«На крутом, лобастом мысу, будто вытряхнутые из кузова, рассыпались десятка два изб, крытых колотым тесом и еловым корьем, это кержацкое село Вырубы».
Так описано место действия повести Виктора Астафьева «Стародуб». И уже в этих нескольких строках видно то, что характерно для прозы В. Астафьева: суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов несут в себе своеобразие и колючесть всего, рожденного глухой тайгой, будь то ствол дерева, изба, людской характер, со всеми сучками и задоринками, с иглами, с почвой.
Из самой сибирской глуши возник материал повести. Еще далеко до революции, ничто не нарушает оцепенения застылого края. Сумрачные староверы, спрятавшиеся от мира за лесами и дикими скалами да еще друг от друга за тесаными заборами. Еда и молитва. Ничего больше не нужно. Неподвижная злобная жизнь. Приди сюда голодный запрут ворота, не услышат стука, не протянут корки хлеба. Стань чуждый человек рядом с вырытой могилой подтолкнут, землей забросают и опять запрутся за заборами: молитвы творить. Выбросила река с разбитого плота чужого парнишку убивать грех, а вот спихнуть его, покалеченного, беспамятного, на плотике обратно на пороги тут греха нет: бог, если захочет, спасет. И совесть чиста. Волоком тащат десяток здоровых мужиков одного малого человека на верную смерть, а он хватается за чужой берег разбитой, раздавленной рукой, где на месте пальцев торчат ослепительно белые косточки. Только Каторжанец Фаефан спас мальчишку от божьих людей. Так остался в Вырубах чужой человек, прозванный Культя, Култыш.
Как удалось В. Астафьеву воссоздать этот ушедший, почти невероятный для нас звериный мир? И как удалось ему не оглушить, не подавить читателя беспросветностью этого мира?
И в том и в другом прежде всего помогает сама могучая сибирская тайга. По тому, как входит в нее человек, сразу видно, живой ли он или мертвая у него душа. Для староверов тайга как еще один забор, ограда от людей. Они и сами ее боятся, но трусливо, исподтишка стараются урвать, что могут, без разбору, без понятия. Так жесток к природе Амос, сын Фаефана. Еще подростком, еще даже не по злобе, а потому, что ему все равно, ему тут ничего не дорого, он может убить соболюшку, когда у нее дети, а сама она еще не выкунела, и никакой корысти от нее ему нет. Понятно, взрослым он станет жесток сознательно, уже разберется, что надо убить сперва детеныша, а потом мать: она в его руках, от детеныша не уйдет. Да еще будет гордиться: человека не перехитришь! И каков человек ко всему живому в тайге таков он и к людям.
Да, охотник Фаефан, Култыш тоже убивает, иначе в тайге не проживешь. Но это честный, равный поединок. «Неписаный таежный закон... давал право жить и охотиться только тому, кто знал тайгу, умел, когда требовалось, трудиться до последнего вздоха, гнать зверя до того, что в глаза наливалась кровь и сердце отказывалось работать». А главное, охотнику тайга теплый, любимый дом, ему многое говорит каждый стебелек, трепетание берестинки на ветру. Он подолгу не видит людей, и река, лес, зверь, понимаемые с полушелеста, полушороха, для него то друзья, то враги, то собеседники, живые и равные. С Фаефаном входит в суровый колорит повести первая светлая краска вот это ощущение живущей, дышащей природы. А дальше, с Култышом, приходит и чувство прекрасного.
Это уже совсем здесь непонятно и невиданно. Мальчишкой он «в вешнее разноцветье... заваливал всякой цветущей всячиной избушку». И сватать Клавдию он не пойдет без цветов стародуба в руках ярко-желтых цветов с горящей, точно уголья, сердцевиной. А чтоб скорей расцвели они, не дождется он солнышка, опускается на колени и дышит на каждый стебелек, подгоняя его. Стародуб так назвали цветок люди, пришедшие в край кедрачей и пихт оттуда, где росли дубы и яблони. Это память о светлой родине, огонек нежности и любви. Не только в честь цветка названа повесть. Что-то от этого огонька есть и в самом герое Култыше.
Он одинок. Его приемный отец Фаефан умер. Клавдию выдали замуж за Амоса. Староверы, которые едва не убили Култыша в детстве, еще долго считают его «поганым» и если и пускают в избу, то пить дают не из своей, а из кошачьей посуды. Но среди зверства и дикости Култыш сохраняет любовь к красоте и доброту к людям. И в голодное время он выручает деревню, отдавая жителям всю свою охотничью добычу, по-глупому, как они сами считают, «за так».
