Семья переехала на дачу. Наутро Славка проснулся в незнакомой комнате. «А на столе знакомое! А на столе, как своя фамилия, привычные: бутылка из-под «маленькой» с двумя голубушками из-под пива!»
А дальше воспоминания о том, как «на высокой мачте, в небе очень голубом, стреляло на ветру выцветшее лагерное знамя», и оба мотива противоестественно для слуха сплетаются во фразе: «Посмотрим, что я буду иметь вместо лагеря...» Интонация кухонного расчета и бескорыстные образы пионерского детства.
Да, это странное начало открывает не историю какого-нибудь пропойцы и забулдыги, а повесть об одиннадцатилетнем мальчишке. Об одном лете. О беспечной дачной компании семеро ребят и один пес Марс. О прогулке на дальнее озеро. О том, как солнце стоит слепящим валом, как плавятся от жара сосны, какое блаженство мчаться куда-то что есть сил или валяться да теплом песке. В книге много света, простора и радости потому что Ричи Достян удалось передать свежесть и полноту ощущения ребят: сама жизнь небывалое зрелище, которое творится именно для них. Только ребята могут бежать смотреть, как проходит поезд, и когда он прошел, «все постепенно задвигались, а вид у них был, как у людей в кинозале, когда зажигается свет». И солнце и закат великолепный праздник, придуманный нарочно для них. Ничто еще не приелось, все необыкновенно и граничит с чудом.
Вот ребята добрели до луга, опоясанного соснами. «Каштановая лошадь с нестриженой русой гривой и длинным русым хвостом паслась без привязи среди цветов и травы. Такой лошади своими глазами никто из них не видал... Не верилось вообще, что ее когда-либо запрягали. Заметив людей, она плавно подняла голову и вперила в них пытливо-отчужденный взгляд. Ребята смутились, почувствовав себя вошедшими в чужой дом без спроса. Каждый был убежден, что лошадь смотрит именно на него».
Вот ребята выходят к озеру. Ни души кругом. Словно они его открыли, они одни в целом свете. «Тишина была потрясающая. На той стороне, наверно, было слышно, как лакает Марс. Потом на все озеро захрустела газета... Мало кто знает, какое это наслаждение в жаркий день войти в лесное озеро по колени и стоять, и есть мороженое, и видеть отражение сосен, которые в воде кажутся еще прекраснее». Все это не просто видишь ощущаешь вместе с ребятами, переносишься с ними в первозданной свежести мир. И кажется все прекрасно в этой стихийной ребячьей республике, всех роднит эта открытость небу, лету, счастью. Каждый может быть и мудрецом и поэтом в одиннадцать лет. Да, Ричи Достян твердо верит в изначально хорошее в человеке.
Но она видит, как уже различны они и в мелочах и в важном, потому что у каждого за спиной различный душевный опыт. Почему Костя и Вика так относятся к Славе, «будто он им золотые часы за так подарил или от смерти их спас»? А Слава «все приглядывается к ним и все подвоха ждет». Почему веселый и нахальный кумир компании Гришка нередко задевает ребят высокомерной небрежностью, равнодушием к жестокости? В каждом, как в зеркале, отразился особый домашний уклад, вкусы и понятия родителей.
Гришка чуть ли не в восемь лет понял: дети нужны родителям, чтобы помогать им во лжи. Оказалось, отец его жульнически обирал всех, кому сдавал дачу, и Гришку, еще несмышленого, приспособил себе в подмогу. «Воспитатели» не заботились, каково будет мальчишке, когда он все поймет, потеряет уважение к отцу и к самому себе. Зато в доме стиральная машина и прочие блага, а у парня полно барахла, чего же еще!
А как солоно придется в жизни бедному Павлику, жертве бабки Юлии, «тонкой натуры» с ее «.прелестными вечерами», на которых в «благородной тишине» и «интимном полумраке» смакуют «несравненные» романсы Вертинского. У ребят аж в животе крутит, когда семилетний Павлик со своими ясными глазами сыплет сентенциями бабушки Юлии: «клянусь честью», «ты юный гений», «из меня должна вырасти личность, а там (в детском саду, Э. К.) дети растут, как муравьи».
