«Его мучило, если он видел какой-либо предмет или вещество и не понимал, отчего они живут внутри себя и действуют».
Так чувствует мальчик Вася, герой рассказа Андрея Платонова «Корова». И столь плотна, насыщена проза этого необычного писателя, что в одной фразе выступают «сокрытые двигатели» его: страстное нетерпение понять мир; ощущение живой души в природе; восприятие жизни как действия.
Естественно, что многие рассказы Платонова о детях, о тех, кто впервые открывает мир, ищет связи со всем живым.
Ты кто? обратив лицо к ветру, спрашивает малолетний Егор (рассказ «Железная старуха»).
Ты кто? спрашивает Егор жука. Конечно, он нарочно стал жуком, а сам не жук, а еще кто-то неизвестно кто. Ты не притворяйся, я все равно дознаюсь, кто ты такой.
Кто же это такой? озадачился Егор перед червем. Он без глаз и без головы, о чем он думает?
Отчего ты живешь? пытает он червя. Хорошо тебе или нет?
Давай с тобой разговаривать ты думай про меня, а я буду про тебя.
Для Платонова это не просто забавные пустячки, детские выдумки. Писателю дорог пробивающийся человеческий характер: Егор одолевает страх перед ночью, темнотой, перед «железной старухой» бедой или судьбой, которой пугает его мать, так ему необходимо до всего дознаться, все понять.
То же слияние человека с живым, дышащим миром законченно выразилось в рассказе «Свет жизни». Весь видимый, еще непривычный мир вновь воздвигается внутри детской души, «как если бы и трава росла, и свет светил, и ветер шевелился не снаружи, а в глубине тела Акима, и ему интересно было быть за них и воображать, что думают и чего хотят ветер, солнце и трава».
Мир, где всякая былинка живая, добрый мир. В нем не одиноко. Маленький Аким ушел из дому, но ему не страшно. Увидел: «Колосья дремали, хлеб хотел спать», прилег и Аким, «чтобы подремать наравне с травою и рожью». Зажглись звезды «они проснулись и глядят! Я тоже не буду спать, а буду глядеть».
Но и от человека этот мир ждет доброты: не помять, не раздавить, не обидеть живое. Тому, кто присмотрится к молчаливой, сосредоточенной жизни природы, она дает свои простые и мудрые уроки.
Всего один шаг оказывается от пытливых и наивных «детских вопросов» к постижению самых глубоких истин. Маленький Афоня («Цветок на земле»), как и Егор, хочет до всего дознаться. Дед объясняет мальчику тайный урок цветка, «терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка...
...Песок мертвый... камень не живет и не дышит, он мёртвый прах... А цветок... он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха... Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». Так и трава, и рожь, и мы с тобой, объясняет дед.
«Детский» рассказ отвечает на сложнейший вопрос о смысле жизни, вопрос, которым веками мучается человечество.
Слово «жизнь» звучит у Платонова неповторимой значительностью. В нем нет мелкости. Жизнь не существование, это работа. Суровая, тяжелая. Для нее нужно готовить себя, наращивать силы. Отсюда у Платонова и его героев такое истовое уважительное отношение к самому процессу жизни. В его рассказах мы словно физически ощущаем, как в человеке свет, тепло, пища превращаются в дыхание, движение, работу разума, питаемого кровью из сердца. Словно бы сознательно созидает себя, строит свое тело любимица Васи серая степная корова. «Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею долго трудиться, чтобы напитаться». Вася понимает: «свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала в молоко и в работу», была кормилицей всей их семьи. Эта бессловесная судьба западает в душу мальчика, естественно приводя его к самому высокому и гуманному, что выработал человек: «Я тоже хочу, чтобы всем людям нашей Родины была от меня польза и хорошо, а мне пусть меньше».
