Кино в моей жизни / 31.10.2006
- Александр Дашевский
Между янтарем и авангардомВ «Иллюзион» можно идти от метро, завернув за угол, протиснувшись меж квадратных серых колонн, образуемых узким, будто наспех выдолбленным, а не построенным проходом под домом, чаще не ехать, чем ехать на троллейбусе, подбрасывая себя в нужном направлении (толпа отъезжающих посматривает на часы и прохожих, бредет по пятачку остановки, являя собой пример толпы в толпе).
Историческое место и ландшафт подслащивают ожидание, билет в кино торчит или не торчит из кармана, ветер выглядывает подобно маятнику, облака размером с кошку проплывают возле полупустых балконов, раскиданных по полутьме узких вечно юных высоченных доходных домов. Здесь были зима, весна, лето и осень, кино для всех с шумом птичьих крыл и уборкой снега и даже трубачом у врат зари иногда возле скромной благодати пирожковой.
Откуда ни возьмись пахнет вишней, да и погода ничего. Клиент сидит спиной к окну в недорогой парикмахерской, собираясь высунуть руки из-под полотенца и почесать нос и бровь, горячая вода греет кран, вот-вот пойдет грибной дождь, парикмахерша, отложив машинку, говорит по красному телефону с неестественно длинным проводом, радио громко поет «Лаванду», мгновение успешно остановлено, полудрагоценная ткань витрин укутала духи, гитары и кроссовки.
В «Иллюзион» можно идти другой дорогой, вниз по холму, мимо трех капитальных ремонтов, железа, с искрами и визгом кусающего камень, лютиков на задворках двухэтажного особняка купца Чернолаптева, Среднегрязевских конюшен, ливня возле булочной, в которой продают хороший хлеб, и выключенной поливальной машины с плюшевым облаком над водительским креслом.
Уже сверкает тяжелая узкая река за поворотом, огромные двери у подножья Прекрасной высотки ведут к крошечному кинотеатру с ярким соком в неоднократно перестраивающемся буфете. Экран временно безмолвствует, шуршат бутерброды на бумажных тарелках с оборками, бумажные стаканчики весело хлюпают, и, хотя Гойко Митич еще не ускакал, как следует, вдаль, Терехова уже сидит на заборе, слушая прибытие поезда. Но вот какая-то кнопка переключает режим хлеба и зрелищ дает звонок, вырубает свет и врубает проектор. Билетерша, что-то шепча, закрывает дверь.
Честно говоря, хороший фильм можно снять про что угодно. Семь чеканных фраз и он станет культовым (хотя достаточно и пяти), а умелый монтаж сделает из него кино. Все работает на результат, подчиняясь нехитрым аксиомам кинематографической физики в довольно тоталитарной империи замысла. Цифровая вода ловко споласкивает аналоговый виноград. Все схвачено цвет, размер, прозрачность, белый пудель на спичечном коробке злодея, переводная картинка над краном школьной подруги героини, писк комара на заднем сиденье.
Любое кино оказывается фильмом про дорогу. Вернее, так: любое кино сделано из первофильма про дорогу, украшенного добавками, определяющими размах и жанр. Мелькают спектакли у обочин, дорога толкает вперед и мешает пройти.
Февраль. Сугроб дотянулся до щита с афишей. С двух сторон расписание сеансов. Кинотеатров штук сто, хотя кажется меньше. Подходящих меньше, конечно, но все равно афишу приходится обходить несколько раз, по три-четыре раза пробегая строки между «Янтарем» и «Авангардом». Можно пойти в «Ударник», но тогда опять придется долго идти по мосту, уворачиваясь от холода и метели.
Лето. Завтра мы идем в зоопарк. А пока я поднимаюсь на четвертый этаж общежития, держа на вытянутых руках взятые на ночь видак и телевизор. Восемь кассет подмышкой. Две до рассвета, одна после. В девять его нужно отдавать. Я спускаюсь с четвертого на второй этаж, открываю плечом дверь и вхожу в комнату коменданта. Он ставит телевизор на пол и запихивает видак в сейф.
Ну как?
Спасибо, здорово.
Я протягиваю ему два пульта и пожимаю руку. Пульты ныряют в ящик стола, я иду на четвертый этаж спать. Я просыпаюсь в два и еду домой звонить.
Соскучилась?
Ага, чертовски.
Полдвенадцатого. Есть время, мы медленно идем к кинотеатру; едим малину из газетного кулька. Мокрый кусок газеты пахнет малиной. Наш трамвай подъезжает к остановке, но сейчас он нам не нужен. Как в метро, мы ныряем в прохладный кинотеатр. Есть еще несколько ягод в кульке. Я покупаю билеты. У кассирши кипит чайник, греется на плитке бульон и играет радио.