путешествия в моей жизни / 16.05.2005
- Наталья Ключарёва
Революционные каникулыПоезд «МоскваКиев»
Ночью весь вагон не спит. И стар, и млад бурно обсуждают политику. И только один парень возмущенно рассказывает, как его московские друзья попросили привезти в подарок сало: «У русских железно: раз хохол значит, сало. Я же не говорю им привезите мне пьяного медведя в лаптях , а они сало ! Хорошо еще вышиванку с шароварами не заказали! Я весь Киев обыскал, ну не ем я сала, не знаю, где оно продается!»
Но чаще всего сквозь стук колес до меня доносятся четыре слова: «москали», «бандеровцы», «Ющенко» и «Янукович». Обычно солирует один колоритный пан с усами, как у Тараса Бульбы: «Юлька дрянь! Я ее ненавижу! Но она трибуна! Их трое таких было: Ленин, Троцкий и Юлька! Она как начнет говорить готов замуж позвать собаку! А так я ее ненавижу!»
Пан вообще развлекался всю дорогу. Когда пришли пограничники, весь вагон замолчал и вжался в сиденья. Особенно нервничала цыганка, которая везла четыре огромных челночных сумки. «Это всё мои личные вещи: кофты, юбки, объясняла она таможне, я люблю наряжаться, я ведь женщина!». Наконец хлопцы с автоматами наперевес ушли в другой конец вагона. Пан проскользнул за ними следом. Вернулся с непередаваемо хитрым лицом. И громким шепотом сказал любительнице наряжаться: «Иди, они тебя зовут». Цыганка всполошилась и стала уже всему вагону объяснять про «кофты, юбки, личные вещи». «Да не нужны им твои юбки, перебил ее пан, они тебя за другим звали. Они раскусили, что ты шпионка! Теперь всё, хана. Закуют в наручники и на нары к Януковичу!»
Потом пан добрался и до меня единственного пассажира с российским паспортом. Пан решил устроить мне экзамен по украинскому языку. «Я тоби кохаю» и «обережно, двери зачиняются» я прошла успешно. А дальше пан меня завалил: «Знаешь, что такое помаранчева?» «Нет». «Ты что! Это же сейчас главное украинское слово: помаранчева революция оранжевая революция!»Киев, пять утра
Я вышла из метро на станции «Хрещатик». И остолбенела. Посреди вполне европейской улицы с бутиками и зеркальными витринами горят костры, стоят палатки, между ними бродят небритые люди в камуфляже. Кто-то поет песни, кто-то рубит дрова, кто-то смотрит на прохожих из-за баррикад. Пять утра, а все на ногах. Мне улыбнулся парубок в оранжевой шапке и бушлате. Я его спрашиваю: «Что же вы не спите?» А он улыбается еще шире, разводит руками и отвечает: «РЕВОЛЮЦИЯ!» Это было первое слово, которое мне сказали на украинской земле.
Я стала рассматривать уморительные листовки, которыми по периметру обклеен палаточный городок. Тут ко мне подошел еще один парубок, без оранжевых примет и одетый в гражданское. «Что, говорит, смеются в Москве над нашими треволнениями?». «Да, нет, отвечаю, радуются. У нас там кромешная вертикаль власти. А у вас Майдан Незалежности». «Нечему тут радоваться, говорит парубок Сережа двадцати одного года от роду, никакая это не революция. Это борьба двух кланов, которые для своих целей используют народ...»
И повел меня Сережа по рассветному Киеву. Под крики ворон в синем-синем небе вышли мы к Днепру. И тут парубок вздохнул полной грудью и молвил (оцените, что говорят украинские хлопцы в такой романтический момент: ранним утром с девушкой на пустынной набережной): «Украина великая держава! Во всей Европе нет страны, которая может с ней сравниться! Россия, конечно, тоже большая, но ведь вся Россия отсюда вышла, из Киевской Руси!»Народное творчество палаточного городка
Парубок Сережа проводил меня обратно к помаранчевому лагерю и, раскланявшись, нырнул в палатку с надписью «Донбасс за Ющенко». Кстати, сам парубок родом из Донецка.