Героев Платонова сызмала отличает чувство ответственности за все, хозяйское отношение к окружающему. Вот Никиту пяти лет от роду мать оставила на весь день в избе за хозяина. Конечно, ему и любопытно, и страшно большой двор сразу населяют таинственные человечки, кто-то скрывается в бочке, в старом пне, прячется в колодце, под сараем. И все же Никита пытается по-деловому распорядиться странными незнакомцами. «Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть», внушает он загадочному жителю бочки. «Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать», приглашает он того, чьи глаза смотрят из старого пня.
Так еще совсем несмышленое воображение, знакомясь с природой, включает ее в понятный главный трудовой круг жизни.
Хозяином ощущает себя и Артём (рассказ «Еще мама»). Он первый раз пошел в школу и все тревожится, как там без него дома: вдруг волк прибежит, вдруг мать помрет, а то пожар случится управятся ли без него?
С малых лет дети видят: вокруг все трудятся. Много скажут пытливому Афоне руки деда: «Они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали». Труд мера человека. И недаром в рассказе «Июльская гроза» девятилетняя Наташа, которая тащит на себе в дальнюю дорогу младшего братишку, сразу вызывает у прохожего старика мысль: «Хорошая будет крестьянка».
А о Васе машинист говорит: «Он с малолетства полный человек».
В этом рассказе особенно зримо, как «каждый предмет или вещество» «живет внутри себя» и входит в человеческое сердце. Вася понимает всем своим существом и тоску коровы, у которой забрали ее сына-теленка, и натужное напряжение паровоза, которому тяжело вытянуть состав на затяжном подъеме. Все это отдается внутри сердца мальчика, рождая жалость, сочувствие, жажду помочь как нельзя не помочь живому человеку. И нам уже невозможно глянуть на этот одушевленный дышащий мир иным, равнодушным взглядом. Мы видим по-платоновски: «Паровоз в голове поезда бился в тяжелой работе, колеса его буксовали и состав не натягивался. Вася направился с фонарем к паровозу, потому что машине было трудно и он хотел побыть около нее, словно этим он мог разделить ее участь».
Вася может и дать совет машинисту, и делом помочь. Он сменяет помощника машиниста, сыплет песок на рельсы перед паровозом. «Ему интересно было работать, он чувствовал себя важнее паровоза, потому что сам паровоз шел за ним и лишь благодаря ему не буксовал и не останавливался». Так просто и такой емкий образ!
Платонову важно постичь исток судьбы и характера, понять, как началась, из чего произросла душа человека. Именно поэтому тема детства звучит едва ли не в каждом рассказе Платонова писателя вовсе не «чисто детского», писателя, поднимавшего огромные пласты сложнейших тем, современных и исторических, писавшего о том, как врезался обновляющий плуг революции в самые медвежьи углы, в глубь самых застойных отсталых понятий и привычного уклада, о том, как соотносятся на весах истории воля правителя и душа массы, как опасна налипшая на плуг революции гниль бюрократизма, как сложно сплавлены в любимом им народе чистейшие силы души и отсталость, суеверия.
Детство для Платонова важнейшая координата на оси времени, точка, без которой нельзя начинать отсчет. В рассказе «На заре туманной юности» мы ясно видим, как и доброта Ольги, и ее терпеливое трудолюбие, и самый подвиг, требовавший не женской отваги и риска, ценой своей жизни остановить слепо мчащийся воинский состав, все это рождено тем давним детским чувством удивленной благодарности, когда, оставшись без отца и матери, голодная, никому не нужная, Ольга оказалась нужна стране, неизвестным, незнакомым людям, Ленину: они за что-то дали ей общежитие, стипендию, позволили учиться, кормили и поили в трудные для страны дни. Как же не ответить на это?
