стол из-под купола зала, где он стоял, его можно принять за монету.
Но ни на одной монете никому никогда не приходило в голову вычеканить карту.
Тем более карту мифа.
Того, кто расплатился этой монетой, звали Артур.
Совершенно верно, Король Артур.
Бесценность этого стола вовсе не в его принадлежности, и уж тем более не в весе.
Разумеется, карта исчезла.
Осталась тайна.
Но если быть точным, выяснится: пространство тайны тоже обладает картой.
Причем ничуть не менее бесценной, чем породившая ее утрата.1.
Предмет картографии мера места. Суть власть, завоевание, пусть и бескорыстное. Первое оружие, линейка, собственное тело исследователя; отсюда единица измерения: локоть, пядь, вершок и т.д. Тело мерой прикладывалось к пространству, вписывалось в него. Картограф, возвращаясь из экспедиции нес на своем теле отпечаток пространства, подобно пчеле, несущей след посещенных мест пыльцу. (Кто-то называл Андрея Белого «собирателем пространства», кажется, он сам.)
И вот еще пример. Некая секта йогов раз в пятилетку отправляется искупать отмерять, коленопреклоняясь и распластываясь, свои грехи собственным ростом вдоль русла Ганга, от истока до устья.
Кстати, в точности по Пармениду, по которому «человек есть мера всех вещей».2.
Определение: «картография есть отложение тел на ландшафте» можно развить следующим образом.
Картография суть отпечаток линейки ума и души на ландшафте воображения.
Развить определение, конечно, можно. Тем более, что потом уж дальше некуда... Но прежде следует определиться, что вообще есть карта.
Самое простое: карта есть изобразительный способ переноса пространственного представления на действительность. Подчинение последней воображению; ее моделирование, осмысление, порабощение. (При взгляде на подробную карту местности, в которой вы заблудились, голова распухает куда как шире окоема, и в вас просыпается дух Афанасия Никитина.)
И вот что важно. Карта едва ли не первая в истории человечества фиксация абстракции. Она прародительница отвлеченного мышления, уже со всеми задатками для осуществления власти на всем поле человеческой деятельности (от «мыслю» до «существую» включительно).
Оттого геометрия дочь картографии и есть родительница всей математики. Самой честной из полководцев.3.
Однако, если снова быть точным, можно не только развить, но вообще взорвать такое обычное понятие геокарты. Например, так.
Карта суть изобразительное поле, в усилии представления которого, помимо самого пространства, рождается его метафизика.
Ничего, что данное определение чересчур общо. (Особенно это заметно, если не полениться сделать замену «пространства» на «реальность».)
Определение это разительно самоуточнится, если вдуматься, что метафизика, в отличии от мифологии, которая очевидна, поскольку располагается на самой поверхности карты, ответственна за эстетику воображения.
А именно за отношение: «пространство формы» vs. «форма пространства».4.
Последнее сразу ставит проблему осмысления как места вообще, так и осмысления контура, границы, межи. Причем не столько между областями поверхности, сколько глубины: между видимым и невидимым.
5.
Следовательно, карта нужна для того, чтобы: а) не заблудится внутри себя («Улисс»); б) достичь себя (Землемер К. в «Замке»); в) открыть тайну места посредством отрицания открытия места тайны (Король Артур).
6.
Ergo, владей Александр Великий картой своих будущих завоеваний, он вряд ли бы отправился в Тартар в Персию.
7.
Автор идеальной карты никуда никогда не стремится. Не сходя с места, он нащупывает, интерпретирует пространство шкуру, лоскутное одеяло исторической метафизики, сшитой завоевательной, религиозной и культурной тетивами. Одновременно препарирует, разоблачая, и вносит вклад: в силу принципа Веры, который и отличает состав крови художника.
Его карты выпадают из ранга метаязыковой концептуалистики и естественным образом, описывая захватывающую воображение дугу, размещаются в картографическом реестре как Средневекового, так и Новейшего Времени.8.
И напоследок все-таки зададимся проблемой: почему нет Авалона? Почему ступившему на этот остров полагается осыпаться прахом к не ставшим своим следам?
Не оттого ли, что фиксация в географической реальности Рая уничтожает саму идею блаженного воздаяния: ведь неживое и неподвижное синонимы? Как только вы столбите место, центр устремления тут же исчезает метафизика: работа души над возможностью невозможного, устремляющая ее представление в непредставимое, наличие каковой (работы) и есть главный признак отличающий человека от вещи.
Не оттого ли нет Авалона, что, умножая своими благими намерениями дорожные работы, ведущиеся в известном направлении, пустотный предрассудок взял на себя ответственность сделать его не только модельным образцом общественного устройства, но и что чрезвычайней точкой реальности, в которой с необходимостью исполняются желания. Но ведь уже сама идея существования такой «мертвой точки», в которой более нет движения, где все инстинкты и страсти удовлетворены изощреннейшим ремеслом потребления вплоть до исчезновения влечения, и следовательно, до бесплодия, не только тупик, но и апофеоз порочности.
Если и есть какой-то произносимый смысл Любви он в таких словах, как «жертвенность» и «самоотреченность». Понятия эти определены центробежным характером ее, Любви, энергии. В отличие от центростремительного Эгоизма, который если и дает, излучает то только, чтоб поработить зависимостью от благополучия, только с целью обогащения своего сознавания себя как блага. По этому же признаку и следует, ежели настанет время, отличать Мессию от лже-такового, деяния которого, без сомненья, будут и велики, и благостны.
Но довольно. Потому что если и сейчас быть точным, здесь воспоследует следующая простая ересь.
Не пора ли уже наконец наотрез отказаться от рая земного в пользу рая небесного, подобно Карлу Великому, переплавившему на милостыню серебряный стол Короля Артура, нанесенная на столешнице которого карта как раз и фиксировала в пространстве искомый смертными остров счастливого бессмертия.