Рядом с шахтерской стояла радикально разрисованная палатка с табличкой: «Художники за Ющенко». Но самое сюрреалистическое «за» выглядит так: «Ющенко, Чечня с вами». Меня поразило до глубины души.
На стендах вокруг городка много очень хороших фотографий. Особенно запомнилась одна: ряд занесенных снегом омоновцев и напротив заснеженные оранжевые. А между ними замерзший (даже на фотографии видно) священник благословляет и тех, и других. Руки красные, на бороде мокрый снег, лицо суровое, как у ветхозаветного пророка.
Еще на Майдане процветает искусство карикатуры. Например, Тимошенко в виде Жанны д'Aрк, привязанная к костру. Янукович с Кучмой подкидывают вязанки «дел». И подпись: «Плохо горит. Сырое все. Интерпол, подкинь дровишек!».
А вот несожженная Тимошенко яростно указывает маленькому испуганному Путину на курятник: «А вы, полковник, отправляйтесь на скотный двор, курей щупать!».
Весь палаточный городок по периметру исписан стихами. Почему-то в основном по-русски. Трогательное признание в любви Украине, которое начинается словами: «Я не ем сало и не ношу шаровары... Я украинец?» Там тоже есть про стихи: «Здесь на деньгах не президенты, а поэты. Здесь девушки читают в метро и пишут стихи на парах по термодинамике... Я украинец!!!».Революция в резервации
При свете дня святая святых помаранчевой революции выглядит уже не романтично, а как-то удручающе. Мимо лагеря торопятся хорошо одетые киевляне. В сторону палаток они даже не глядят. На лицах выражение скуки: «Достал меня этот зоопарк, я вот на работу опаздываю, а они там тяжелый рок слушают» (с припевом «Ющенко! ТАК!»).
Другая категория туристы. Этим, наоборот, интересно. Тыкают пальцами, фотографируются на фоне плакатов, беззастенчиво разглядывают обитателей палаток, снимают на камеры. Сейчас, когда опасность штурма миновала, в Киев понаехали целые толпы жизнерадостных европейских пенсионеров. Для них это в меру экстремальный туризм, а революционный Майдан главная достопримечательность.
Очень резкий контраст между богатой толпой и заповедником, где заросшие щетиной люди греются у костров и отсыпаются в грязных палатках после ночного дежурства.
Весело выглядит подземный переход под Хрещатиком: дорогие магазины, «Мумий Тролль» из динамиков мяучит что-то про морскую капусту, а наверху палатки и костры.Помаранчевi пiснi
Около палаток очень много музыки. Вот дедушка играет на деревянном ксилофоне песенку «про улыбку». Вокруг дети с оранжевыми шариками. А рядом, чуть не плача, стоит, покачиваясь, парень в камуфляже и с ленточкой «ПОРА» на рукаве. Он слушает так проникновенно, как у нас подвыпившие люди с неспокойной биографией слушают «Мурку» в ночном переходе метро, заплатив сто рублей измотанному скрипачу.
Музыку революции уже вовсю продают. Называется «Хит з Майдана» (там тоже есть песенка про улыбку) или «Помаранчевi пiснi». Один диск стоит 20 гривен. Дикая смесь из начитанных под непритязательный компьютерный бит лозунгов, народных песен и кавээновских розыгрышей.
Революция вообще уже разошлась на сувениры. Все лотки в Киеве завалены оранжевыми шарфами, шапками и футболками с надписью «Свободу не спинити!» Зато продати. И очень даже неплохо.
На улицах постоянно попадаются то улыбающийся негр в оранжевом шарфе, то растерянный (видимо, отбившийся от своих) китаец в шапочке с портретом Ющенко. А в витрине одного оружейного магазина стоял настоящий рыцарь с алебардой и в латах. На железные плечи накинут оранжевый дождевик.В заповеднике
Внутрь палаточного лагеря проникнуть очень сложно. По периметру стоит охрана, на импровизированных КПП, наспех сколоченных из перевернутых скамеек и строительного мусора, требуют аккредитацию, которую выдают где-то на другом конце Киева, да и то уже не выдают...
