Война в моей жизни / 22.06.2009
- Владислав Поляковский
Маленькие строчки памяти: могила для одного солдатаКто стрелял? Три застекленных ящика криминалиста, три хрустальных гроба.
Александра Петрова, «Мишень как точка зрения»
В апреле 1998 года журнал Time опубликовал список из 100 самых влиятельных персонажей ХХ века. В списке был ровным счетом один человек, чье имя никому не было известно. Неизвестный бунтарь.
5 июня 1989 г. фотограф Ассошиэйтед Пресс Джефф Виднер, стоя на шестом этаже гостиницы «Пекин», посмотрел в окно и сделал фотографию, в следующие несколько суток облетевшую весь мир и напечатанную тысячами газет и журналов: простой китаец неопределимого с такого ракурса возраста, в черных брюках и белой рубашке, с какой-то нелепой авоськой в руке встал перед танковой колонной и в течение получаса в одиночку сдерживал ее продвижение. Имя и дальнейшая судьба одинокого бунтаря неизвестны.
Я плакал, когда читал это, правда, плакал. Бесчувственный, бесчеловечно жестокий героизм. Сила смерти и сила жизни, противопоставленные друг другу, как два великих вектора: жизненная энергия, сила, и безответственная ненависть к собственному роду, слабость к самому себе.
У меня, как и у многих, наверное, моих сверстников, никогда не было отца; он погиб на войне в Афганистане за несколько месяцев до моего рождения, самостоятельно записавшись на фронт добровольцем. Я вырос холодной и бесчувственной свиньей.
В детстве я все время терзал мать вопросами про смерть и почему нужно умирать, а заодно почему так много легальных способов ускорить этот процесс умирания, начавшегося с рождения, а вот самоубийство все осуждают. История, такова наша история, наш сюжет. А можно его изменить? Ну, ведь бывает же так, в книгах, в кино, когда герой меняет сюжет в свою пользу? Нет, есть определенные исторические закономерности.
Самое скучное занятие истории, которое перепадает на долю безусых коротко стриженных лаборантов, выявление исторических закономерностей. Любому настоящему историку, будь то Буркхардт или Хейзинга, Бродель или еще живой Сигурд Оттович Шмидт, и так все давно понятно про закономерности. Они печальны и безысходны. Человечество пустое множество ублюдков, совершающих одни и те же приятные его природе ошибки с массовым уничтожением собственной части: это вроде гусеницы, гибнущей как самостоятельное существо, давая жизнь собственной прекрасной и беспечной бабочке. Чтобы кому-то прекрасному было беспечно и хорошо, кто-то мерзкий и уродливый непременно умирает. Вообще-то я прекрасный и беспечный, но с радостью умру вместе со всеми мерзкими и уродливыми. Они никак не желают приносить себя в жертву ради чужих бабочек; вот и я не хочу быть бабочкой. Да и не бабочки это вовсе: это деградация, обратно - в куколку. Бабочка это смешной китаец с авоськами, вышедший на дорогу перед танками, сам ошалевший от испуга: это не смелость, это вообще совершенно необъяснимый обычным понятийным аппаратом поступок, что-то из другой жизни, вне Земли. Это гораздо стремительнее и беспощаднее каких-то черных радуг Арто и даже гарпий Габриэль Витткоп. А что еще остается маленькому обычному человеку, а это, как правило, именно маленький, беспомощный человек, когда им двигает что-то, гораздо большее его самого, мира вокруг, войны и насилия, большее даже человеческого идиотизма-в-любой-ситуации?
От отца у меня остались: кепка, ремень и черно-белая фотография его с каким-то приятелем. У меня не было возможности обсудить с ним исторические закономерности, различия в текстах Герарда Реве на английском и голландском, эстетизацию насилия, гендерную проблематику и целый ряд других, не менее важных вещей, которые, должно быть, так интересно обсуждать со своими мудрыми и адекватными родителями. Я привык не думать о нем, как не думают о погоде в ноябре или тринадцатой зарплате в госучреждении. Почему-то некоторые последние тексты Львовского вызывают у меня стойкое желание проконсультироваться на их тему с кем-то, чье место должен был бы занять он; теперь я занимаю его сам для себя, разделяя себя на самого-себя и себя-Другого, сам для себя оказываясь бесконечным взрослым и вечным ребенком, пронзительным учеником, призванным перевернуть рано или поздно мир, и безразличным ко всему учителем, уже поставившим его на место. Даже не проконсультироваться, а отчетливо знать, что он есть, пусть и где-то, не здесь, и он является неотъемлемой частью этих текстов, их субъектом, эритрейским богом войны, командующим шестьюдесятью легионами ада принцем, полузаметным привратником на границе видимого и второго миров. Где эта Вальгалла, где этот Сидх (Ши), куда уходят потерпевшие поражение в человеческих войнах, в этом сложном и многомерном процессе, наряду с любовью считающимся одним из двух важнейших, изобретенным человечеством, понятий? Почему у человечества такая убогая фантазия и полное отсутствие воображения? Риторические ответы.
На самом деле у меня осталось лишь три вопроса к этому человечеству, на которые оно, возможно, может дать мне ответ. Что движет голосом Рене Флеминг и светом с картин Тёрнера, заставляя их завихряться, разделяя сущий мир на молекулы тонкого, лишенного огранки воздуха, так болезненно ранящих сознания, как будто целые пласты ненужного мяса-опыта срезаются с собственного смешного до колик черепа? Какими чернилами нарисована гексаграмма Арто на его черном, жужжащем метафизическом теле, состоящем из бесконечного множества букв, сбежавших со страниц посмертно изданных книг и собравшихся в едином порыве сознания в человеческую почти фигуру, покрывшую собой полмира? В каком мире, в чьем сюжете, за что погиб мой отец в их Афганистане, и почему не нашлось ни одного Пьера Гийота, чтобы написать об этом?