зима в моей жизни / 24.02.2006
- Некод Зингер
Зимняя сказкаЭх, было время, говорят, в древнем Городе на Оби! И солнце всходило, и радуга цвела, красила нежным цветом стены Центрального горисполкома, выплескивала свои незамутненные скепсисом чистые цвета, принесенные свежим ветром с полей Хорезма, на лотки колхозного рынка, на клумбы Первомайского сквера, орлило днeвное светило над миром в сером храме оперы и балета, пели птицы, сдобно улыбались сибирячки, подпевая пернатым друзьям, мол, один раз в год сады цветут, припекало пионеров с пионами, ойф дер припечек, пылали закаты, сияли жарки-огоньки в перелесках, все было когда-то. Но студеные вихри враждебной пропаганды ли, заговор ли челюскинцев, поди разберись только занесло все белым снегом наглухо, сковало льдами застойными, вернулось великое оледенение, тихая, холодная война. Зима в городе новой Сибири круглый год, и никуда ты не денешься весь мир под снегом, Дания тюрьма, у их, слышь, снежная королева всем заправляет, Ебипет город мертвых, наши в турпоездке видали, жуть. У нас хоть тихо, как в сугробе, слава те, осподи.
Уделом жителей миллионного города стала зимняя спячка. В природе в это состояние обычно впадают подкормившиеся с осени бурые медведи, но тогда речь идет уже о полной отключке с залезанием в берлогу и понижением температуры тела. От таких крайних мер горожане по большей части отказывались. Даже нагуляв достаточное на двух топтыгиных количество жира, они не решались занять пассивную позицию и ждать милостей от природы. Но, сохраняя внешнюю подвижность, они пребывали в состоянии приятной, непреходящей, как сама зима, полудремы, перенося спячку на ногах. В отличи е от австралийцев далекого прошлого, живших в сновидениях, эти удивительные люди всегда грезили, бодрствуя, сдавая нормы ГТО и соревнуясь на телеконкурсах спортивных семей кто быстрей и кто сильней, собирая в цехах телевизоры «Изумруд», за что люди ценили их труд, производя несметные киловатты электроэнергии и борясь с бюрократической волокитой, решая проблемы воспитания, лечения и питания и украшая Затулинский жилмассив, чтоб стал он зелен и красив. Легко заметить различие между сновидением и грезой. Первое, свойственное австралопитекам и медведям, является почти полным эквивалентом художественного кинофильма с сюжетом, доступным пересказу. Вторая же предполагает полную размытость границ и представлений и характеризуется убежденностью грезящего в твердости его двуногой позиции.
Да и сам я, вопреки изменившейся географической парадигме своего бытия, не предаюсь ли доныне по врожденной привычке кисло-сладким грезам о потерянном времени в компании бородатых мальчиков и лысеющих девочек?Однажды в студеную зимнюю среду я из дому вышел.
Всю ночь шел снег, начавшийся еще с вечера, но не со вторника, а, кажется, за несколько дней до этого, или, если мне не изменяет память, метель продолжалась уже не один месяц и год. Так или иначе, снегопад не прекращался и в то утро. Снег был и сверху, и снизу. Сугробы прямо от двери норовили поглотить всякое живое существо, пытающееся проложить себе путь среди этих полярных дюн. Дворник Илья Ильич, упираясь всем телом в огромное скребло, пытался сдвинуть снежную гору, и ругательная, плохо артикулированная речь его тонула в мягкой, сотканной из пуха и воздуха среде.
Ларочка Алиева, проживавшая со мной в одном подъезде, утонула, сделав четыре шага. Мысленно призывая псов святого Бернара, я с неимоверными усилиями вытащил ее верхнюю часть на поверхность и уже собирался приступить к искусственному дыханию, когда инженер Алиев, отец обморочной, высунулся из дверей и, бормоча что-то о мокрых ногах, о тяжелом воспалении легких, потянул свое чадо в подъезд, осуждающе глядя на меня белыми, залепленными снегом очками. Что за чудо эти снежные сибирские зимы, эти стылые молочные кисели, обволакивающие индивидуума и общество белым броуновским движением своих частиц! За околицей снег принял меня в свои объятья, поглотив только что находившийся тут, буквально в нескольких шагах, отчий дом о пяти этажах. Вот солдаты проплыли брассом, погруженные по плечи в зыбучую манную кашу, лиц не разглядеть, ушанки на носы надвинуты. Плывут корабли снежной пустыни привет мальчишу! Дедушка Мороз тихим ангелом пролетел на своей тачанке, запряженной снежными барсами. По замерзшей январской реке, где-то у воображаемого млечного горизонта, качал головою белый медведь в штанах, поторяя: «Белу Оризонти город моей мечты». Я брел в полусне, по бездорожью, с белой маской незрячего педантичного божества на неоформившемся детском лице, с белой сыпучей бородой, с белым горбом занесенного метелью ранца за спиной.