Но я в лагерь попала без проблем. А все гарны хлопцы! Но обо всем по порядку. Уже ближе к вечеру я в очередной раз обходила территорию заповедника. Меня подозвал какой-то сказочный оранжевый дед с той стороны баррикад и, попросив огоньку, стал с шутками и прибаутками сватать палаточным парубкам. Парубки сначала стеснялись, а потом разошлись, и мы с ними подружились.
Хлопец Ваня из Винницы провел меня через охрану и потащил на экскурсию по палаточному городку. Первое, что я там увидела, это свадьба. Жених в бушлате, невеста пьяненькая, но зато в настоящем белом платье.
Ваня говорит: «У нас тут кожний день свадьбы. Недавно грузин с украинкой поженились. В палатках познакомились, он по-русски ни слова не знает, по-украински токо «незалежность». На Новый год к ним в палатку Саакашвили приезжал, подарил путевки в Сухуми...».
Я наивно спрашиваю: «Как же они общаются?» Тут в разговор вступает солидный человек из штаба: «Эх, дивчина, язык любви и свободы он для всех един!»
(Мы проходим мимо плаката: «Бог един, Украина тоже едина!»)
«У нас тут, как в Ноевом ковчеге, продолжает человек из штаба, все города Украины представлены, очень много людей из Грузии, делегации из Белоруссии, Канады, Италии, Швеции, из Австралии приезжали недавно».
Всего в палатках на Хрещатике живет около четырех тысяч человек. Русских в лагере не обнаружилось. Правда, как сказал веселый дядя из охраны, русские приезжали на Новый год, «приникали к ограде, жали руки, чуть не плакали, просили хоть какой-нибудь клочок оранжевого на память о свободе. Туговато у вас с демократией, да, дивчина?»
(Мы проходим мимо плаката: «Пункт обмена американских валенок на наколотые апельсины».)
Мы с Ваней хором: «А глаза-то лубяные!». И смеемся. Но серьезный человек из штаба шутить не расположен: «Вот всi брехают, что нам тут деньги платят. Мы тут совершенно добровольно. Это вопрос не денег, а морали. Понимаете, мы приехали сюда (за свой счет!) со всей Украины. Мы бы не простили себе, если бы остались в стороне и отдали Украину уголовнику. А если вы есть хотите ласково просимо в нашу полевую кухню, наколотые апельсины усе пожрали, а вот борща на всех хватает!»
Полевая кухня находится в жарко натопленной палатке, тьма, как в преисподней, и толпа невидимых людей движется в разные стороны, покрикивая: «Обережно, борщ!».
Насытившись, население палаточного лагеря бежит на дискотеку. Здесь non-stop играет музыка те самые «Хиты з Майдана»: «Понятиям Ни! Ни брехнi! Ющенко да!» и «Разом нас богато, нас не подолати!» плюс медленный танец: «Ще не вмерла Украiна». Под музыку танцует разношерстный народ. За оградой стоят туристы, щелкают фотоаппараты...
«Весело у вас», говорю. «Весело, соглашается Ваня, только очень уже устали. 28-го, когда стало известно, что Ющенко победил, такой салют устроили, круче, чем на Новый год. Но сейчас, когда эйфория прошла, мечта у всех одна: отоспаться».
«Что же вы домой не разъезжаетесь? говорю. Ющенко ведь уже выбрали вроде как» «Та, Янука перед этим тоже вроде как выбрали. Мы здесь до конца будем, до инаугурации. Мало ли что».
В палаточном городке работает психолог. На палатке намалевано: «911. Служба спасения». Я думала, жалуются на усталость. Оказалось нет. Психолог усмиряет тех, кто рвется в бой. Уговаривает не поддаваться на провокации, так как от бессонницы нервы у многих сдают.
«Недавно подходили к нам прихiльники Януковича, рассказывает Ваня, стали матом нас ругать, кричать: «А ну, выходи!». Ну, мы и вышли. Они спужались и в подземный переход сховались. Даже флаг свой побросали».
