Кто такой чудак? Странный человек, все у него не как у людей. Говорят: рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. А чудак никогда не делает то, что ему самому лучше, а что-то совсем другое...
Уж наверняка приятнее сыграть в футбол или пойти в кино, чем возиться со второклашками. Но Борька Збандуто все же идет к своим октябрятам на первое собрание (это довольно страшно с непривычки), подтягивает «какую-то пигалицу» по арифметике. И сам себя ругает и не понимает, в чем дело, что это с ним? Но вот не играется ему в футбол, когда эта девчонка сидит и терпеливо ждет своего вожатого после уроков одна, в огромной пустой школе. Недоволен собой ужасно: «Когда тебе кого-нибудь жалко, нужно перетерпеть. А я никогда не мог перетерпеть». Но уже не идут у него из головы «свои» октябрята. Он изобретает для них самые неожиданные затеи. Не зря приятель обозвал его «Придуманто». И рассказ про него так и назван: «Чудак из 6-го Б».
А вот почему так названа и вся книга В. Железникова? Ведь в нее входит еще добрый десяток рассказов. Может, просто дело в том, что этот рассказ самый большой? Нет, пожалуй, есть что-то, что объединяет все рассказы, собранные в книжке с таким названием. Познакомимся с ее героями.
...Пошел мальчишка в лес за грибами. Ушел в сандалиях, а вернулся домой босиком.
« Негодный мальчишка, где ты посеял сандалии?
...забыл.
Куда девал сандалии?
Молчит.
На грибы сменял?
Молчит...»
И только когда мать потеряла терпение и повернулась, чтобы уйти, мальчишка признается:
« Я дал их одному мальчику... Он был босиком и наколол ногу».
...Ну а сам-то? Сам ведь тоже босиком мог наколоться? Об этом и не думает. Чудак мальчишка!
А вот в рассказе «Толстяки» уже и взрослый мужчина, а туда же совсем неразумно себя ведет. Приехал человек в санаторий, сердце у него больное. Но увидал, что незнакомый парнишка забрался на отвесную скалу, а спуститься не может, тут же полез и сам, подтянул мальца на веревке, выволок. А ведь сердечнику напрягаться нельзя. Не бережет себя человек! И чего ему больше всех надо? Чудак, право, чтоб не сказать хуже.
И уж вовсе несуразно живет Глеб Головин (рассказ «Белые пароходы»). Его даже во дворе окрестили иронически «рудокопом». Летом вместо отпуска десятый год подряд он ездит искать руду в тайге. И все потому, что когда-то проходил практику в экспедиции, которую быстро закрыли решили, что крупных залежей здесь нет. Решили все. Кроме Глеба. Он поверил в свою руду и вот ищет ее. Не по службе по страсти. Даже всерьез поссорился из-за этого с женой, которая, наконец, захотела тоже немножко пожить, как все люди: в отпуск ездить к морю, вовремя обедать и завтракать.
Милые, славные чудаки! Их все больше в нашей жизни, вот совсем недавно «Комсомольская правда» писала про одного самого реального туриста, который вместе с друзьями так провел отпуск: попросились как-то в пути на ночлег, потом огляделись: хатенка вся покосилась, хозяйка одна с тремя ребятишками, где ей управиться! Взяли топорики, перекрыли крышу, починили двери, ставни... И уж потом только пошли дальше. Когда автор статьи рассказал про своих героев соседу по гостинице, нормальному здравомыслящему «отдыхающему», тот так и сказал: «Чудаки! Разве работа отдых?» Как видите, кличка эта находится быстро и безошибочно «чудак».
Что ж, посмотрим, так ли уж прогадали туристы, так ли уж даром работали. Подсчитаем все: сколько тепла и благодарности было в глазах одинокой женщины и ее ребятишек, сколько еще самых верных друзей обрели по дороге веселые бродяги с легкой и щедрой душой... Вот это он и есть, светлый закон человечности считать улыбку высшей наградой и самому за радость платить радостью.
Потому не удивит нас и еще один странный человек летчик из рассказа «Мальчик с красками». Ну что бы сделал «нормальный» человек, если только что провел тяжелый рейс, едва проскочил грозу на последних каплях горючего да и на земле сразу попал под ливень? Наверное, хотя бы переоделся, отдохнул. А командир самолета тут же, прямо в мокром костюме, помчался в город покупать краски для мальчика. Мать пообещала мальчику краски, но ведь дождь, а через два часа им лететь дальше... Летчик с мальчиком был совсем незнаком. Но только что они вместе пережили большую опасность. И еще минутку поговорили в самолете. Вот и все. Но ведь летчик отвечал за все за то, чтоб не случилось беды и с мальчиком и с другими пассажирами. Значит, все они стали для него близкими людьми. К тому же и маленький человек сумел что-то свое подарить взрослому. Мальчик любил рисовать. И фантазировать. Вместе с ним летчик увидел в знакомом небе, которое было только местом работы, и стада слонов и кита с хвостом. Мальчик подарил ему радость. А это самый чудесный подарок подарок сердцу. Но самый незаметный, «нестоящий» для людей с холодными сердцами, и тот, кто этого не замечает, брюзжит: с какой стати бегать за подарками для незнакомого мальчишки? Вот чудак так чудак!
Как будто разно проявляют себя герои рассказов: один выручил парнишку из беды, другой просто доставил ему радость, третий и вовсе бьется не ради какого-то живого человека, а ради неживой руды, а в итоге, глядишь, опять же для пользы людей. И выходит на поверку: это не у чудаков «все не как у людей», а у мещан, которым лишь бы внешне все было как положено, а что внутри творится никого не касается. Лишь бы самому хорошо было, лишь бы себе урвать, себя обеспечить. И «чудак» для них это тот, кому не свой шкурный интерес превыше всего, не «своя рубашка ближе к телу», а всё для других, для радости людей.
Как важно человеку понять это еще в детстве, когда складывается его нравственный облик, когда впервые начинают волновать мысли о людях, об их поступках, о себе...
А ведь не всегда учителя и вожатые помнят о том, что надо с самого детства приучать ребят разбираться в подлинном и показном, отличать глубокую человечность от маскировки «под человека». И очень хорошо, что появилась еще одна удачная книга, которая без навязчивости и ложной дидактики поможет юному читателю разобраться во многих сложных вопросах.
В. Железников нашел своего героя. Хочется надеяться, что в своих будущих книгах писатель не бросит своих чудесных чудаков, а подружится с ними крепче, сумеет глубоко заглянуть в душу героя, показать, как же складываются такие характеры, откуда берутся они, чудаки. Этого еще не хватает в книжке «Чудак из 6-го Б». А это очень нужно.
Вожатый, 1963, ╧11, с.38.
|