Мир, распавшийся на молекулы восстановленного молока, кружился со всех сторон. Призрачное свечение тонущих в мареве фонарей обозначило млечный путь Советской улицы. Белая фигура возникла из небытия, сослепу уткнувшись в меня огромной сахарной головой. Ездра-книжник!
Уроков не будет! сообщает он. До пятого класса. Фколу занесло.
Ты домой?
Не-а, Ездра расплывается в блаженной улыбке. У меня тридцать копеек законных на завтрак. Я морофеное есть пойду! Пофли вместе!
Какое сейчас мороженое!
Я тебе говорю! У фонтана всегда продают. Пофли!
Нам бы твой железный организм! Смотри, не превратись в Снегурочку!
Мы разбрелись в разные стороны, мгновенно потеряв друг друга из вида. Направо за угол вползла снегоуборочная машина, и я машинально последовал за ней, на ходу соображая, что двигаюсь в направлении кинотеатра «Пионер», что у меня в кармане двадцать копеек, что детский билет стоит только десять, что первый сеанс всегда в девять, а мне, кажется, одиннадцать лет, то есть я могу купить два билета и на законных основаниях отсидеть два сеанса, прежде чем надо будет возвращаться домой.Я вваливаюсь в широкие сени кинематографа, отчаянно отряхиваясь и топая валенками. Над кассой расписание: в девять и в десять тридцать «Джунгли» (Англия, 1943). Непередаваемая радость охватывает меня радость узнавания. Через какие-нибудь двадцать минут в маленьком зале стемнеет, и на экране в теплом красноватом свете, таком верном, появится старая книга в бордовом переплете, трогательная дарственная надпись от союзников-англичан советскому народу, на исцарапанной временем пленке возникнут из тропического марева слоны, с одного из которых спустится молодая красивая леди, чтобы послушать захватывающий рассказ о мальчике-волке. Касса уже открыта, и я протягиваю в окошечко свои двадцать копеек.
Повезло тебе, паренечек, говорит кассирша. Уже думали сеанец отменить. Снег такой кругом... откуда зрителя взять? Скажи спасибо солдатикам если б не ихний культпоход, не видать бы тебе Маугля, как своих ушей!
Я готов их расцеловать. В зале я сажусь впереди всех. Свет гаснет, и начинается фильм. Хорошо вот так сидеть в занесенном снегом кинотеатре и смотреть вместе с вечно живыми фильм про животных, про сокровища города мертвых, про мальчика из Сионской стаи.
Мы с тобой одной крови, ты и я! улыбаюсь я в темноте. И с тобой, рядовой Зингер, герой эпического народного полотна, и с тобой, юннат Зингер, читающий книжку про кольцо царя Соломона, спящего тревожным сном в своем сионистском далеке, и со всеми далекими и близкими Зингерами, с его спутниками и наставниками, с рыбами, дремлющими подо льдом, с мухами, забытыми между оконных рам, с бабочками, преющими в кукольных домиках, с медведками в норах, с норками, нашедшими успокоение на плечах скованных морозом барышень, с медведями, сосущими лапы в берлоге, с лягушками во льду и пауками в янтаре, со всем зверьем полевым, птицами небесными, ископаемыми, кишащими в вечной мерзлоте.
Я знаю, что стоит мне обернуться и я увижу пустой зал, покинутый моим прошлым. Но пока я смотрю на экран, где с ветки на ветку скачет Маугли, чья набедренная повязка и смуглая кожа напоминают мне о жидком гриме для невольника из оперы «Аида», которым я стану по прихоти зеленого Джузеппе, этого старца Сусанина, заманившего нас, евреев, в египетский огород, пока я не отрываю взгляда от зачарованного сада, оно остается здесь, со мной. Аморфность времени позволяет мне оставаться здесь всегда, до двенадцати, но там, снаружи белый снег, ветер не ветер, какие-то ультракороткие волны мягкой невесомой памяти, по которым я неизбежно поплыву дальше, утопая в этих волнах, утопая в этих волнах.