Иногда недоразумения случаются и с киевлянами. «Некоторые подходят, ругаются, что весь Хрещатик им загадили. А мы что, мы дальше сидим. И будем сидеть, пока Ющенко не станет президентом. Когда еще такое будет: пожить в палатке на главной улице Украины. Потом внукам буду рассказывать», говорит Ваня, прощаясь.
Вышла я из лагеря на праздничный Майдан. Елки, петарды, электрические гирлянды... А посреди всего этого веселья стоит маленькая такая старушка и, плача, читает «Отче наш», протягивая в толпу бумажный стаканчик из «Макдоналдса».Одесса, семь утра
Старушка покупает хлеб в ларьке, говорит по-русски: «Милочка, можно мне вон тот батончик!». Продавщица, подбоченясь: «Вот вы всю жизнь прожили, что же вы думаете, я вам после этого хлеба не продам?! Конечно, можно!»
Палаточный городок в Одессе тоже есть, только маленький три палатки и бело-голубой. Под навесом ящик для сбора денег с надписью: «Братья и сестры! Жертвуйте на палаточный городок!». У ящика сидит цыганенок с серьгой в ухе и совершенно остекленевшими глазами смотрит в пустоту. Будто всю ночь злоупотреблял наколотыми апельсинами.
Правда, днем цыганенок воскрес. Я его видела уже на вокзале, он вместе с бойкой старушкой встречал московский поезд и совал всем приезжим газетку: «Вы за Януковича? Нет? Ну, все равно почитайте!»
А вечером на одесском майдане тот же цыганенок читал, изгибаясь вокруг микрофона, гражданский рэп с припевом: «Ненавижу апельсины! Как они мне надоели!».
Апельсины в Одессе тоже продукт символический, но совсем по другому поводу. В свое время эти фрукты спасли Одессу, как гуси Рим. Местная оранжевая революция случилась, правда, несколько столетий назад. Император Павел I за что-то невзлюбил Одессу и «перекрыл молодому городу бюджетное финансирование». Город пришел в полный упадок. Тогда одесситы собрали три тысячи апельсинов и послали их Павлу. Император объелся апельсинами и сменил гнев на милость, послав Одессе порядочную сумму. Теперь в центре города стоит памятник апельсину. Так что про ненависть к апельсинам это они погорячились.Одесский трамвай
Здесь люди никуда не торопятся. Вагоновожатая толстая нервная девочка лет семнадцати в майке с Че Геварой и седовласый флегматичный кондуктор через остановку выходят перекурить. На кишке едет штук пять мальчишек. На остановках слезают и тоже курят. Где-то в середине маршрута толстая девочка куда-то уходит, унося в руках целый лоток пирожного «Картошка». «Долго ли стоять будем?» спрашивает дамочка, по виду приезжая. «Долго понятие относительное. Кому-то и целая жизнь недолго», назидательно отвечает ей одесская старушка.
Я вышла из трамвая, купила кофе в ларьке. Стою, озираюсь по сторонам. «Что, говорит кондуктор, который тоже курит у вагона, не туда заехала?». «Да я вообще никуда не ехала», отвечаю. «А-а-а, художница?» «Ну, типа того...» «Правильно, одобряю».
Тут вернулась толстая девочка с Че, уже без лотка и не такая нервная, дожевала последнее пирожное и завела трамвай. «Лидюся! Я в запой ухожу!» крикнул ей кондуктор и, помахав рукой, отчалил в сторону ларьков. Девочка-вагоновожатая кивнула, закрыла двери, и трамвай тронулся...
