Деревья в моей жизни / 7.03.2007
- Александр Уланов
Интересно, как бы об этом написал Андрей Болконский с его дубом. Или Будда. Но, скорее всего, внезапных перемен нет (или они непрочные). Если что-то и появляется постепенно и медленно, и только потом вдруг обнаруживаешь себя там. Задание в третьем классе по природоведению: срезать ветку, поставить в воду и записывать, как на ней появляются листья. Потом ветку стало жалко, и она была воткнута в землю в углу газона. Сейчас она выше соседнего пятиэтажного дома.
Дерево как любой другой предмет? не столько отражение моего внутреннего, сколько голос самостоятельного существования, идущий ко мне. Старый осокорь у озера, в несколько обхватов, выгоревший и выгнивший изнутри так, что там может встать в рост несколько человек, держащийся ни на чем, на какой-то тонкой полоске вокруг коры, и продолжающий зеленеть. Смогу ли я так? Хороша древесная кора страна сухих русел и холмов, богатая формами и безжизненная, скрывающая течения из земли к небу.
На дерево с не слишком высокими наклонными ветками всегда хочется влезть что мы с тобой и сделали в Харбинском ботаническом, и лежали на ветвях, греясь на солнце, как змеи, к восторгу раскатавшей хобот и обсасывавшей нас черной бабочки, к удивлению ходящих внизу китайцев.
Дерево с деревом образуют лес, а это предмет первой необходимости. Не то чтобы лес моя колыбель и могила лес; и от деревьев хочется к книгам и компьютеру; и за самым интересным, за проявлениями сознательного и индивидуального, не на поляну идти. Но необходима некоторая жизнь, спокойная и продолжающаяся, разнообразная, не навязывающаяся, но порой обращающаяся то ящерицей, то кувшинкой. Мое дело смотреть и слушать, но и текст дело смотрения и слушания, так почему бы не поучиться? Жизнь дарящая землянику или теплую воду озера, но ведь все самое хорошее просто так. Жизнь, не слишком мной интересующаяся, не мной начавшаяся, не мной заканчивающаяся. Предлагающая всё новые и новые формы, в которых можно заблудиться, не только среди оврагов, но и среди капель на паутине. Основанная на каких-то совсем иных, не моих, но тем более интересных принципах. Неплохи тут и развалины, но в России интересных развалин мало.
В человеческих предметах порой слишком явно видна цель их создания, и это сужает спектр идущих от них ассоциаций. Для чего тополь? явно не для обеспечения кого-то древесиной. Он просто есть, в своей готичности или перебегающем по пуху огне. Пластичность сосны прямой вслед дождевой капле, изломанной вслед молнии.
Или просто тепло деревянной щепки в руке.