Против литературы школьных прописей, где все ясно, как дважды два четыре, можно выступать по-разному, и не только в открытой полемике. Ее побеждают и глубиной проникновения в запрещенные ею сложности реальной жизни, и юмором, убивающим педагогическую чопорность, и тонким лиризмом.
В эту борьбу против примитивной дидактики вступают и вышедшие в 1964 году первые книжки Сергея Вольфа и Юрия Хазанова. Книга Хазанова называется «Как я ездил в командировку». У Сергея Вольфа вышли две книжки рассказов: «Лети, корабль мой, лети» и «Вдоль нашего дома», а затем книга «Дом в сто этажей», куда вошла одноименная повесть и несколько рассказов.
Эти книги тоже наступают на главном направлении. Они не перепевают одни и те же правила для учащихся и обращены не к нерадивому школьнику, объекту нотаций, а к человеку, осознающему себя, свои отношения с миром, в который он только-только входит.
Мир этот сложен и многообразен, даже если пока его можно объехать на самокате вдоль дома, от угла и до угла. Совершенно естественно уживается в книжке с таким обыденным названием «Вдоль нашего дома» рассказ, увлекающий в необыкновенную загадочную страну Боливию. Боливия... Там огромной высоты деревья, большущие листья растут прямо из земли, и длинные легкие лодки быстро скользят по реке... О далеких странах со звучными названиями мечтали уже многие поколения мальчишек. Но не это главное в рассказе. Главное та искра родства, что вспыхивает между мальчишкой и девушкой-почтальоном, которая одна из всех взрослых мгновенно поняла, как это важно для него: срочно выяснить, где же она, эта загадочная страна. И тут же на лестнице хватает обгорелую спичку и быстро рисует появляются острова, заливы, материки... Она, оказывается, тоже любит мечтать «про разные страны»!
Открытость человека человеку, душевная неотгороженность вот о чем взволнованно говорят лучшие рассказы Сергея Вольфа. Мальчик, потерявший на Севере отца, замкнувшийся и молчаливый, вдруг открывается незнакомой девушке, которая работает в школе нянечкой, ожидая своего жениха, летчика из Якутии. Разговор их неожиданно взрослый разговор двух равных людей, знающих большие жизненные ценности и большие утраты. И мальчик еще утешает ее: не бойся, уж там они, летчики, не бьются, это уж точно. А она своим бережным, ненавязчивым вниманием открывает ему, что с людьми легче.
От человека до человека, оказывается, очень близко. Ведь мир душевно близких людей не ограничивается тем «номенклатурным» списком, которым частенько ограничивались детские книжки: мама, папа, бабушка, классный руководитель и пионервожатый. Неожиданные узы родства соединяют, казалось бы, самых далеких людей. Трудно назвать, что за чувство так сблизило другого мальчика («Лети, корабль мой, лети») с обыкновенным, невысоким, лысым... парикмахером. Конечно, это чудо: парикмахер, который был моряком! Плавал к Цейлону, к острову Пасхи. И рассказывает о том, что видел, точно и необычно: «Океан был тихий, белый, горячий». Но и тут морская романтика не главное. Важнее другое незримо рождающаяся человеческая близость. Ведь не просто интересом к морю и к красивым рассказам вызван неуклюжий вопрос мальчика: «Петрович, а у тебя есть кто-нибудь еще, кроме тебя?» Быть может, мальчик смутно ощущает и горечь чужой взрослой судьбы ведь для него особенно велика пропасть между плаваниями к острову Пасхи и будничной работой парикмахера. И вдруг Петрович уезжает. Навсегда. В другой город. Они расстаются тут же в парикмахерской. Какие уж тут прощанья! Надо сдерживаться. Обоим. Но за каждым жестом Петровича, за сухим: «Иди.» «Иду.» напряженно бьется сердце. Непоправимость утраты, такая острая в детстве, когда у тебя отнимают друга какие-то чужие тебе законы жизни и ты ничего не можешь изменить! А между тем автор ничего не говорит, не объясняет. Только жест, походка, деталь, короткий разговор и за этим так много... Это литература без скидок, тонкая, психологически сложная, глубокая. Книга делает ребят душевно богаче, зорче. Дарит ничем не заменимое, такое драгоценное в жизни умение воспринимать другого человека не внешне, не поверхностно, а понять как себя, изнутри. О таких «тонких материях» с детьми говорят редко: рано, мол. Но если с детства войдут в привычку равнодушие к людям, душевная грубость, невнимание как трудно это потом переломить.