На Майдане я видела сценку, которую поняла только в Одессе. Любопытная толпа глазеет на листовки. Вдруг прокуренный бас откуда-то из-под локтей: «Это шо за палатки? Шо за люди? Чиво сидят? Чиво хотят? Им шо, жить негде?» и в толпу ввинчивается маленькая всклокоченная старушка с папиросой в зубах. В толпе смешки и возгласы: «Проснулась!» и «Доброе утро!» А оранжевый революционер с той стороны баррикад ласково так спрашивает: «Бабуль, ты, я чай, из Одессы!» «Из Одессы не из Одессы, а ты отвечай, когда тебя старая женщина спрашивает: шо вы тут сидите? Шо безобразите?» И революционер с бабулей вступили в долгую дискуссию. Я тогда не поняла: почему из Одессы? Теперь понимаю. Да, точно, из Одессы!Революция по-одесски
Здесь кажется, что киевского майдана и всех оранжевых страстей не существует. Правда, Золотой Дюк стоит с заклеенным лицом. Подойдешь поближе и оказывается, что товарища Ришелье залепили стикерами за Януковича.
Видела я здесь на второй день и прихiльников Ющенко. Они шли по улице, размахивая оранжевыми флагами, и почему-то все (человек пять) были одеты в костюмы Деда Мороза. Похоже на процессию кришнаитов.
Рядом со мной на светофоре («светлофоре» по-украински) остановилась бабушка с внуком. Он ее подначивает: «Ну, давай, ты же за Ющенко!» Бабка, озираясь: «Да я боюсь...» «Ну, давай, пока нет никого!» И бабка на всю Ивановскую (т.е. Еврейскую): «Ющенкоооооооооо! Урааааааааа!!!!!!!!!!» Кришнаиты с другой стороны улицы машут ей флагами: «С Рождествоооооооом!!! Урааааааааа!!!!»В палаточном лагере на площади перед администрацией царит оживление. Вытащили телевизор и всем скопом смотрят «Ночь перед Рождеством». Разговоры соответствующие: «Юлька она нечисть, ведьма оранжевая!» (на экране как раз ведьма из трубы вылетает). «А Ющенко он и есть антихрист, сатана. Он даже, когда присягу давал, левую руку на Библию положил, а Библию-то ему подсунули ненастоящую, на ксероксе отпечатанную!»
Под аккомпанемент «Ночи перед Рождеством» Ющенко превращается в настоящего демонического персонажа. Бабки, перекрикивая друг друга, рассказывают леденящие душу подробности его биографии: «Да я своими глазами видела, как он ребенка взял и в костер бросил!» «Одно слово: фашист! черт! бандеровец!»
Но одесские старики (а из молодых в лагере только тот цыганский рэппер, ненавидящий апельсины) настроены дать решительный отпор нечистой силе. «Он Одессу растопчет, если его сюда допустить. Но не на тех напал! Мы его сами здесь растопчем, дьявола!» говорят мне хором Юрий Михайлович с Молдаванки и Ганна Степановна с Пересыпи. А узнав, что я из Москвы, пламенно обещают «отбить Одессу у фашистов, как в Великую Отечественную»: «Одесса любит русских! Мы же братья! Мы всегда будем открыты для русских, даже если вся остальная Украина пойдет дерьмо вычищать из американских сортиров! Мы будем, как Куба остров свободы, городом свободы!!!»
Если Ющенко и компания в Одессе персонажи демонические, то про Януковича здесь ходят настоящие святочные рассказы: «Он сирота, так плохо жил в детстве, мачеха его обижала, голодал, скитался, никто его не любил, не жалел, он даже пошел в пруду топиться, уже и камень на шею приладил, но один добрый человек мимо шел, на счастье, спас его, вытащил нашу надежду!»Просто Одесса
Бомжиха на Приморском бульваре просит деньги с таким экзистенциальным вызовом: «Верите в Бога? Тогда подайте!» И все безропотно подают. Один только дед ей перечит: «Пусть, говорит, Бог сначала мне пенсию заплатит. Я тебе тогда платье куплю!» «Нужно мне твое платье, гордо отвечает бомжиха, сам носи! Ишь ты, у Бога он пенсию получает!» «Убого, еще как убого», качает головой старик. Тут они и помирились, на почве обоюдной нищеты. И долго о чем-то беседовали, сидя бок о бок на скамейке, заклеенной стикерами «За Януковича».
Революция перемогла. Жизнь продолжается.