Передать выпукло свет и тени В. Астафьеву удается и благодаря богатству интонации, свободному выбору средств. Общая ткань повести очень плотный, насыщенный реализм. Но, рисуя озверелых, бесчеловечных кержаков, писатель резко снижает стиль, возникают неприятные натуралистические подробности. С появлением любимых героев прежде всего Култыша все преображается, светлеет. Порою автор сознательно выходит за рамки сдержанного реалистического повествования. Музыка каких-то охотничьих легенд, сказаний звучит в сцене сватовства Култыша: он идет к своей невесте с цветами в руках прямо по бурлящей реке, сквозь ледоход, среди черных молний, рвущих яростные льдины.
Головокружительная схватка человека-песчинки, мураша, с этакой бешеной силищей, победа человека над нею, этот гимн человеку еще долго гулом отдается в ушах, и уже никакие уродства и злобствования старообрядческого села не подавляют читателя, не создают в книге мрачного, безысходного настроения.
И в том, как умирает герой, скажется, что он за человек. Подробно и безжалостно описывает автор ошалелое предсмертное кружение Амоса по равнодушной страшной тайге. Хорошие люди, они, конечно, тоже умирают, но так просто, незаметно, естественно, как мечтал о том когда-то автор «Трех смертей», как умирает дерево, единая часть неумирающей природы: без трагизма, без себялюбивого надрыва. Поэтому самая смерть, самое умирание даже не описано, с большим тактом писатель прибегает здесь к целомудренному умолчанию. «Когда наступил рекостав, Клавдия... поехала в Изыбаш попроведать охотника. Култыш лежал на нарах в чистой рубахе. В изголовье у него слой мха и пихтовых веток... В руке Култыша вместо свечи цветок стародуб... Осиротела охотничья избушка. Но осталась в ней истопля дров, узелок с солью, коробок спичек... Приходи, добрый человек, занимай всегда открытую охотничью избушку. И уловишь ты неслыханный запах цветов, услышишь, как призывно шумит в горах осиротелый Изыбаш!..» Самая мысль о смерти вытесняется ощущением красоты и непрерывности жизни.
Правдиво и мужественно показал В. Астафьев трудный быт забытой богом и людьми глухомани сибирской. И лишь слабой ниточкой в будущее тянулась принесенная Фаефаном с каторги, от «бунтовщиков», мысль, что придет когда-то на землю перемена, станут люди лучше.
В повести «Перевал» В. Астафьев снова рисует сибирскую деревню: та же глушь, тоже и трудно и голодно, а дышится легче. А главное, уже нет той отрезанности, разобщенности, затерянной звериной берлоги. Нет тех неодолимых заборов между людьми. Когда Илька в детском озлоблении чуть не убил мачеху, все соседи сбегаются на помощь. В голодное время Ильку подкормила, пристроила к делу грубовато-добрая тетка Парасковья, бывшая партизанка.
Скалы перестали быть оградой от враждебного мира. Раньше, если по реке принесло к кержакам мальчишку, это уже дурное знамение, от него спешат отделаться. Теперь река стала связью с огромной и не чужой страной. Дальними весточками доплескивает сюда какая-то добрая и светлая жизнь. Иногда приезжают студенты-горожане, и к ним тянется вся деревня, бабы, ребятишки. Уже вместо знакомой с детства песни «Александровский централ» поет Илька новое, задорное «Нас утро встречает прохладой».
Главное нет того душного зверства в обычной повседневной жизни. Удирает Илька из дому после стычки с мачехой зол на нее, а все же сапоги одни на всю семью не взял: ей нужнее. И по тому, насколько душевно легче читать вторую повесть Астафьева, заново ощущаешь, как же бесчеловечна, противоестественна была жизнь Вырубов, встающая со страниц первой повести «Стародуб». И понимаешь необыкновенно ясно: да, о Вырубах стоит писать, иначе не оценить, какую громаду подняла, какую наледь растопила революция.
В книге нет высоких слов о грандиозных свершениях революции. И все же она постоянно здесь. Простота и гуманность ее первых шагов, когда нужно и важно сразу все: и построить колоссальный завод и взять в добрые руки этого неприкаянного мальца, который уже кидается на людей и думает жить один на острове, бог весть чем питаясь. Это время, когда чуть не единственными представителями новой жизни могли оказаться в глухой деревне простые полуграмотные сплавщики или лесорубы. Но самое замечательное что они действительно приносили свет новых человеческих отношений, новое, советское входило в их обычную жизнь. Они переворачивали жизнь одинокого мальчугана просто, хотя бы тем, как они принимали его в рабочий класс. Это было очень торжественно, хотя его «ФИО» и «соцпроисхождение» преисполненный необыкновенной важности сплавщик Дерикруп записывает всего-навсего в графу наряда «Колич. куб. др-ны». Недолго пробыл Илька со сплавщиками, но многое увидел и понял впервые.