Ричи Достян не боится презренной прозы. Будни проходного двора, коммунальной кухни, тесной комнатки с низким потолком и столь же низким духовным порогом ведь все это тоже отпечатывается на характерах детей. Вся эта стихия врывается в повесть Р. Достян вместе с матерью Славки.
Славкина мать была грозой всего двора, и Славка еще маленьким очень гордился, когда вокруг шептали: «Вы лучше не связывайтесь с этой бабой». Кажется, ей доставляет наслаждение изводить своим криком Славкину учительницу (просят не баловать сына «Сначала надо поинтересоваться, в чем эти паразитские щенки ходют, а потом говорить балуити!»; просят выбирать слова «Я не на базаре, шоб выбирать»). А с каким азартом она поливает бранью Костю и Вику, с которыми Слава подружился («...приедет ваша матка я ее поучу, как людям спокою не давать!.. Сама нибось по городу шаландает, а я терпи!»).
Р. Достян почти не рисует внешность этой женщины, ее предысторию. Но так точно услышано в самой жизни каждое ее слово, каждая интонация, так подмечено каждое движение, внешнее и внутреннее: и то, как, обругав кого-то, отведя душу, мать успокоенно заводит песню; как, приехав на родительский день в лагерь, возится с привезенной выпивкой и закуской, копается в сумке, раскладывает, вытряхивает и только потом, уже селедочными руками, хватается проверять, не похудел ли сын да не потерял ли новую майку...
Как точно выхвачен из жизни этот характер со всем, что намешано в этой женщине и грубой, и вроде бы не виноватой в своей грубости. Тут и вечная замороченность, и озлобленность, и жадность, и зависть: «У их это вот есть, а у нас нету. А мы, чай, не хуже их!» И в ту же грубую оболочку укладывается и материнская нежность, и самоотдача: «Да я для тебя шкуры своей не пожалею», «Холера с тобой!.. На, имей ты не хуже других!» Нежность к своему детищу оказывается неразрывна с враждебностью ко всему прочему миру как конкуренту на жизненном рынке. С детства внушает мать Славке простые азы: «Кроме тебя, мамки, бати да еще тети Клавы-соседки, которая тоже из-за своего Васечки кому хошь голову оторвет, все остальные паразиты, сволочи, гады и кое-кто еще!» Это самое страшное в подобной психологии. Если все люди гады, чего церемониться! Знай работай локтями, и плевать на всех.
Славка легко схватывает жизненное кредо матери. Похвалить кого-нибудь преступление. «Мир-ровецкие реб...» начал было Славка рассказывать о первом знакомстве с Костей и Викой «напоролся на угрюмый взгляд матери, мгновенно потух, напрягся чуть и уже без колебаний перевел себя на ее волну ненасытной зависти и надежды: может, у их все ж таки хужее, чем у нас». И все же приходится Славке признать: «А вообще-то, кажется, правда, не жадные». Но мать не дает ни малейшей уступки: «Не жадных, сыночка, не бывает. Все люди жадные, только которые признаются честно, а которые исусиков из себя изображают».
Может, вы не видали таких? Не слышали их визгливых ссор в кухне, во дворе? Но обычно кажется: все это так, «пережитки», не стоит внимания. А между тем «пережитки» понемногу прививаются и подрастающему поколению, ржавый быт иногда разъедает и новую, чистую поросль.
Прежде всего Славка усвоил, как обращаться с самой же матерью, как, играя на ее слабостях, вытянуть из нее, скажем, новый портфель, потому что у какого-то «дохляка» есть! Расчет естественно вносится в отношения с матерью, и уже подвигом считает Славка, если при отъезде на дачу столько всего перетаскал и переделал «за так», безо всякого кино и мороженого. Уже он приучается тянуть с мамки «денюжку». А мать хвастает этим отцу: у сына башка на плечах.
Расчет неизбежен и в отношениях с приятелями. Вика предлагает стакан молока Славка отшатывается от неожиданности: «Зачем мне ваше молоко, у нас свое есть». Но легко может проехаться на чужой счет, когда компания «скидывается» на мороженое.
Славка вовсе не закоренелый негодяй. Но мировосприятие своей матери он привык считать законом. И эта пелена раздражения и зависти застилает и искажает все.
