сон в моей жизни / 9.09.2004
- Андрей Тавров
Точка невесомостиМне было пятнадцать, я ехал в поезде «АдлерМосква» и, расположившись на верхней солнечной полке, читал «Короля Лира». За окошком бежали пляжи, и свет тысячи зеркал, разбитых на волнах, освещал купе. Я перевернул страницу, дошел до строчки «Убили...», и тут со мной что-то произошло.
Во-первых, в груди образовалась непонятная, ужасная и блаженная дыра, куда стало втягиваться все, что я только что видел и знал. Мне было страшно, но страх этот не был цепенящим или удушающим. Я думаю, что по смыслу он приближался к рильковскому страху перед Ангелом «Элегий» или библейскому страху-благоговению перед непостижимым и не могущим быть названным Богом.
Во-вторых, он сменился радостным спазмом навернувшихся слез, и это было похоже на бесконечный вдох, или как маятник качается в одну сторону, забыв о возврате, или как бегун на сто первом толчке осознает, что, наконец, оторвался от земли, и именно отрыв был его целью, а не олимпийская медаль.
В-третьих, я увидел, что всегда знал эту книгу и всегда ее любил еще до рождения.Так впервые я столкнулся со странным эффектом, присущим, как впоследствии выяснилось, только первоклассной литературе. Способность текста вызывать вышеописанное состояние я называю «антигравитационной точкой». Каковы же ее свойства?
В «Лире» она не обязательно совпадает со словами короля «Убили мою девочку, как собаку...». Это для меня, едущего в поезде, она совпала. На самом деле она блуждает по всей пьесе, неосязаемая, как бабочка под простыней, под которую она еще не залетела, но обязательно залетит. Она та рыба, которая еще очень далеко, но именно в расчете на нее выстроен весь арсенал сетей. Главное, что текст с ней напрямую связан. Она там есть.
Точка эта обладает странной властью останавливать время.
Точка эта отменяет деление пространства на верх-низ, право-лево, далеко-близко, один-два.
Точка эта лепит из двух снежных пригоршней Жизни и Смерти один снежок, которому нет названия.
Она, будучи совершенно случайной и ни на что не претендующей, не обладающей ни суггестией, ни гипнозом, странным образом зачаровывает тебя на всю оставшуюся жизнь. Ты хотел бы найти ей имя, потому что понимаешь, что назвать ее это слиться с тайной собственной жизни, и тайна эта страшна и прекрасна, как дракон, скала или Бог. И ты ищешь это имя, понимая, что его нет, и это придает смысл всему, что с тобой впоследствии происходит.
И еще власть веса заканчивается. Это миг отрыва. Ты в космосе. В космосе настоящем, а не советско-американском. В Космосе Психеи и «Золотого Осла».Настоящая литература не может быть расположена вне сферы «антигравитационных точек». Там расположена ненастоящая литература. Но сеть, в которую предназначено заплыть золотой рыбке или Левиафану, внешне ничем не отличается от бесплодной сети. Разве что легким блеском, который не взять глазу.
Такая точка снег, смешанный со спиртом, который ест доктор после отъезда Лары, мяч Навсикаи, упавший на кучу листвы, в которую зарылся нагой Одиссей; это надувной матрас с телом Гетсби, медленно дрейфующий в осеннем бассейне; это альпийский паук Ницше, когда того посещает ошеломительное откровение о Вечном Возвращении (во многом благодаря пауку оно ошеломительно, ведь экклезиастова концепция сама по себе не нова); это когда в гости к Моцарту заходит Рафаэль, и гондолы в том году стоят дорого, как у Паунда в «Cantos». Это идея «черной Лолиты» Вадима Месяца и Распятый, не способный себя осязать, у Парщикова в «Другом».Великая литература связана с точкой невесомости как глаз со звездой: неизвестно кто кого создает.
Остальное имитация.
Ибо это точка выхода в реальность, точка пробуждения.
И тогда ясно, кто кому снится: философ бабочке или наоборот.
И лопнувшая сэлинджеровская пластинка, обладая «антигравитационным» эффектом дзенского бочонка с водой, лопнувшего и вытолкнувшего ученика в сатори, вновь пробуждает тебя, и ты видишь весь этот длинный и подробный сон, предшествующий реальности.
И если бы надо было описывать это прекрасное и невозможное сновидение, пришлось бы начать так: Я, Суздальцев (Тавров) Андрей Михайлович родился в 1948 году в Ростове-на-Дону, жил в г. Сочи, учился в Московском Университете... думал, что он бабочка... ощущал себя смертным... думал, что магическая точка реальности может быть потеряна... прочитал кучу чепухи... был счастлив...Впрочем, последнее ко сну не относится.