К лучшим рассказам Сергея Вольфа близка по мысли и его маленькая повесть «Дом в сто этажей». Верно, и многим взрослым напомнит что-то свое, заветное из времен детства мечта Светки Мухиной построить огромный дом и собрать туда «тех, с кем мне охота дружить». Будут им любопытны и черточки ребячьей психологии, точно подмеченные автором. А ребятам будет весело мчаться вместе со Светкой на грузовике то под солнцем, то под ливнем навстречу Черному морю и распевать во все горло только что придуманную песню: «Мы мчимся, мчимся, мчимся, а все кругом цветет». Весело вместе со Светкой открывать всякие интересные вещи: что такое баранка («Все, кроме меня, наверное, давно знали, что баранка это руль, а теперь и я знаю»), и как самой поставить раскладушку (для этого пришлось поползать вокруг дядиной: как она устроена), и что за рыбьи хвостики надевают на ноги, чтобы быстрее плавать...
Однако уж слишком в повести все безоблачно. И всюду-то Светке попадаются одни хорошие люди. И самая большая неприятность на свете повязать бант. Допустим, можно как-то оправдать это в повести от лица восьмилетней девчонки (хотя мы знаем книги, где глазами восьмилетних увидена большая и сложная жизнь). Но досадно, если и в дальнейшем писатель будет соблазняться беззаботными пустячками. Это неинтересно прежде всего самим ребятам. Куда лучше, когда книга опережает читателя, когда она зовет его идти вперед. Не пичкать детей унылыми проповедями это еще не значит развлекать их пустячками. В этой борьбе легко перегнуть палку...
Сходные трудности, удачи и просчеты видны в книге Хазанова. Рассказы его еще более откровенно и вызывающе антиназидательны. Если Сергей Вольф противопоставляет примитивным поучениям сложные психологические конфликты, то Хазанов намеренно берет самые непритязательные, обыденные происшествия, просто так случаи из жизни самого обычного мальчика Сани Данилова.
Книжка насыщена точными деталями мальчишечьего быта. Дружбы и драки. Розыгрыши: «А знаешь, кто такой анчоусный посол?» Увлечения: кто лучше знает марки автомобилей, породы собак. Неугомонная фантазия: «Я д'Артаньян. А ты?» «Я майор Пронин. А ты?» Для ребят эта книжка своя. Они в ней как дома. Она не отпугивает их нудной моралью, которая действует сильнее, чем суровая надпись: «Посторонним вход воспрещен». Ну подумаешь, какая тут мораль: подарили Сане гондурасский замок к велосипеду, и вышло из этого много всякой смешной неразберихи. И между прочим каждому ясно без слов: дико и смешно запирать свой велосипед от ребят, некрасиво это.
Приятно, что нравоучение не выпирает из каждого слова, из каждого эпизода. Конечно, и в этой книге есть свои недостатки. Скажем, бедноват и однолинеен рассказ о том, как собирались и опаздывали на поезд. Но в целом отдельные, как будто незатейливые кадры складываются в правдивую, полнокровную картину жизни, где ясно видны тени и свет, где ребят притягивает хорошее и отталкивает все ложное, фальшивое.
