Деревья в моей жизни / 7.03.2007
- Ганна Яновская
Пейзаж с проявляющимся деревомНеплохая часть моего дошкольного детства прошла в старом странном доме, в квартире на первом этаже (но на высоте второго). Двор тогда был огромным замкнутым пространством с лавочками, сараем, погребом, там же ребята играли в футбол, теряя мяч в глубоких окнах подвального этажа; по дому вился дикий виноград, а вокруг бомбоубежища росли вишни. При большом желании в бомбоубежище можно было заглянуть сквозь решетку и увидеть скобы-ступеньки, ведущие вниз. На деревьях иногда обитали белки, питающиеся вишневыми косточками.
Так выглядела внушительная часть моего жизненного пространства, не считая более отдаленных «сада» и «того двора».
В нашем дворе было что-то. Во второй половине весны на асфальте вдруг оказывались рассыпанными мелкие продолговатые красные колбаски, похожие на ягоды. Их хотелось собирать и сделать из них что-то красивое и хорошее (что именно, я кажется, так тогда и не додумалась). Потом к ним добавлялись желто-сине-зеленые сережки побольше. После дождя от этого всего в воздухе стоял великолепный запах, свежий и горький.
А еще пахли жесткие и липкие оранжевые почки, которые тоже откуда-то сыпались на землю вместе с сережками. Если взять такую в руку, потом долго липнет и пахнет тоже горько, только чуть теплее похоже одновременно на табак и гречневую кашу.
А иногда так же ниоткуда возникали длинные гроздья мелких зеленых горошин естественно, лучшего игрушечного гороха не придумать...
А еще иногда под ногами появлялись блестящие листья с большим узлом на черенке. В узлах сидело что-то мелкое, серо-белое и крахмалистое наверное, тля. Я не могла точно сказать, с какого дерева падают такие листья.
Однажды я спросила, кажется, у старшего брата об этих листьях. А может, и еще о чем-то из того, что я описала. Он подвел меня к толстому дереву, которое росло посреди двора само по себе, выворотив корнями пласты асфальта. И сказал, что это тополь и листья с сережками берутся от него.
В общем-то, я сейчас понимаю, почему тогда его не замечала. Тополь не дает такой тени, как большинство деревьев. У него тень не широкая и развесистая, а длинная и довольно узкая.
Я посмотрела вверх и ничего толком не увидела. Все было высоко, вдалеке поблескивали листья, ветки прижимались друг к другу, и где на этом дереве растет горох, было абсолютно неясно. Так же неясно было, каким образом на это дерево можно взобраться как-никак, в книжках пишут, что по деревьям принято лазить. Толстые продольные ребра коры не давали никакой возможности опереться рукой или ногой.
Так же точно невозможно было разобрать, где на дереве пух ведь из зеленых горошин уже совсем под конец весны начинает лететь пух. Мне в детстве это явление нравилось, и я не могла понять, почему пух не используют, например, чтобы делать нитки он же вата ватой. Мальчишки развлекались поджиганием пуховых куч, мне это казалось чем-то неправильным несправедливым, что ли. Когда воздух наполняется летающими предметами снегом, листьями, пушинками, как-то понятнее становится наполненность атмосферы. Ведь у того, кто не побывал в безвоздушном пространстве, где-то в глубине души все равно остается понимание воздуха как «пустоты», «ничего». И вот к этой пустоте, как краситель в биохимическом эксперименте, кто-то подмешивает мелкие хлопья и они оседают на дно медленно, тормозя по дороге.
Те тополя, которые я видела и могла рассмотреть, в основном не осыпались загадочными предметами и не пушили. Например, те, которые растут по проспекту, которым я девять лет ходила в школу. По одну сторону дороги, вдоль ограды стадиона, ряд высоких и мощных (издалека, правда, все равно похожих на прутья гигантского веника). По другую, вдоль проезжей части, тополя попадались кое-где, маленькие и чахлые.
Не так давно я наблюдала пуховую бурю возле одной из донецких шахт. Воздух кишел пухом, траву было еле видно из-под белого покрова, каждый шаг поднимал маленькие вихри под ногами. Тишина и безлюдность буднего полдня усиливали нереальность картины. И я тоже не заметила тогда тополей. При том, что точно помню кругленькие клены, под которыми лежал густой пух. На земле белое, легкое и мягкое, должно быть, уравновешивало незримое присутствие черного, тяжелого и твердого под ней. Волшебство не пропало, все-таки больше всего изменяют пространство невидимые деревья!
Народная поэзия придает тополям некое символическое значение, но связанное больше с высотой и стройностью; в тополь во многих сюжетах превращаются молодые красивые женщины. Длинное, узкое дерево на ровной местности видно издалека. А городской тополь тоже может быть в некотором роде символом. Деревом, которое придает нешироким ходам каменных лабиринтов особый оттенок, может, даже смысл, и при этом не выставляет себя вблизи напоказ. Исчезающим элементом пейзажа, проявляющимся на расстоянии. Наверное, как определенного вида талант.