Это зависть не только к чужому портфелю или пылесосу. Это зависть к чужому веселью, семейному ладу. Ко всем, кто умеет жить иначе, без злобной базарной перебранки. К тем, кто иначе горюет, иначе радуется, к тем, кто грамотнее, вежливее, а часто «к тем, кто попросту говорит спокойно и тихо». Так, соседка тетя Клава шалела, когда с ней говорили вежливо, и вопила: «Ты что хочешь етим сказать? Ты хочешь етим оказать, что ваши детки культурненькие, а наши хулиханы?»
Выздоровление Славки началось, когда он стал страдать от привычного грубого окрика, ему хочется заставить мать говорить по-человечески. Оно началось тогда, когда он обнаружил существование мира совсем иного.
Костя и Вика, близнецы, ровесники Славки. Но все у них чудно, непривычно. Это был чужой вежливый мир, где все «как в кино». «Чуть что «пожалуйста». Поначалу все в этом мудреном мире раздражало Славку. И ссорятся-то они не по-людски. «Один скажет слово помолчит. Другой скажет помолчит. Нет чтобы наорать, как у людей, или треснуть разок в свое удовольствие, а то словечки да взгляды». И удовольствия у них непонятные. Приехали к ним на воскресенье отец и мать. Полдня ходят по лесу, а ничего не собирают, еще и грибов-то нет, просто так. А потом весь вечер сидят все четверо за столом не едят, а так, разговаривают. У Славки отец игриво чокается, мать громко смеется неприличным смехом и голосит: «Мой миленок...» А там, за стеной, чужая неслышная радость.
Костя и Вика постоянно Славу удивляют, ставят в тупик ибо различна сама их исходная позиция, точка отсчета. К примеру, видят ребята на станции незнакомого пса: он ищет хозяина, верно, отстал от поезда. Как несхожа первая естественная реакция каждого.
« Вот дура, равнодушно сказал Слава, видит ведь, что никого нет, а ищет. Или она, может, думает, что ее хозяин вылезет из-под земли?
Не завидую я этому человеку, сказал Костя. Наверно, кто-то нечаянно открыл купе, пока он за газетой ходил».
Что может быть дороже этого умения почувствовать за другого человека? Ощущать не только свою боль, влезть в чужую шкуру, понять, что другие, «чужие», «посторонние» так же страдают и чувствуют, как ты. Это главное, что разделяет психологию новых Славкиных друзей и психологию Славкиной матери. Отсюда все «странности» Кости-Вики, которые поражают Славку: ну чего они столько нянчатся с Павликом, почему возятся с Марсом, будто это их пес? Даже к собаке они относятся по-человечески с тем же проникновением в чувства живого существа.
Едва ли не половина повести рисует, как компания приручила Марса, подружилась с ним. Что ж, в этом ничуть не хуже, чем в любых других событиях, могут раскрыться характеры. Ведь характер подростка лепится в мелких событиях каждого дня. Кости-Викины «поправки по мелочам» исподволь сдвигают, поворачивают всю систему Славкиных взглядов.
Счастье, что Славка вовремя столкнулся с хорошими людьми и ощутил недобрый мир своей матери не как закон бытия, а как удушливый чулан, где без воздуха, без света так тошно, что хочется шарахнуть чем попало в стенку. Поздно предъявлять счет Славкиной матери ее уже не переделаешь, но надо уберечь Славку. Недаром Костя и Вика вежливо выслушивают от нее любую брань, но непримиримы к грубости и крику в устах Славки.
Да, «человек, породив человека, сил своих не щадит, чтобы сделать его во всем похожим на себя». Но справедливо ли, когда один человек распоряжается желаниями, мыслями, поступками другого не по праву большего ума, большей культуры, благородства, а только по праву родительской власти над своим детищем? Ведь для большинства людей растить человека «единственное занятие на земле, которое... не требует никакой квалификации».
Как вырастить новое поколение чистым, прекрасным душевно, не нагружая его своими изъянами и слабостями? Как воспитывать душу? Об этом тревога Ричи Достян. Тема эта настолько волнует автора, что порой он переходит на открытую публицистику, настойчиво и подчас прямолинейно подчеркивая мысль об ответственности родителей перед детьми, о моральном праве на воспитание. Но в целом книга написана свежо и зорко, убеждает жизненной правдой характеров и многих заставит задуматься.
Новый мир, 1967, ╧12, с.250-252.
|