Дети словно камертон. Даже там, где они появляются вроде бы случайно, на минуту, без них невозможно. Они определяют верность тона, психологию героев и всего рассказа. В рассказе «Третий сын» автор сталкивает лицом к лицу жизнь и смерть. Прав старик, тоскующий по жене. По-своему правы и пятеро его сыновей крепкие здоровые мужчины, в них играет сила, радость редкой встречи, вот они уже увлеклись, возятся, как мальчишки, забыв про гроб в соседней комнате. И тут заплакала пятилетняя внучка: «Мне бабушку жалко. Все живут, смеются, а она одна умерла». Тогда, словно почуяв ее смятение, ее отец остановил разошедшихся братьев. В ребенке безошибочнее всего чутье, безотчетный такт в самые сложные минуты.
И самый точный приговор нестоящему человеку: «У этих людей дети рождаться не любят».
Дети продолжение эстафеты, смысл и оправдание жизни. Чагатаев, спасая маленький вымирающий народ в пустыне («Джан»), заботится особо о двенадцатилетней девочке Айдым. Раненая Ольга, не зная, выживет ли, хочет видеть из всех людей именно Юшку мальчика, которого воспитала, в которого вложила часть себя. «По небу полуночи» рассказ о переломе судьбы немецкого летчика кончается его встречей с испанским ребенком, которого фашисты лишили семьи, детства, разума: потрясенный всем виденным, ребенок медленно погружается в безвыходное одиночество безумия. В этой встрече и обвинение стране Зуммера, и оправдание той крови, которую только что пролил Зуммер, его стрельбы «по своим», и путь искупления.
«Фро» ставший почти классическим рассказ о женском сердце, о любви самозабвенной, всепоглощающей кончается столь же символической сценой. Федор все же уходит из плена счастливой любви ему тесно жить, ничего не делая для людей. Женщине труднее вырваться из заколдованного круга своего сердца. Но невозможно жить только собой в одиночестве ожидания. И Фрося зазывает в гости соседского мальчика, который целыми днями остается один, скучает, играет на губной гармонике. Платонов мастерски вводит его в рассказ пунктирными, мимолетными упоминаниями, и вдруг в конце эта «посторонняя» линия торжествующе сливается с главной: «В наружную дверь робко постучал маленький гость. Фрося впустила его, села перед ним на пол, взяла руки ребенка в свои руки и стала любоваться музыкантом: этот человек, наверно, и был тем человечеством, о котором Федор говорил ей милые слова». Во внимании к другому человеку, к ребенку и выход из эгоизма счастья, и утешение.
Так проступает неотъемлемость, неизбежность детской темы в платоновской гамме чувств. Она ясна даже по какой-нибудь беглой фразе в отнюдь не детской повести «Джан»: «У нас людей называют, когда они маленькие и похожи на все хорошее». Понимаешь: не может не говорить о детях писатель, в котором столько доброты и человечности, писатель, который видит мир свежо и первозданно, как видят дети, писатель, который стремится во всем добраться до первоистоков, до начала начал. Это стремление вникнуть в самую глубь вещи, человека, события, сквозь все оболочки, сквозь шелуху кажущегося, быть может, самое характерное в творчестве Андрея Платонова. А это и есть первое, святое свойство истинной поэзии:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути...
До оснований, до корней,
До сердцевины!..
(Б. Пастернак)
Именно поэтому в книгах Платонова жизнь встает сложная и неприглаженная, со всеми ее углами и противоречиями. Именно поэтому судьба его книг оказалась трудной, и много лет читатели почти не знали его. Лучшие произведения Платонова, созданные в 20-х 30-х годах, печатались мало, долго не переиздавались. Неоценимое богатство открыли современному читателю наши издательства, выпустив два больших однотомника Платонова. Они не дублируют друг друга, издание «Московского рабочего» любовно и добросовестно дополнено новыми повестями и рассказами, полнее раскрывает беспокойное и нестандартное дарование Платонова. Но немало осталось произведений Платонова, которые еще ждут своего второго рождения. Новая долгая жизнь Андрея Платонова в первых рядах нашей литературы только начинается.
Семья и школа, 1966, ╧10, с.44-46.
|