До чего же они все разные! Грек Харлампий Диогенович, математик, которому никогда не приходилось ни кричать, ни уговаривать все заменяло одно легкое колючее оружие насмешка (Фазиль Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла»). И робкий на вид «классный», который не ругался, не жаловался, только смотрел с печальным изумлением (В. Амлинский, «Классный»).
Хрупкая, прозрачная, как весенний лед, Любовь Ивановна, попавшая в интернат на Чукотке после голодного года в блокадном Ленинграде и сумевшая отогреть сердца ребят (Юрий Рытхэу, «Любовь Ивановна»). И стремительный, долговязый, прекрасный своей одержимостью Борис Иванович (Вл. Порудоминский, «Пустой урок»). Он «приводил своих друзей Пушкина, Мусоргского, Репина, Бородина... Он знал их голоса, слова, жесты». До чего все они разные, и все-таки в чем-то очень схожие! Для каждого из них всякий день их работы поединок. Учитель воистину «каждый день... идет на бой».
Особенно ясно чувствуется это в рассказе Николая Никонова «Лунный копр». Современная буйная ребячья стихия. И все-то они коллекционеры, и все-то они эрудиты. А вот доброты и такта часто не хватает. Новому учителю устраивают форменный экзамен. К счастью, он знает, и какая самая первая марка, и какая самая мелкая английская монета, знает все ордена, все птичьи голоса, все цветы в лесу... Каждый учитель выходит из этого поединка по-своему. Вроде и непедагогично ведет себя новая физичка, «Лиюшка» нескладная, худая, растрепанная. Она словно не замечала шума, неуместных острот, не вызывала директора, ни разу не повысила голос, ни разу не сорвалась. Она делала свое дело. Занималась только с теми, кто этого хотел. Те, кто «бузил», были ей просто неинтересны. И это уязвляло. Самые буйные все же ощутили себя «жалкими перед достоинством ее молчания». Она защищала «не предмет, не урок, не учебник для девятого класса, а свою науку». Физика «не нуждается в одолжении», ей нельзя объявить бойкот. «Лиюшка» сумела покорить не внешними мерами, а самой сутью своего увлечения, своей науки (рассказ Аллы Гербер «Есть мушкетеры!..»).
Имена в сборнике представлены самые разные. Тут и кровно близкие школе и ее заботам Фрида Вигдорова, Наталья Долинина, Алла Гербер. И вроде бы совсем не «школьные» Андрей Платонов, Фазиль Искандер, Юрий Рытхэу, Юрий Нагибин. В этом проявился верный подход составителя И. Резниковой широкий, отнюдь не «ведомственный», которая не сделала крен в публицистику, в узкие, пусть и наболевшие, педагогические проблемы. Здесь представлена прежде всего Литература. Учитель отнюдь не машина для выставления двоек и чтения нотаций. Он личность человечески значительная, которая оставляет «незримый долгий след в чужой душе на много лет». Недаром большая часть рассказов построена как воспоминания бывших учеников о своем учителе свидетельство памяти и благодарности.
Те, кто привык считать художественную литературу привеском к нравоучительным прописям, могут осудить составителя за то, что он включил в сборник рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Да, этот рассказ лишь краем задевает чисто школьные проблемы. Тема его шире учитель и большой мир. Но именно это так важно показать ребятам не педагога с указкой, а Личность.
Проза А. Платонова, его особая, чуждая привычным канонам манера, разве это доступно школьникам? Но в том-то и смелость, и заслуга составителя: именно в юном, отзывчивом возрасте, когда человек распахнут навстречу новому, не скован косными, заскорузлыми мерками именно тут нужна и благодатна встреча с большой литературой, с художником своеобычным, оригинальным. Однако не стоило оставлять подростка с этой сложностью наедине. Взяв на себя смелость дать ребятам полноценную литературу, нужно было пройти первый шаг с ними вместе. Сборник же никак не прокомментирован. На роль предисловия поневоле выдвинут лирически-публицистический этюд Н. Долининой, явно не рассчитанный на эту нагрузку. Составитель должен был помочь подростку оценить и обаяние интонации А. Платонова, и полемический запал Н. Долининой.
Кроме того, необходимо было дать и краткие сведения о самих писателях. Для многих ребят это, может быть, первая встреча с автором. Как же не рассказать им, когда он жил и что писал, или не пояснить, как связан рассказ «Новые башмаки» с повестью Ф. Вигдоровой «Мой класс», не отослать к другим ее книгам. Все это и надо было дать в предисловии. А еще лучше и психологически более оправдано в книжке для детей в послесловии.
Много душевной тревоги и напряженных раздумий пульсирует в этой книге. Жаль, скучновато заглавие, скучновато оформлен переплет. Как бы книга не прошла мимо своего читателя. А о ней стоит говорить, думать, спорить на диспутах в школе, в педагогическом вузе.
Детская литература, 1975, ╧6, с.46-47.
|