Общежитие? Ну как же, комнатки где-то на Стромынке, нехитрое студенческое жилье... Сразу и в голову не приходит первое значение; общежитие житье среди людей, с людьми.
Леонид Завальнюк помнит это. Герои его «трое флибустьеров»: пятнадцатилетний Родька Муромцев, его старший брат, Костя, и их отец.
Муромцев-старший столько времени азартно корпел по вечерам, делал проект на конкурс. И вот ответ: «Уважаемый тов...» И так далее. И выясняется: проект опоздал к сроку и не рассматривался вовсе. Все труды зря.
« Они тебя уважают, сказал я, вот тут написано. Это же очень важно.
Еще бы, сказал папа. Уважение на полу не валяется. Уже ради этого стоило стараться.
Что-то я не вижу, чтобы ты особенно горевал.
А что толку? Ты думаешь, если я буду горевать, от этого что-нибудь изменится?
Счастливая натура, сказал Костя, хотел бы я иметь твой характер.
Ценное признание. Уже ради этого стоило стараться. Как ты считаешь?
Возможно, сказал Костя. Но не слишком ли много набирается вещей, ради которых стоило стараться?
Ты прав, сказал папа, таких вещей действительно много...»
Родька с отцом впрямую беседуют о жизненных сложностях. Нет здесь нудных назиданий. Ничего не навязывать! Все равно чужой мудростью не проживешь. Вот пример. Родька хочет выручить свою подружку Лигию ей очень нужно подарить матери ко дню рождения туфли. Родька просит у отца деньги в долг. Отец не одобряет, иронизирует: богатый мальчик дарит бедной соседке обувь. «Ты подумал, как это может быть воспринято?» Но Родька обещал. «Разве я просил... когда-нибудь? Но мне нужно. Понимаешь ты нужно! Один раз в жизни, может быть, нужно». И отец согласился. Отказать, запретить этим ничему не научишь. Человек ко всему должен прийти сам. Пусть пробует, ушибается.
Чем сложнее жизненный узел, тем осторожнее, ненавязчивее помощь отца. Понемногу накапливается душевная зрелость. Подросток начинает ощущать: он причастен к общей жизни, он в ответе за все.
Хочется вспомнить недавно изданный у нас талантливый роман современного французского писателя Эрве Базена «Ради сына». И здесь главное отношения отца с сыном. Напряженно и терпеливо отец завоевывает себе в сыне друга. Тревожно и чутко рождается между ними понимание и близость. Написаны книги в очень разной манере. У Базена исповедь отца, у Завальнюка рассказ сына. У Базена тонкий психологический анализ своих и чужих душевных движений (герой еще и педагог). У Завальнюка короткие зарисовки событий, сценка, диалог: подросток «мыслит конкретно», выхватывает только «самое интересное». Картинки чаще всего яркие, живые, написаны легко и остроумно. Характер при этом порой приходится домысливать. Иногда недосказанность эта «запланированная», ведь тут двойное ограничение: форма дневника да еще восприятие подростка. Родька может рассказать об отце лишь так, как он, мальчишка, его видит и понимает. Однако и за пределами его видения мы ощущаем напряженную внутреннюю жизнь Муромцева-старшего (иногда, впрочем, мы должны верить автору и на слово). Но главное различие между двумя книгами глубже. Роман Базена кончается падающей, замирающей нотой. Сын, который был так трудно завоеван, уходит. Заводит свою семью, свое гнездо. У отца отнят смысл жизни. Конец книги, как осенний дождь. Все глуше, сумрачней. Книга названа удивительно точно: «Ради сына». Только ради сына жил мосье Астен. И когда пришел черед сыну начинать самостоятельную жизнь, для отца это оборачивается трагедией. Самоотверженность, самоотдача красивая вещь, но если это гибель личности? А может быть, так и надо? Сильное чувство требует человека целиком? Ответом служит повесть Леонида Завальнюка. Здесь тоже отец и сын близкие, друзья. Но не ценой растворения, поглощения одного человека другим. Отец дорожит сыном, но этим не исчерпан его мир. Этот мир немыслим без людей, без того дела, которому Муромцев отдает столько увлечения, мыслей, души. И потому повзросление сына для отца не трагедия. Повесть кончается совсем иной нотой. Отец с сыном встречаются на улице независимо: каждый идет по своим делам.
«Папа улыбнулся. Ах, дети, дети, сказал он. Совсем от рук отбился, босяк. На, держи! Он щелкнул меня по носу и засмеялся».
Они и дальше останутся спутниками и товарищами. Вспоминаешь итог книги Базена, и свежо и молодо вдруг звучит старая, обыденная, почти банальная для нас мысль: насколько же богаче, сильнее человек, который живет не только личным счастьем.
Знамя, 1965, ╧12, с.247-248.
|