Разве не чудо, что люди вшестером переспорили бурную реку, оседлали ее, запрудили, заставили ее саму расчистить огромный затор из бревен у самого опасного и непроходимого порога!
А урок умной самоотверженности, когда бригадир умело спасает одного из сплавщиков на бурлящем перекате, а Дерикруп кидается на помощь безрассудно, не умея плавать, и только дает другим еще работу спасать и его. Не всякому удается рано понять, что самоотверженность без ума и уменья немногого стоит.
И даже просто уроки ведь парнишке надо идти в школу, и мужики по-своему, коряво, неумело, учат его считать, один рассказывает об Украине, другой как партизанил в гражданскую...
Ильке повезло. Ему не пришлось, как Култышу, умереть в одиночестве, не видя настоящих людей. Обе повести В. Астафьева как будто на одном материале, выросли на одном месте, но от одной до другой пролегла целая эпоха. И то общее, что в них есть, только заставляет реальнее ощутить всю огромность свершившегося.
В «Перевале», как и в «Стародубе», есть светлые пунктиры, намечающие будущее. Автор на миг приоткрывает то, что Ильке еще неведомо: что это ради него сплавщики надрывали спины, сплавляя бревна к большим стройкам; что в этих суровых местах откроют целебные источники, «появится зелень, утесы прорежет дорога», иным станет родной край.
Устремленность в будущее заставляет писателя вырываться из описываемого времени, забегать вперед, она становится тем невидимым стержнем, который объединяет все произведения В. Астафьева.
Третья повесть «Звездопад» как будто далека от других по материалу. Это уже Отечественная война, и дело происходит даже не в Сибири, а в Краснодаре, хотя герой по-прежнему сибиряк. Но это тот самый мир, к которому устремлено было движение двух предыдущих повестей. Это не значит, что все стало идеально и легко, ведь автор берет трудное военное время. Но душа человечья распрямилась, расправилась, она чистая, незамутненная. «Звездопад» это удивительно лиричная история очень простой, обыкновенной любви девятнадцатилетнего Мишки-Михея, который еще смущается, задавая девушке «смелый» вопрос: «Как вас зовут?», который наивно пытается разыгрывать небрежность, а если она, Лида, не обращает на него внимания, сам не знает, что сделает: «Окно разобью, лампу, а может, и зареву». Нет, это не идиллия со счастливым концом. Любовь обрывается горестно и бесповоротно. Они только успели нескладно, неумело объясниться, а назавтра ему уходить из госпиталя на фронт. И все. «В книгах часто случаются нечаянные встречи, а у меня и этого не было». И от того, как просто, обычно это описано, вдвойне впечатляет то благородное, высокое, что приоткрывается нам в человеческом сердце. Что-то новое появилось в людях, что заставляет отказаться от единственной любви, что дает силу выстоять, когда любимая женщина хочет удержать, укрыть тебя от долга всеми неправдами. И самое высокое мужество вспоминать о потерянной, единственной любви, о разлуке, оставившей шрам на всю жизнь, не с отчаянием, не с обидой и злобой на весь мир, а со светлой печалью. Ведь все хорошее, даже если оно было недолгим, хранится и живет в душе, согревает сердце, как свет далеких, уже померкших звезд.
Несколько рассказов, помещенных в той же книге, значительно слабее. Тут нет новой, выношенной писателем, дорогой ему мысли, каких-то по-своему увиденных, впервые поднятых пластов жизни.
Автор взял ситуации, которые драматичны сами по себе, какой бы человек в них ни оказался. Женщина принимает на себя все презрение односельчан к сыну-предателю; связист гибнет, налаживая провод под пулями; бабушка и внучек не боятся немцев, стоящих в их избе. Автор понадеялся, что ситуация сработает сама за себя, и не осветил изнутри характеры героев, не нашел того неповторимого, что отличает каждого из этих людей от всех других в том же положении. Вот почему рассказы воспринимаешь как что-то знакомое, не раз уже читанное. Им недостает открытия, находки, какой-то «особинки».
Хочется отдельно сказать несколько слов о языке книги. У писателя под руками коренные, глубинные пласты свежего народного языка. И он умеет черпать из этих россыпей удивительно полнозвучные, полнозначные слова. Думается, что ему нужно только остерегаться перейти какую-то грань, не увлечься погоней за «почвенностью», словесными узорами. Временами у В. Астафьева проскальзывают отголоски так называемой «орнаментальной прозы» двадцатых годов Но в целом у В. Астафьева живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз (стоит вспомнить его пейзажи, какой-нибудь смородинник «в черных, будто чугунных, каплях», тени от прибрежных скал, отливающие на быстрине «блеском глухариного крыла»). Цельность, единство мысли, образа и языка вот что привлекает в повестях молодого писателя.
Новый мир, 1962, №7, с.255-258.
|