Эдварда КУЗЬМИНА

Светлана — твой друг

Н. Артюхова. Светлана.
М.: Детгиз, 1955.

Э. Кузьмина. Светя другим:
Полвека на службе книгам

    М.: ИД ╚Юность╩, 2006.
    Обложка Вадима Калинина
    (по мотивам М. К. Чюрлёниса)
    ISBN 5-88653-079-7
    С.88-90.
    /Раздел «В ответе за всё»/



            Эта книга названа коротко и просто — «Светлана». И самое главное, самое интересное в ней — образ Светланы, сложный, жизненный и правдивый.
            Мы встретим Светлану тринадцатилетней девочкой, и перед нами пройдет пять лет её жизни, тот «трудный возраст», когда человек растёт и меняется на глазах, впервые вступает в большой мир, открывает многое в людях, в себе самом.
            Начало повести застаёт Светлану в переломный момент её жизни. В её сожжённую, разрушенную деревню пришли наши воины, те, кого здесь ждали с горячей надеждой и любовью.
            Самое страшное в войне не разрушенные дома, а разбитые судьбы. Земля залечит раны, пожарище зарастёт, дома отстроятся... Но эти детские глаза без улыбки! Как вернуть Светлане детство, радость, семью? И вот девочку увозят в Москву, где начнётся её новая жизнь... Долго ещё война будет напоминать о себе: невольным чувством тоски и одиночества, взрывами отчаяния, отказом учить немецкий язык, самые звуки которого растравляют недавнее горе Светланы. Но и в детском доме и в школе ее окружают заботой, вниманием, у нее находится всюду много друзей. И в этой атмосфере любви и сердечности девочка понемногу оттаивает, отогревается.
            В жизни бывает так, что большое личное горе озлобляет человека. Он замыкается в своём несчастье, как бы отгораживается им от людей: «Я вам не мешаю, и вы оставьте меня в покое!» И человек уходит в свои переживания, и горе его никогда не утихнет, потому что он отвергает помощь людей.
            Светлана не замыкается в своём горе. Оно сделало её взрослее, серьёзнее, но в то же время сердечней, мягче, научило её быть чуткой к чужой боли, чужому страданию. И не случайно к светланиной помощи обращается директор детского дома в трудную минуту, когда бессилен даже опытный педагог. Двух малышей из детдома разыскал их отец. Но у него изуродовано, обожжено лицо, и дети испугались, не узнали отца. Надо помочь человеку в эту горькую минуту. Трудно вспоминать о своей собственной беде, трудно говорить о ней с незнакомым, но Светлана не думает о себе, она хочет, чтобы горе не коснулось этой чужой, так неожиданно соединившейся семьи. Она говорит отцу малышей: «Я знаю, что мой папа погиб. А какое было бы счастье, если бы он вернулся вот так, неожиданно!..» «По-твоему, счастье вернуться таким, что родные дети шарахаются?!»
            «Да, счастье! — крикнула Светлана. — Для меня это было бы счастьем!»
            Она помогла отцу и детям преодолеть скованность и напряжённость первых минут. И целая семья была, в сущности, обязана своим счастьем этой маленькой, но взрослой девочке.
            Да, Светлана становится взрослой. Всё больше зрелости появляется в её мыслях и поступках, шире и глубже становится её внутренний мир. Кем она станет, что будет делать в жизни? Вот один из крутых поворотов её судьбы.
            «Класс — это парты в три ряда. За каждой партой сидят девочки — твои товарищи... Класс — это учитель за столом... Учитель рассказывает, его слушают... И вдруг класс как будто повернулся на 180 градусов. За партой сидят маленькие девочки и смотрят на тебя с ожиданием, а ты, большая, стоишь за столом учителя».
            Правда, здесь Светлена ещё не учительница, она только отрядная вожатая. Не простой, не лёгкий это путь: ведь характер у неё не такой уж ровный и выдержанный, какой нужен для того, чтобы воспитывать людей. Недаром учитель в школе говорит ей: «Экий у тебя характер континентальный!» И всё-таки Светлана поступает в педагогическое училище, потому что для неё самое интересное — люди, их характеры, мысли, их внутренний мир. И вот перед нами новый поворот судьбы: Светлана едет вожатой в лагерь. Теперь «на её попечении 146 ребят — 146 поводов для беспокойства».
            Вот Светлана разговаривает в лагере с пионером, которого надо отучить ругаться. Она спрашивает мальчика: «Ведь ты никогда не слышал, чтобы люди, которых ты уважаешь, говорили такие слова? Разве твой папа так говорит?» И вдруг неожиданный ответ: «Папа говорит». И Светлана снова видит, как трудно найти правильный путь в этой сложной работе, как легко допустить ошибку. Да, много ещё надо учиться, думать, присматриваться к людям!
            Она умеет наблюдать, умеет по немногим словам, по какой-нибудь мелочи понять человека, но самое главное — никогда не остаётся просто наблюдателем, равнодушным зрителем. И когда перед ней раскрывается кусок чужой жизни — книга без начала и без конца, — она умеет не только читать между строк, стараясь понять настоящее, угадывая предыдущее, старается сделать так, чтобы новая глава этой раскрывшейся книги была весёлая, а не грустная.
            Часто ещё приходится слышать: «Не принимайте всё так близко к сердцу». Или проще, грубее: «Что, тебе больше всех надо?» А вот Светлана всё принимает близко к сердцу. Она умеет вдуматься в состояние другого, чувствовать чужое горе, как своё. Редкое, но какое необходимое качество! Оно очень нужно Светлане, будущему педагогу. Оно нужно каждому из нас: ведь кем бы человек ни был, какую бы специальность ни избрал, он всегда работает с людьми и для людей. Светлана живёт с открытым сердцем, не равнодушно, с интересом и сочувствием смотрит на людей. Светлана не может остаться равнодушной, если рядом с ней кто-то болен, одинок, несчастен, всё равно, кто: малыш-новичок в детдоме, больше всего тоскующий из-за разлуки со своим ручным ёжиком, или взрослые люди, которые считают свои беды непонятными девочке.
            И читатель тоже смотрит на всех её пытливыми, вдумчивыми глазами и благодаря этому глубже понимает всех, с кем он встречается в этой книге. Он познакомится с хорошими людьми, у него появятся новые друзья, и прежде всего умный и чуткий друг Светлана.
            Книга начинается словами: «И почему это все Гали беленькие, а чуть Светлана, — чёрненькая, как галчонок?..» И тот же самый человек, капитан, нашедший девочку в разрушенной деревне, говорит Светлане, встретившись с ней через пять лет: «А правильно всё-таки тебя Светланой назвали: подходящее имя». И верно: она из тех людей, от которых всем вокруг становится светлее на душе.


Пионер, 1956, ╧6, с.74-75.



Сайт Эдварды Кузьминой «Светя другим:
Полвека на службе книгам»
Следующая статья


Copyright © 2006√2011 Эдварда Борисовна Кузьмина
E-mail: edvarda2010@mail.ru