сон в моей жизни / 9.09.2004
- Николай Байтов
ЯщерицаГоворят, что старец Хан Со был ещё жив в начале 80-х годов и его можно было найти в предгорьях Тибета (а именно в стране Кам). Говорят, он был монголом. Более того, говорят, что молодой Павич ездил к нему, чтобы беседовать о снах... Честно говоря, мне в это не верится. Если Павич молодой, то когда ж это было? при председателе Мао? как туда можно было добраться в то время? добыть командировку от Тито? (шучу)... Да и на каком языке могли они беседовать? Вряд ли старец Хан Со владел каким-либо из европейских дискурсов.
В моём распоряжении имеется дневник одного хиппи. Он попал ко мне через моего питерского друга, Диму Григорьева. Но, в принципе, я не исключаю, что сам Дима мог собственноручно его написать (т.е. фальсифицировать этот дневник), тем более что он-то уж точно был в тех краях хоть и добрался туда позже, в середине 90-х. Старца Хан Со уже не было в живых, и в дневнике описывается некий его ученик (имя отсутствует), который жил в пещере и половину жизни курил коноплю, а другую половину спал. Проснувшись, он рассказывал своему гостю, английскому хиппи, увиденные сны, а тот записывал... На каком языке он рассказывал? это остаётся такой же тайной, как и в случае с самим Хан Со. Потом англичанин куда-то исчез, а его дневник остался в пещере. Дима, оказавшись там на правах следующего гостя, забрал его и привёз в Питер, где с помощью жены перевёл.
Рассмотрим этот дневник.
Как и следовало ожидать, сны различаются по источнику. Один источник «от земли» (т.е. по-европейски от реальности), другой источник «от неба» (то есть, по-земному, от абсурда). Я, в принципе, согласен с таким различением, тем более что близкий опыт описывает Кастанеда, хотя и в других терминах: он говорит о неких «лазутчиках», которые проникают в наши «земные» сны из других миров. Относительно «лазутчиков» это так и есть, я на себе испытал и могу привести, по крайней мере, два ярких примера. Но дело в том, что «лазутчики» они пришлые, как кометы. Между тем, сама «фактура» сна, его «естественное» течение, бывает разная. И здесь я склоняюсь больше к учению Хан Со, чем к писаниям Кастанеды. Чем задаётся «фактура» сна неясно. Засыпаешь ли пьяный или трезвый... удручённый, униженный своими грехами или воодушевлённый, вооружённый надеждой, может оказаться и так и эдак. Похоже, что «фактура» даётся (или не даётся) именно как благословение «неба» внезапно. В фактуру могут прийти «лазутчики» (приняв её облик) или не прийти, но сама по себе она бывает либо яркая (удивительная) от «неба», либо блёклая, тусклая, дурная от «земли».
Кроме фактуры, я бы ввёл ещё понятие эмоции. Это красочный отсвет, бросаемый сном на сновидца. (Здесь трудно сказать, что первично. Возможно, эмоция, которую душа хочет испытывать, в которую она глубоко погружается, одновременно её порождая, возможно, она и влечёт (призывает) подходящую себе фактуру... Только вот, пожалуй, именно призывает не из себя, а извне...). Разнообразие, тонкая дифференциация эмоций и вместе с тем их глубина и сила, оставляющие ясный, резкий, странный привкус после пробуждения, поразительны. Однако меня лично это наводит лишь на банальное соображение о том, что наша душа во сне более свободна, чем наяву, т.е. сбрасывает оковы топорной, грубой «конвенциональности чувства», которую «явь» нам диктует...В дневнике преимущественно описываются сны нейтральные (хотя и с меланхолическим оттенком). Это понятно. Ученик Хан Со наверняка весьма опытный буддист мог легко отрешиться, я уверен, от «влияний» как «земли», так и «неба». Вот он описывает (один из самых «интересных» оригинальных по «эмоции» снов) своё совокупление с ящерицей, верней, интеллектуальное совокупление. Ящерица была и предлагала себя. А он не был. Она приглашала его быть. Но это всё было неярко, не акцентировано, смазано, безразлично. Предлагала и в то же время не предлагала, оставляла свободным.
«Хочешь быть?»
«А зачем это, в принципе, нужно?» возражал он (умозрительно).
«То есть хочешь или не хочешь? Быть или не быть?»
«Ну, допустим, быть. То есть я должен в тебя войти?»
«Да. Войди! Я дам тебе бытие. Ты не пожалеешь!»
«Да я, в общем-то, и так не жалею ни о чём».
«Ни о чём? Ты такой опытный?»
«Опытный или неопытный мне это всё равно. Мой учитель Хан Со. Он был дурак, осёл, и единственное, чему он смог меня научить, это быть таким же ослом. Мне этого достаточно».
«А ты уверен, что твой путь единственно возможный, что не может быть другого?»
«Уверен? Нет, конечно! Что за чушь! Какой там путь?! Путь может быть абсолютно любой».
«Ну так войди, испытай меня. Я дам тебе, по крайней мере, бытие».
«Войду. Испытаю».
«А ты достаточно напряжён?»
«А... нет».
«Почему?»
«Потому что мне всё равно».
«И долго ты будешь продолжать на этом настаивать?»
«Нет! Я хочу тебя! Хочу скорей войти в твою внутренность, хочу получить бытие».
«Ты так говоришь в порядке (в логике) разговора или ты действительно возжелал меня?»
«О, приди, сядь на мои чресла, я возжелал тебя без всяких там...»
«Нет, это пока лишь красивые слова, искусственно напряжённые. Но я сяду. Я уже сейчас устраиваюсь на твоих чреслах, потому что я авансом готова тебе дать бытие».
И она, ящерица, быстро взбежала на него, и в этот момент Хан Со вздрогнул и проснулся, верней, не сам учитель, а его (безымянный) ученик.
И вот тут-то, как он утверждает, он и испытал настоящее бытие внезапно яркое и долгое-долгое до вечности...
Верится не очень. С трудом. Подозреваю, что сам Дима Григорьев фальсифицировал эту запись, размазав, как говорится, романтические фаустовы слёзы по своей европейской застеклённой физиономии.
Чем-то это всё меня раздражает, а чем непонятно...
Вряд ли буддисты такие. Насколько я понимаю, у них вообще нет этого понятия «бытие». Это вполне европейское заклинание, которое почему-то столь назойливо звучит в этой восточной сказке... А впрочем, нам-то что? И что нам эта блестящая ящерица, мелькающая как молния? Мы с Киясовым сидим, листаем этот дневник, разговариваем. Время от времени выпиваем. Сны нам снятся намного более интересные, отчётливые. Старец Хан Со? Думаю, что всё, что он мог бы нам сказать, ничего существенного нам не прибавило бы. «А ты помнишь мой рассказ Велосипед?» говорю я Киясову. «Помню. Это про римского легионера?» «Да». «Он странный какой-то...» «Так это и есть сон от начала до конца». «Правда? И ты сам его видел?» «Сам. Я несколько раз в жизни описывал сны. Этот один из наиболее ярких... Но я не представляю, откуда он мог взяться! Это представить невозможно. По-видимому, от неба...».