Как это получается? Посмотрим. Вот, к примеру, одна только линия книжки. Автор и герой очень любят собак и прочее зверье. Жила вот у Сани и его маленькой сестренки Лики черепаха. Только она почему-то ничего не ела. Пришлось отдать ее в зоопарк. Вот и весь рассказ. Ну и что? Да ничего. Какая тут особенная мораль? Но все семейство так тревожится из-за загадочной голодовки, так беспокойно все спрашивают каждый день, приходя домой: ела? ела? ела? Поневоле заражаешься общим волнением. Забавна история о том, как купили на бульон живую курицу а она вдруг назавтра снесла яйцо, потом опять, опять... А это Лика никак не могла примириться с мыслью, что вот сегодня бегает живое существо, а завтра она, Лика, будет его есть. Нет, это вовсе не значит, что вообще не надо есть бульонов. В рассказе нет никакой сентиментальности, проповеди вегетарианства и пр. Но так необычно сумела девчонка отстоять куриную жизнь, добиться своего, что ребятам это наверняка полюбится и запомнится. Доброе отношение ко всему живому воспринимается из всей книжки в целом как естественное, само собой разумеющееся. А дело не только в любви к животным. Это попытка сразу, с детства, заронить в души отвращение к жестокости. И когда мальчишка привязывает котенку на хвост кирпичи, писателя волнует не только судьба котенка, но душа мальчишки, судьба его кем он станет.
Недаром этот мальчишка, Факел, так же донимает и своих товарищей. Ведь и дружит он с Саней, а не может удержаться, чтоб не обозвать, не попрекнуть каждым недостатком. Откуда эта злость, стремление задеть, уязвить человека? «Он думает, если у него нелепое имя и ростом не вышел, так ему все можно. Этак мы не знаю до чего дойдем. У одного будет нос слишком курносый, у другого нога не того размера, они и начнут злобствовать. Еще хорошо, если только в детстве...» говорит Санин папа.
Да, это страшная вещь ущемленное самолюбие, которое выливается в злость на всех и вся. Какие ничтожные, мелкие причины, разрастаясь, отравляют порой отношения между людьми! Иногда это дешевое фанфаронство, как у Шишки-Мишки, героя другого рассказа Хазанова. Он ничего не видит, кроме себя самого, безудержно хвастается, и из-за него чуть не погиб сперва веселый щенок, а за ним и Мишкин приятель Хазби. Спешить с самых ранних лет утвердить в сознании, в душе, в самих привычках ребят доброе, человечное! Что может быть важнее? Утвердить как норму, как дыхание, именно с детства. Пока не начались для них соблазны скептических и рациональных дискуссий а нужны ли в наш век техники, атома и пр. доброта, любовь и прочие «телячьи нежности»?
В человеческой душе нет мелочей. Писатель чутко подмечает малейшие начальные ростки и жестокого, неблагородного, и прекрасного. Тонко передана в книге Хазанова поэтичность детского мышления, богатство воображения. Вот сценка из рассказа «Мы ищем подвиг для Олега». Учительница хвалит рисунок Олега Силина.
« Только почему здесь наверху собака? И почему она оранжевая?
Потому что красивая, сказал Силин. Ее убило машиной, а мальчик плачет.
Она летающая, сказал Лерик про собаку. Ведь рыбы есть летающие.
Нет, сказал Силин. Это мальчик про нее думает. Оттого она сверху».
Каждый ли из взрослых сумеет понять эту прихотливую и неожиданную ребячью логику, не оборвать, не обидеть, не осмеять за «дурацкие фантазии». А ведь довольно одного грубого вмешательства в поэтический мир ребенка и он замкнется в себе, утратит доверие к чужакам из взрослого мира. Нет, не без пользы для себя прочтут взрослые эту книгу, пропитанную бережностью, уважением к внутреннему миру детей, пониманием его.
Такие книги, психологически насыщенные, не избегающие серьезных и сложных проблем, помогают утверждать в душах ребят светлое, чистое, человечное.
Книги детям: Сб-к материалов в помощь учителям, библиотекарям и пионерским вожатым. М.: Дет. литература, 1965. С.90-95.
|